Образовательная программа реализуется в Таллинском университете с 2006 года. Ежегодно в июле пройти обучение могут желающие из любой страны: в рамках Школы предлагаются различные курсы продолжительностью от одной до трех недель. Кроме того, в процессе обучения слушатели Школы могут участвовать в различных культурных программах, творческих и волонтерских объединениях и иных мероприятиях.
Делегацией Университета ИТМО было выбрано два курса: Experimental Interaction Design, обучение на котором прошли магистранты Анна Карпушина, Камилла Мурзанова, Анастасия Капитонова и старший преподаватель кафедры графических технологий Алексей Лавров, а магистрант Вячеслав Черкасов в рамках работы над диссертацией по теме «Методы оценки образовательной эффективности видеоигр» прошел курс Design of Serious Games.
В группе по курсу Experimental Interaction Design обучалось 11 человек из разных стран: России, Белоруссии, Азербайджана, Эстонии, Франции. Первое задание – подумать над существующими проблемами в области пользовательских интерфейсов и на основе анализа предложить идею по их решению. Группу разделили на четыре проектные команды: Easy Dashboard, ReDress, Travel Master, ToOldTown.
«О существовании летней школы при Таллиннском университете я впервые узнала в ноябре, когда посетила конференцию World Usability Day’14 в Таллине, – рассказывает участница команды по работе над проектом Travel Master Анна Карпушина. – Курс Experimental Interaction Design меня заинтересовал в первую очередь тем, что он направлен на разработку концепции, собирательного образа пользователя, прототипирование, тестирование и анализ результата. Ранее мне не доводилось так подробно и пошагово работать над созданием прототипов сайта, приложения или сервиса. Также этот курс для меня был полезен тем, что он связан с направлением магистратуры Университета ИТМО, куда я поступила этим летом – “Дизайн человеко-компьютерных систем”. В первый день обучения нас ждал сюрприз – посещение офиса Skype. Здорово было посмотреть на “среду обитания” ведущих разработчиков, дизайнеров и менеджеров столь крупной компании».
В течение последующих двух учебных недель девушка работала в команде над проектом Travel Master – сервисом, который призван упростить процесс сбора багажа в путешествие. Зачастую люди не имеют полного представления о месте, куда они едут впервые. По задумке авторов, Travel Master поможет понять, что пригодится в поездке: перечень необходимых вещей составляется в зависимости от страны, города, времени года, целей путешествия, времени на сборы, пола, наличия или отсутствия детей. Разработчикам удалось не только продумать концепцию, образы типичных пользователей, создать прототипы, но и протестировать результат на eye-tracker.
Сотрудник Центра дизайна и мультимедиа и кафедры графических технологий факультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО Алексей Лавров участвовал в проекте по разработке интерфейса для приложения ToOldTown.
«Мы придумали это приложение под впечатлением от архитектуры Таллинна, в которой сочетаются старинные башни и современные строения, – рассказывает преподаватель. – В городе есть огромное количество музеев, рассказывающих, как улицы Таллинна выглядели раньше, но это всего лишь изображения и макеты, а мы решили создать приложение, дающее возможность более полно погрузиться в старые времена благодаря технологии дополненной реальности. На занятиях по экспериментальному проектированию взаимодействия нас научили разрабатывать модели будущих пользователей, ознакомили нас на практике с приемами эффективной разработки и тестирования прототипов пользовательских интерфейсов. Большое внимание уделялось организации командной работы. В результате мы смогли четко определить основные особенности поведения пользователей нашего приложения и вести разработку с учетом их потребностей. Итогом двухнедельного проекта стал реализованный на планшете прототип интерфейса, протестированный на десятке коллег, которые приехали из разных стран на параллельные курсы Летней школы».
Обучение Вячеслава Черкасова на курсе Design of Serious Games проходило под руководством профессора Мартина Силлэоутца (Martin Sillaots). Курс продолжался всего неделю, поэтому процесс обучения оказался максимально динамичным: введение в предметную область, уже на следующий день прошли презентация идей и распределение по группам, а через три дня слушатели должны были представить готовый прототип настоящей игры.
«Наша команда разрабатывала игру, призванную избавить детей от страха темноты, – рассказывает магистрант Университета ИТМО. – Моей задачей была разработка прототипа на предложенной платформе eAdventures. По итогам курса мы узнали много нового о разработке игровых приложений, а также пригодный для портфолио прототип видеоигры с возможностью дальнейшего развития его в полноценный проект».
В ходе визита сотрудники Университета ИТМО подписали соглашение о сотрудничестве с Таллиннским университетом в сфере образования и науки. Эстонский вуз активно ведет международную деятельность, участвует в профильных европейских проектах и взаимодействует с образовательными учреждениями по всему миру, но Университет ИТМО стал первым российским вузом, подключившимся к этому сотрудничеству. В ноябре 2015 года запланирован ответный визит студентов из Эстонии в Петербург. Гостям предлагается прослушать краткосрочный курс «Теория, методология и практика графического дизайна» (Theory, Methods and Practice of Graphic Design), который победил в конкурсе международных образовательных модулей Университета ИТМО и в настоящий момент разрабатывается преподавателями кафедры графических технологий Лидией Корпан и Ларисой Сопроненко.
Дарья Санкова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО