Как пояснили организаторы, выбор темы был обусловлен желанием рассказать о потребностях медицинского рынка, а также о том, как стартапы удовлетворяют запросы потребителей, которые растут на фоне тренда на здоровый образ жизни. Вдобавок специалистов венчурного фонда заинтересовало, как обстоят дела с применением инноваций в отрасли.

Университет ИТМО. Павел Правдин. Встреча проекта iDoMa. «Очень часто люди начинают бизнес с так называемыми копиями себя самих: одинаковые интересы, интроверсия или экстраверсия личности, а в итоге компаньоны друг друга не дополняют, лишь реализуют какие-то отдельные стороны своей личности. Мы знаем, что разработчики всегда – это люди с ярко выраженной интроверсией, и в итоге им не хватает сильного экстраверта, который будет бегать и продавать их продукт, а также привлекать инвестиции», – начал с основ организации стартапа директор петербургского филиала Founder Institute Павел Правдин.

По словам IT-директора многопрофильной медицинской компании «EMC» Андрея Семашенкова, даже при расширении рынка коммерческой медицины и росте квалификации врачей ряд проблем не покидает сферу многие годы.

Университет ИТМО. Андрей Семашенков. Встреча проекта iDoMa. «Казалось бы, когда вы идете к врачу, для вас это априори профессионал. Вы не относитесь к нему как к неспециалисту. Основная ценность врача – это коммуникативные навыки, способность разговоривать с пациентами, найти контакт, определить психотип человека и создать с ним доверительные отношения. А это, как показывает практика, одна из главных проблем. Не компетенция, не профессиональные навыки, не сертификаты врача, а именно умение правильно разговаривать с пациентом и получать необходимую информацию является недостающим звеном», – подчеркнул спикер.

Помимо этого, объяснил Семашенков, еще одной проблемой является неоднородный уровень владения информационными технологиями среди врачей. Запись к ряду специалистов может растягиваться на шесть недель вперед, однако он не в состоянии заполнить форму с данными пациента, анамнезом и лечением в базе данных. Вместе с тем, для мотивации медработников используется единственный выход – при выходе из клиники клиенты заполняют специальную форму, данные которой вносятся в базу, структурируются и на их основе составляются рейтинги.

Университет ИТМО. Встреча проекта iDoMa. Cооснователь и генеральный директор проекта RuHealth.Net, начальник управления информационных технологий СЗФМИЦ им. В. А. Алмазова Дмитрий Курапеев поделился лайфхаками в сфере развития стартапов. По его словам, перспективным направлением является телемедицина: мобильный мониторинг сокращает время пребывания пациента в стационаре, издержки, снижает общую стоимость лечения заболевания. Спикер также рассказал, как в Германии организуют небольшие диагностические сосудистые центры, цель которых – поставить быстро правильный диагноз, а после отправить данные исследования специалисту  в любую точку мира. Как только диагноз становится известным, пациента без очередей и лишних логистических проблем отправляют в нужное ему учреждение. В итоге развитие таких сетей удаленных центров диагностики приносит существенную экономическую и медицинскую пользу, экономя время и деньги и врачей, и больных. 

«В чем основная проблема пациента с хроническими заболеваниями? Это неоправданные визиты, когда пациент приходит практически без первичных данных и размытым представлением того, как подать свой анамнез. Поэтому первый визит в среднем по городу стоит около 1500 рублей, хотя есть клиники, в которых за первичный визит берут и 7000. Кроме знакомства с некой “звездой,” ни одна проблема пациента в первичный визит не решается: человек уходит, как правило, неудовлетворенный и непонимающий, что же произошло. Почему ему не могли сообщить заранее этот список анализов и исследований, которые он должен сделать? Потому что так работает система. После первого визита нужно еще два-три уточняющих, диспансерное наблюдение. А потом круг замыкается: врач ушел в отпуск, перешел в другую клинику, данные потерялись или остались где-то на бумажках. И пациент не управляет этой ситуацией абсолютно», – пояснил Курапеев.

По словам выступающего, выход из этой проблемы – занесение данных о пациентах в единую базу хотя бы в неструктурированном текстовом виде, чтобы каждый врач имел к ней доступ. Это, отметил спикер, решает задачу подготовки к первичному визиту. 

Дмитрий Курапеев также рассказал, что следует и чего не стоит делать в рамках медицинского стартапа. Во-первых, необходимо получить отклик от рынка на предлагаемый продукт, то есть не затягивать с продажами. В противном случае на продвижение и производство невостребованного продукта уйдет большое количество средств и времени. Во-вторых, попытки продавать ближайшему кругу людей ничем хорошим не закончатся: родные и друзья будут покупать все, «лишь бы вы от них отстали», отмечает Курапеев. 

Не остались в стороне и прикладные медицинские инновации. Так, по словам выпускника Университета ИТМО, директора и сооснователя проекта «Моторика» Ильи Чеха, именно его компания начала развивать рынок детского протезирования, а также выпускать продукцию для взрослых людей. Дело в том, что до настоящего времени в России не было развито прогрессивное детское протезирование – малышам ставили косметические, а не функциональные протезы, чтобы скрыть травму, а не помогать жить с ней и преодолевать последствия. Спустя полгода своего существования «Моторика» работает в сфере протезирования верхних конечностей, однако планы у основателей далеко идущие. 

«Изначально нам нужно было понять, нужны ли такие разработки в России. Мы общались с врачами, Фондом социального страхования, центрами в Москве и Петербурге и выявили четыре ключевые проблемы в России, которые влияют на недоразвитие у нас в области протезирования. Во-первых, детям до 12–13 лет ставят только “косметику”. Второе – очень слабая насыщенность рынка. При потребности в 30-60 тысяч протезов верхних конечностей в год, по разным оценкам, производится и закупается из-за рубежа всего семь-восемь тысяч. В-третьих, на рынке отсутствуют отечественные многофункциональные протезы, которые выполняют более одного жеста. Четвертое – отсутствие системы обучения. К сожалению, при приобретении даже импортного протеза с пациентами зачастую не проводятся необходимые тренировки», – рассказал спикер.

В случае разработки протеза для частичных травм кисти не обошлось без 3D-принтера. Протез распечатали, поставили пациенту и изучили, как тот пользуется механизмом. Пациент смог взять банан и сок, а поднять сумку уже не получилось. В итоге в «Моторике» поняли, что копированием проблему не решить и следует заняться разработкой с нуля. Процесс довольно простой: в одном случае люди могут снять мерки у себя дома, воспользовавшись шаблоном, и выслать их компании, которая модифицирует протез под конкретного человека и отправит его по почте. При должном уровне навыка им можно брать ручку, ложку и более мелкие предметы. Второй случай – это более сложные травмы, когда требуется непосредственное участие специалистов. Пациент осматривается, его руку сканируют, после чего с помощью 3D-моделирования проектируется будущая конечность. Затем протез подгоняется под индивидуальные характеристики человека. 

«Мы исходим из того, что ребенок должен понимать: травма не является ограничением, а дает ему дополнительные возможности, которыми не обладает здоровый человек. Мы стараемся с помощью этого протеза сделать из ребенка супергероя или человека с уникальными способностями. Каждому родителю и ребенку мы показываем, как можно расширить возможности протеза. Есть дополнительный функционал: на плечо можно установить чехол для телефона, игрушечный пистолет, механизм для лепки снежков – в общем, большой простор для фантазии», – отметил Чех.

Как медицинские стартапы решают потребности пациентов, у которых нет времени на выбор врача, рассказал Владимир Митрофанов, руководитель Единого Медицинского Портала. Идея оказалась простой и бесплатной для пациента: с помощью сервиса на сайте человек записывается на прием к нужному врачу в удобное время. Компания стремительно растет, постепенно охватывая частные клиники на всей территории России.

«Я хочу, чтобы, когда я заканчиваю работать в 8 вечера, у меня была возможность пойти к терапевту. И чтобы мне не говорили, что он не работает в это время. Чтобы я мог узнать, что рядом, за 500 рублей принимает терапевт в платной клинике. Работа с конкурентами выглядит предельно просто: клинике все равно, откуда пришел пациент, поэтому она платит постфактум за приведенного клиента. Мы уже подключили большую часть из топ-10 клиник Петербурга и наладили с ними сотрудничество. Сейчас мы позиционируемся как сервис по привлечению новых пациентов посредством записи на прием и зарабатываем деньги с каждого дошедшего до клиники пациента», – рассказал он.

Самое главное, отметил Митрофанов, заключается в том. что человеку не нужно совершать никаких лишних контактов: после подачи заявки ему приходит смс-сообщение, нет никаких звонков и лишнего беспокойства.

Согласно общим выводам спикеров, на фоне роста темпа жизни россиян стартапы в области медицины должны отстраиваться от конкурентов в помощью оптимизации качества и скорости предоставляемых услуг. Отрасли необходимо задействовать профессионалов в сфере IT и ни в коем случае не недооценивать их важность. Этим и будут дальше заниматься выступавшие, а iDealMachine пока готовит очередное мероприятие iDoMa, которое состоится через месяц. О следующем мероприятии и его тематике можно узнать на сайте или в группе акселератора.


Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО