Как у вас родилась идея создать такой сервис?
Идея решить проблему со сном пришла ко мне очень давно: когда я учился в школе и университете, у меня, как и у многих, возникали трудности с режимом. Позже я стал одним из основателей компании и понял, что сотрудники, не высыпаясь, стали менее качественно работать. Я начал искать оптимальное решение: раз мы им платим, почему бы не повысить их эффективность? Оформить эту мысль в виде сервиса захотелось год назад. На данный момент разработана сама методика, которую мы опробовали на добровольцах.
А как получилось разработать методику, если вы, насколько я понимаю, не специалист по сну?
Действительно, я не имею к медицине никакого отношения. Но когда чего-то очень хочешь, ты это сделаешь.
Когда очень хочешь спать?
Именно. Хотя дело не столько во сне, сколько в том, что я очень ценю свое время. Вряд ли кому-то нравится чувствовать себя разбитым с утра и недостаточно эффективно работать в течение всего дня из-за нарушений сна.
Мы с коллегами прочитали много литературы и разработали собственную методику, провели первый оффлайн-интенсив для желающих. Безусловно, необходимо брать во внимание и медицинский аспект. Именно поэтому мы планируем нанять в штат сомнолога – специалиста в области сна. В данный момент мы как раз общаемся с несколькими такими людьми, они вносят свои правки и комментарии. Помимо этого, мы на связи с буддистами из Индии: порой и нетрадиционные методы могут оказать какую-то пользу.
А в чем суть вашей методики, если подробнее?
Человек получает доступ к нашему сервису Sleep.Do. Далее он вводит общие данные о себе: возраст, пол, чем он занимается, по какому графику работает и т.д. Это важно, ведь все люди разные. Также есть вопросы, ответ на которые мы можем получить сами (пользователь, конечно, в курсе, что мы за ним следим). Например, для нас имеет значение, сколько времени он проводит в соцсетях. Это мы сами определяем по тому, онлайн он или нет.
При заполнении формы необходимы только базовые данные, никакой личной информации там нет. На основе внесенных данных пользователь получает список пошаговых элементарных рекомендаций. Например, на старте программы мы говорим человеку, что ему с утра необходимо позавтракать горячей едой (Идеально – овсяной кашей). Хоть это и кажется весьма логичным и очевидным, половина ничем не завтракает, еще добрая часть людей давится чем–то вроде бутерброда с колбасой. Но эти рекомендации расписаны исключительно на то время, когда мы пользователя «перезагружаем». То есть после достижения желаемого результата можно выполнять не все рекомендации. Но нужно помнить, что все они очень полезны для здоровья.
Я, например, сейчас иногда не успеваю завтракать. Понимаю, что это вредно, но проблема со сном уже решена.
Еще один из простых советов относится к следующему: человек ложится, пытается заснуть, но в голове огромное количество мыслей и идей которые не могут потерпеть до утра. Мы предлагаем в этом случае использовать методики расслабления. Что-нибудь а- ля “как заснуть за пять минут”. В первую ночь этого не будет, но через две-три ночи пользователь сможет быстро заснуть. Это довольно просто. Главное – делать все так, как советует сервис.
В интернете сейчас можно найти кучу советов, которые касаются того, как правильно засыпать. Это как с прессом: человек знает, как ему накачать пресс, но большинство никогда не начнет этим заниматься. То же самое здесь: мы выполняем роль некого виртуального тренера, который дает «волшебные пинки». При этом свою силу воли он никак не использует.
Как это будет воплощено в жизнь?
Изначально будет две версии сервиса. Это будет веб-сайт и приложение под iOS. Далее мы планируем запуск на базе остальных популярных платформ, включая Apple Watch. Человек, скачав приложение, вводит все данные, далее приложение взаимодействует с ним. Например, оно говорит, что уже завтра стоит задача съесть горячий завтрак. Если, конечно, пользователь не решится начать даже с такого простого шага, то успеха он не добьется. Но при этом у нас нет дидактических советов вроде «ложись до 22:00». За счет того, что клиент проходит эту программу, его организм перезагружается, и ему самому захочется лечь раньше.
Получается такая косвенная последовательность действий?
Да! Лично я, например, «Вконтакте» вечером не пользуюсь: очень хочется спать. Я понимаю, что от сна получу намного больше удовольствия, чем от времени, проведенного в социальной сети. Хотя раньше я сидел там до 2–3 часов ночи каждый день.
Как же быть с выходными?
Да, это частый вопрос от всех друзей. Если, например, 1-2 раза в неделю человек гуляет, это нормально. Я сам люблю раз в неделю отправиться с друзьями куда-нибудь до утра. Но от того, что периодически ритм сбивается, ничего страшного не произойдет. На следующий день мне просто нужно будет поспать чуть больше, потому что накануне это сделать не удалось, и уже в понедельник я нормально встаю сам без будильника.
Если говорить о приложении и сайте, что конкретно необходимо будет доработать в ближайшие месяцы?
Тот сайт, который сейчас есть, носит скорее информационный характер. Там можно прочитать про нашу программу, узнать какие–то детали, и конечно же, подать заявку на участие в тестировании сервиса. В ближайшее время мы будем разрабатывать непосредственно сам сервис. Хотя методика уже есть и она проверена на первых желающих. Воплощение наших наработок в полноценное приложение – вот что предстоит сделать сейчас.
Сколько вам нужно на это времени?
В конце августа мы планируем запустить еще один оффлайн-интенсив. Если говорить о самом приложении, то оно должно стать идеальным с точки зрения комфортного использования. Этого удобства для пользователя возможно будет достичь в течение ближайших трех-шести месяцев. Мы не хотим делать тестирование, когда приложение будет просто предлагать какие-то советы. Это неинтересно, человек не станет их соблюдать. Должны быть элементы геймификации, соревновательности и так далее. Мы планируем вручать реальные призы, потому что понимаем: человека надо как-то мотивировать. Люди привыкли делать что-то ради определенной цели. Они понимают, что спать эффективно – здорово и приятно, но это нечто невещественное, человек не всегда может это ощутить. А вот приз в виде маски для сна человек оценит сполна, это уже мотивация!
Что отличает вашу идею от других, аналогичных приложений, следящих за фазами сна, а также всевозможных фитнес-браслетов?
Самое главное наше отличие от конкурентов – в том, что мы решаем саму проблему, а не устраняем ее симптомы, как это делают различные «умные» браслеты и будильники.
Мы воздействуем на человека со всех сторон, и у него нет иного выбора, кроме как спать хорошо. У нас будет элемент программы, как в «умных» будильниках, которые измеряют фазы сна. Но есть принципиальное отличие: самого будильника не предусмотрено. Человек должен будет просыпаться сам. И будильник, который работает в зависимости от фаз сна, больше ему не пригодится.
Какой минимум сна в сутки возможен с вашей методикой?
Понимаете, сон – такая вещь, у которой много важных функций. Идут процессы восстановления, выработки необходимых гормонов, обработка полученной за день информации и т.д. И мы обнаружили, что необходимый организму минимальный лимит времени на восстановление – шесть часов. Самое неэффективное время из сна убирается с помощью нашей методики. При этом человек будет видеть сны, но не будет лежать без дела. Четыре часа на восстановление, два часа на обработку информации и сновидения – и больше никаких бесполезных процессов. Меньше – это губительно. Конечно же, цифры приблизительные и сугубо индивидуальные, а также зависят от большого количества факторов.
Получается, фактически, вашей разработкой можно будет воспитывать культуру сна в людях – они, ценя свое время, будут ценить еще и сон.
В рамках программы мы не только даем рекомендации, мы объясняем, почему и зачем это необходимо. Когда мы исследовали рынок, проводили опросы и интервью, мы поняли, что люди где–то слышали о пользе сна, но почему так происходит, им было неизвестно. Они не понимают, почему полезно спать ложиться до полуночи. Мы же объясняем каждый шаг – почему надо завтракать горячей едой, что происходит с организмом при приеме горячей пищи. Если говорить о необходимости расслабления вечером – мы объясняем, почему нужно применять соотвествующие методики.
Итак, аналогов у вашей задумки нет. Вы хотите получить впоследствии патент? Не боитесь ли, что кто-нибудь может украсть вашу идею?
Конечно, нужно мы планируем запатентовать наши разработки. Что касается конкурентов, их как таковых нет – при этом, когда многим рассказываешь суть проекта, люди приводят в пример вышеупомянутые фитнес-браслеты и приложения. Хоть это не прямые наши конкуренты, все равно придется с ними бороться за лидерство. Естественно, все можно скопировать. Но дело в том, как преподносится эта информация. Украсть идею не так просто – мы, как настоящие сумасшедшие, потратили огромное количество времени на изучение сути и разработку методики. Сомневаюсь, что те, кто захочет пойти простым и нечестным путем, будут этим заниматься. Даже если человек, который скачает приложение, задастся целью скопировать приложение, главное останется у нас – методика преподнесения информации и работы с аудиторией. Методика здорового сна – 50% успеха. Остальное – это то, насколько человек захочет открывать это приложение ежедневно. Ведь с большинством программ именно это и происходит – они скачиваются и удаляются, либо больше просто не открываются никогда. Чтобы этого не случилось, у нас будет налажена система взаимодействия с пользователем. Это очень важный момент. Само приложение можно сделать за месяц, но нам необходимо тестирование и еще раз тестирование, чтобы понять то, что необходимо человеку. Мы не хотим презентовать недоработанный продукт.
Воплощать идею в жизнь вы будете своими силами или же ищете инвесторов?
Сейчас мы действительно ходим на мероприятия, где можно найти инвестора. Инвестиции нужны: своими силами развивать проект будет довольно долго. У нас есть возможность сделать все полностью самостоятельно, но если найдется финансирование и люди будут работать за фиксированную плату, это будет огромный стимул. Наш проект подходит как раз под описание стартапа – аналогов нет на рынке, мы создаем продукт сами и идем по совершенно новой дороге. То есть рынка нет, а проблема есть, и она волнует людей. И Sleep.Do будет вполне способно сделать их жизнь комфортнее.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО