Как появился самокат ELS Two?
Три года назад я работал недалеко от станции метро «Московские ворота», а жил при этом у «Парка Победы». Расстояние между ними – всего две станции, но летом ездить на метро или наземном транспорте не очень комфортно: жарко, душно, много людей в час пик. Самокаты как городской транспорт в Петербурге только начали появляться, я тоже купил себе самокат. Позже я стал присматриваться к электросамокатам, но когда увидел их цены и вес, покупать сразу перехотелось.
Тогда мы с товарищем решили спроектировать собственный электросамокат и собрали первую тестовую версию. Мы создали свой электромотор, который весил примерно в два раза меньше, чем китайский, и раму я просчитал таким образом, что удалось существенно снизить вес. В итоге он весил всего 5 кг, был складным и помещался в рюкзак. Но как массовый продукт развивать его было трудно: выходила слишком большая себестоимость, и он больше подходил для девушек, так как был маленький и легкий. К тому же партнер ушел и работает теперь в коммерческой компании, а я развиваю свои проекты.
В мае мне предложили принять участие в акселераторе Future Technologies, и надо было готовить проект к презентации. Рама первого самоката казалась мне чересчур хлипкой, я подготовил новые чертежи, передал их на производство, и уже через две недели у меня был готовый рабочий прототип. ELS Two весит 7 кг, этого удалось достичь за счет рамы, уменьшения деталей, использования аккумуляторов и мотора определенного типа, которые имеют небольшие габариты и массу. Себестоимость у него ниже, чем у первого самоката – меньше деталей, проще метод изготовления. Бросать первую версию я не планирую – просто откладываю на потом как запасной вариант.
Какие у него пользовательские характеристики, как часто нужно будет проводить обслуживание?
Аккумулятор рассчитан на 1000 циклов перезарядки, этого хватит на 2-3 года использования. Это не значит, что после тысячи зарядок самокат перестанет ездить, просто после этого емкость аккумулятора может снизиться до 80%. Тут как с телефонами – он может начать быстрее разряжаться. От одного заряда можно в среднем проехать порядка 25-30 км, точное расстояние зависит от режима езды – помогаешь ли ногой, едешь ли в горку или под уклон. Ресурс подшипников тоже рассчитан на 2-3 года. Лезть внутрь конструкции не обязательно, все будет работать до последнего: это электроника, она либо работает, либо нет. Если с самокатом что-нибудь случится, мы находимся в Петербурге, найти нас легко, и мы восстановим самокат по условиям гарантии.
Планируемая стоимость ELS Two – 35 тыс. рублей. Еще будет более мощная версия с большей динамикой ускорения, она будет стоить 50 тысяч. Там я планирую поставить дисковый тормоз, так как при скорости в 35 км/ч обычного ножного тормоза на заднем крыле, которые обычно ставят на самокаты, не хватит.
А что у него с защитой от воды?
Аккумуляторы помещены в специальную герметичную емкость, соединения – в термотрубку, вся электроника защищена от воды герметичным корпусом. Я участвовал в GEEK PICNIC, на второй день фестиваля пошел сильный ливень, и я возвращался домой на самокате. Доехал весь мокрый, самокат был основательно залит водой, но я его почистил и на следующий день снова катался. Честно говоря, расчеты расчетами, но у меня были сомнения о том, как самокат будет вести себя «в поле», и я сейчас сам провожу краш-тесты. Их не прошла только одна деталь, я планирую ее заменить, но в остальном ELS Two показывает себя отлично.
Ездить на самокате по тротуарной плитке не очень приятно даже с амортизаторами. Будет ли возможность поставить на самокат надувные колеса?
Есть специальные резиновые колеса – они не надувные, но амортизируют неровности на дороге за счет внутренних полостей. Существует возможность делать их самим, или же заказывать у петербургских ребят, которые занимаются литьем силикона. Вообще мне хочется по минимуму заказывать комплектующие из Китая, брать там только то, что невозможно изготовить здесь по выгодной цене. Например, в России вообще не производят аккумуляторы тех габаритных параметров, которые необходимы мне. При этом изготовить аккумулятор – это достаточно сложный технологический процесс. Я советовал ребятам из крупного производства задуматься о том, чтобы делать аккумуляторы не только для городского общественного транспорта; мне кажется, через пару лет от двигателей внутреннего сгорания потихоньку начнут отказываться, и производители станут переходить на гибридный транспорт, это более энергоэффективно.
Неплохая идея для стартапа.
Будет здорово, если кто-нибудь действительно начнет производить что-то компактное. Я всю жизнь увлекаюсь техникой и стараюсь быть в курсе изменений, и уже шесть или семь лет жду появления литий-воздушных аккумуляторов; по анонсам, у них нереальная разница в весе с обычными аккумуляторами той же емкости, примерно в 10 раз, и значительно ниже стоимость. Если поставить их в электромобиль, можно будет кататься и кататься. Вообще у меня есть идея в будущем переходить на создание более крупного транспорта. Электробайк я уже собирал, теперь думаю делать большой байк, автомобиль, или, может быть, гибрид – сейчас аккумуляторы «съедают» порядка 60-70% от себестоимости продукта.
Насколько участие в Future Technologies помогает развивать свой стартап?
Изначально я не очень хорошо относился к акселераторам, на многих ресурсах их показывают не с лучшей стороны – я читал об историях, когда акселераторы, к примеру, требовали права решающего голоса в управлении компанией. Поначалу я так же сомневался в Future Technologies, но время шло, и с начала его работы я сделал больше, чем за 8 месяцев до этого: мы сформулировали бизнес-идею, продумали, как реализовать продукт, я придумал новые «фишки», до которых у меня раньше просто не доходили руки. Мы участвовали в конференции в Брюсселе и получили замечательный фидбек от экспертов; там поддерживают электротранспорт, в Европе меня приглашали участвовать в местном бизнес-акселераторе.
Сейчас я думаю над планами, потому что участники Future Technologies получат финансовую поддержку только в конце программы, но август – это конец самокатного сезона, и я вряд ли успею полноценно раскрутить проект. Были бы деньги, я бы уже в следующем месяце запустил производство; это сложно, но реально. Сейчас все упирается в инвестиции, я могу создавать единичные образцы даже без вливания внешних средств. Но 10-20 млн у меня нет, поэтому ищу инвесторов, хотя нужны не просто финансы – требуется инфраструктура, производство, на котором уже делают что-либо. Нужно полноценно продвигать бизнес, выстроить связь продаж, распространиться по всей России, а потом и по Европе. Уже есть идея, как презентовать бренд – можно опубликовать проект на Indiegogo или Kickstarter, чтобы люди говорили «Смотри, какую штуку сделали в России, давай купим». Но я пока не могу этим заняться, нужно очень много сил и времени.
Не проще ли было взяться за разработку ПО или простых гаджетов?
По моему мнению, самостоятельно производить «железо» сложно, это стоит массы нервов, зато в конце понимаешь, что можешь сделать все, что угодно. Браться за проекты попроще – это перекладывание ответственности, а я считаю, что нужно не бояться сложных разработок. Главное – начать.
Беседовал Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО