Принять участие в обсуждении инновационного развития Санкт-Петербурга были приглашены представители власти, бизнеса и высшей школы. Работа участников была разделена по трем основным секциям, посвященным поддержке инноваций, развитию конкурентоспособности и формированию компетенций в регионах. Заседание открыл зампредседателя комитета по промышленной политике и инновациям Сергей Тальнишних. Чиновник подчеркнул, что с 7 по 9 октября 2015 года в Петербурге пройдет Международный инновационный форум, в связи с чем уже сейчас необходимо отработать повестку и инициативы для проведения мероприятия.
«Санкт-Петербург остается лидером по инновационному развитию среди регионов, – отмечает Сергей Тальнишних. – С этого года заработал портал “Инновационный Санкт-Петербург” – универсальная площадка, которая выступает в качестве основного инструмента коммуникации и продвижения высокотехнологичных проектов. Немаловажно то, что 4 сентября на базе “Ленэкспо” заработает центр по замещению импорта, и я уверен в том, что в рамках работы этого центра поднимется спрос на продукцию наших инновационных компаний. К работе приглашены органы власти, подведомственные учреждения, госкорпорации, финансовые институты, будут подключены иностранные компании. Кроме того, осенью на базе Бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга откроется Центр прототипирования – его услугами смогут воспользоваться до 50 стартаперов».
Одной из тем обсуждения стал потенциал научно-инновационного пространства Санкт-Петербурга. Главный ученый секретарь петербургского научного центра РАН Григорий Двас рассказал о ходе работы над исследованием Академии наук, инициаторами которого стали нобелевский лауреат Жорес Алферов и губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко.
«Мы поставили задачу собрать мнения ученых о том, что они считают перспективным в своих сферах, в каких областях есть потенциал, но, возможно, необходимо менять процесс подготовки специалистов, – рассказывает Григорий Двас. – В 2014 году мы проанализировали состояние академической науки и отобрали 21 вуз, в которых есть научный потенциал не только для обеспечения показателей эффективности по линии Минобрнауки, но и для развития прикладных инновационных направлений. В следующем году мы планируем завершить эту работу и сформировать госпрограмму развития инноваций, в которую войдут предложения о том, какие инновационные объекты необходимо создать или трансформировать, чтобы наиболее передовые направления имели базу для реализации не только на бумаге».
О том, какие структуры необходимы для полноценного внедрения передовых разработок, участникам рассказал директор Института инноваций Университета ИТМО Сергей Мельченко. По словам эксперта, есть два основных способа транформации знаний в объекты экономики: передача их в действующие предприятия или же создание стартапов, новых компаний, которые это знание коммерциализируют самостоятельно. Однако если вуз ориентирован на фундаментальную науку, его представители вряд ли смогут эффективно инициировать этот процесс.
«Для того чтобы прикладные исследования были ориентированы на бизнес, важны два фактора: во-первых, определенный и понятный экономический интерес для научных подразделений, а во-вторых, заказчики, которые в этих исследованиях заинтересованы, – комментирует Сергей Мельченко. – Зачастую это взаимодействие проходит неэффективно, поэтому в нашем университете созданы специализированные структуры, например, Центр трансфера технологий, Инжиниринговый центр, который работает с рядом промышленных предприятий Санкт-Петербурга. С коммерческими компаниями взаимодействуют уже эти структуры, и в результате появляется запрос от бизнеса на развитие науки».
Декан факультета технического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Филипп Казин подчеркивает важность формирования правильной образовательной среды для студентов, которые и станут создателями инновационной экономики будущего. Университет ИТМО проводит для них тренинги и мастер-классы, и одной из важных дисциплин для будущих инноваторов является «Жизненная навигация».
«Эта дисциплина нужна для того, чтобы студент разобрался, куда он идет и какие у него жизненные цели. Спустя время он “дорастает” до магистратуры и попадает в поле зрение международных лабораторий, а те сами формируют запрос на то, какого рода специалисты им нужны – менеджеры, маркетологи, продажники, целый пул сопровождения, который требуется для коммерциализации разработок, – объясняет Филипп Казин. – Если студенту с самого начала не говорят, что он “должен” делать, а спрашивают, что он хочет делать, и связывают с тем, что нужно рынку, у него пропадает когнитивный диссонанс. Недоверие к тому, что происходит вокруг, и коммуникационный разрыв влияет на молодежь, поэтому проблему вовлечения молодежи в инновационный процесс необходимо решать системно».
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО