Пока взрослые выбирали книги и слушали лекторов, школьники играли с лазерами у стенда Университета ИТМО. Студенческая научная лаборатория оптики (СНЛО) Университета ИТМО представила посетителям два оптических лабиринта, которые пользовались успехом гостей «Умного дома» на летних опен-эйрах Geek Picnic и фестивале «ВКонтакте».
Лекции, посвященные исследованиям деятельности мозга, провели Илья Мартынов, главный научный координатор компании Brainstorm Work, Дмитрий Ольшанский, психоаналитик, сотрудник Института клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского и Institut des Hautes Etudes en Psychanalyse (Paris), Владимир Жихаренцев, автор книги «Строение и законы ума», а также куратор и экскурсовод Музея сновидений Фрейда Елизавета Зельдина. Мы приведем тезисы выступления Ильи Мартынова.
По словам эксперта, сейчас человечество живет в уникальное время. В последние годы исследователи приблизились к пониманию процессов внутри мозга ближе, чем когда-либо ранее. Хотя свое начало нейробиология ведет из глубокой древности.
«Работу и устройство мозга начали изучать еще в Древнем Египте. Египтяне преуспели в хирургии — делали трепанации и разнообразные исследования. Они даже немного знали про физиологию мозга. До наших дней дошли свидетельства Аристотеля, который полагал, что в мозге остывает кровь, которая нагревается в сердце. Греки, в свою очередь, не уделяли особого внимания мозгу, считая его бессмысленной субстанцией, которая только занимает место в черепной коробке. Большое достижение древнеримского медика Галена — то, что он считал душу физическим явлением и впервые предположил это», — рассказал Мартынов.
Гален также предположил, что по нервам разносится пневма — духовная субстанция, а из мозга вследствие этого идет управлением всем телом. Как пояснил Мартынов, именно Гален заложил основы того, что сейчас называют психосоматикой. Он первым начал связывать патологии внутренних органов с эмоциональными нарушениями у больных.
«Многие философы-врачи (в те времена медики действительно знали философию: иначе было не принято) очень долго полагались на исследования древнегреческих мыслителей, причем так было вплоть до XVIII столетия. Уже в XVIII веке стали понимать, что определенные области в мозге могут отвечать за ряд функций. Декартом была предложена механистическая рефлекторная теория. Скажу жуткую вещь: до сих пор педагогика опирается на эту рефлекторную теорию, которая не совсем верна. Те постулаты, на которые она изначально опиралась, устарели, как и некоторые представления в педагогике. И это трагедия для нас, потому что очень тяжело сдвинуть этот большой пласт. За пределами Петербурга и Москвы очень сложно рассказывать людям об огромном количестве новых данных о мозге — учителя опираются на устаревшие модели, и вследствие совершаются педагогические ошибки», — отметил специалист.
По словам Ильи Мартынова, устаревшие, но практикуемые знания — не единственная проблема. Так, неразрешенным остается вопрос об искусственном интеллекте, этическую сторону эксперимента с которым могут показать только время и практика.
«На долю биологических и медицинских открытий приходится более 60% всего публикуемого материала во всех научных журналах. Если XX век был веком физики, то XXI — это век медицины, биологии и нейробиологии. Сейчас то, чего мы все ждем — создание полноценного искусственного интеллекта», — добавил эксперт.
Как пояснил Мартынов, интересная ситуация получилась с осознанными сновидениями, вокруг которых долго ходила околонаучная слава. Однако все границы разрушила прошлогодняя статья в журнале Nature (а это значит, что исследования перепроверялись неоднократно и на самом серьезном уровне).
«Думаю, что осознанные сновидения — это здорово, их можно использовать. Мы сейчас ведем переговоры с авторами этой работы и, наверное, попробуем поставить в Россию оборудование, связанное с ОС. Тем не менее, я считаю, что баловаться этим нельзя, потому что во время такого сна может нарушаться метаболизм. Еще пару лет назад очень серьезные и талантливые специалисты говорили, что ОС — это фантастика, хотя были некоторые исследования. Сейчас мы уже знаем, что это вполне реальное явление. Но что будет через 30-50 лет, никто не знает», — добавил он, напомнив, что еще несколько десятилетий лет назад никто и представить себе не мог мгновенный обмен сообщениями между собеседниками в разных точках земного шара.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО
Фото: Андрей Куликов.