Конференция «Урбанистические исследования как эффективный инструмент развития Петербурга 2030» собрала на единой дискуссионной площадке представителей власти, профильных экспертных организаций и университетов. Как рассказывает директор по стратегическому развитию Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Михаил Климовский, цель обсуждения – выяснить, насколько различные городские исследования применимы к реальной жизни, а также обозначить форматы успешного взаимодействия петербургской администрации, бизнеса и высшей школы.
«Мы рассматриваем это мероприятие как своеобразный краш-тест, который позволил бы скорректировать те направления, в которых должны двигаться молодые урбанисты, – рассказывает Михаил Климовский. – Перед конференцией мы сформулировали несколько вопросов: есть ли спрос на градостроительные исследования, на профессию урбаниста как комплексного специалиста, должен ли он заниматься трансформацией системы градостроительной деятельности, системы управления развитием территорий, работать в бизнес-среде».
Интерес городских властей к университетским проектам объясняет глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова. По ее словам, администрация учитывает не только выводы проектных работ, которые были выполнены по конкретным запросам, но и прислушивается к мнению исследователей-добровольцев.
«В последние несколько месяцев мы регулярно встречаемся с разработчиками различных стратегий, которые генерируют идеи в области территориального развития, и эти идеи действительно применяются в нашей деятельности, – говорит Елена Ульянова. – Некоторые ложатся в основу городских концепций развития территорий, некоторые мы берем на заметку, чтобы реализовать их позднее. Я надеюсь, что на этом мероприятии наша совместная работа не прекратится».
Ядром программы конференции стала презентация результатов магистерских исследований, выполненных в Институте дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Образовательная программа «Дизайн городских экосистем» была запущена два года назад, и в ходе обучения и самостоятельных изысканий студенты учились «слушать» города, понимать их проблемы и реальные потребности. Выпускниками программы стали шестнадцать человек, однако из-за временных ограничений на конференции удалось озвучить выводы только четырех исследований. Татьяна Адаменко выступила с презентацией проекта «Анализ пространства ночи», в ходе которой отметила недостатки инфраструктуры Санкт-Петербурга для горожанина, который учится, работает или отдыхает по ночам, а также озвучила рекомендации по ее оптимизации. Дарья Близнюк рассказала о проекте Happy Campus и влиянии университетской среды на эмоциональное состояние студентов, а Ольга Беговатова поделилась итогами исследования нормативных систем в управлении и развитии городских территорий. Самым фундаментальным стало обсуждение проекта Стива Каддинса, который участвовал в исследовании развития транспортной системы Красноярска в преддверии Универсиады-2019.
В ходе обсуждения проектов некоторые эксперты выразили сомнение в том, что магистерские работы могут найти прикладное применение в текущем виде – к примеру, генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян отметил несоответствие структуры работ тем требованиям, которые город выдвигает к проектным документам. По словам директора Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Марины Сухоруковой, это естественная реакция в условиях ограниченного времени для презентации.«В контексте этой работы с большой международной командой мы формулировали научно обоснованные предложения по развитию транспортной системы. Те парадигмы и проектные решения, которые успешно работали раньше, не функционируют в той же мере сегодня. В результате существующие системы не могут справиться с теми вызовами, которые вызывает рост автомобильного трафика, а это экологические, экономические проблемы, потеря времени для водителей, пассажиров и пешеходов, – рассказывает Стив Каддинс. – В исследовании мы придерживались стратегии Avoid-Shift-Improve: она предусматривает предотвращение использования нерациональных видов транспорта, смещение интересов пользования в сторону устойчивых видов транспорта и улучшение существующих транспортных систем».
«Демонстрация результатов инициативных исследований может восприниматься “в штыки”, но я связываю это с отсутствием информации. Например, наш проект по транспортному планированию прошел несколько научно-технических советов в Москве и был принят в работу в Красноярске, – комментирует Марина Сухорукова. – Иногда в ходе слушаний и обсуждений возникают определенные опасения, но они проходят, когда слушатели могут лучше ознакомиться с результатами исследования».
Отметим, что исследования выпускников магистерской программы «Дизайн городских экосистем» будут не только включены в сборник научно-исследовательских выпускных квалификационных работ студентов Университета ИТМО; Институт дизайна и урбанистики также планирует опубликовать их на собственном портале. Организатором конференции выступил Университет ИТМО в партнерстве с ЗАО «ВТБ-Девелопмент».
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО