Расскажите о соревнованиях, в которых вы принимали участие.
Николай: Я участвовал в Международной олимпиаде по информатике, которая проходила в Казахстане. От России туда приехала одна сборная, которая состояла из четырех человек. Я занял 75 строчку рейтинга, получил серебряную медаль. Первый тур прошел не очень удачно, однако второй этап завершился для меня уже намного лучше, и я поднялся до «серебряного» уровня.
Александр: В июле я участвовал в Международной олимпиаде по математике в городе Чиангмай. Завоевал бронзовую медаль. Результатом не очень доволен: считаю, что в идеальных обстоятельствах занял бы первое место.
Какие были задания?
Николай: Каждый тур состоит из трех задач по программированию. В отличие от студенческих олимпиад, за решение каждой задачи можно получить любой балл от 0 до 100. Один из участников нашей сборной занял второе место – до абсолютной победы ему не хватило немного баллов.
Александр: Олимпиада, в которой участвовал я, проходит в два тура, по три задачи в каждом. На каждый тур отводится по 4,5 часа. Задачи расположены по уровню сложности – от первого к третьему. Я очень волновался и сдал позиции на втором туре. Могу сказать, что я приехал на олимпиаду, чтобы побороться с самим собой, максимально выложиться.
Когда вы задумались на тему будущей профессии и почему выбрали именно Университет ИТМО?
Николай: Когда я думал о том, где учиться, выбор практически сразу пал именно на Университет ИТМО. Кроме того, я хочу участвовать в олимпиадах и в дальнейшем – а здесь лучшая школа спортивного программирования. Еще в девятом классе я определился, что буду поступать сюда. Была возможность также поступить в Академический университет, где также довольно сильная школа программмирования и информатики, немало моих знакомых пошли туда. Но я взвесил все «за» и «против» и выбрал Университет ИТМО. Кстати, я наблюдал за успехами сборной вуза на чемпионате ACM ICPC-2015: смотрел онлайн-трансляцию и болел за ребят.
Александр: Я решил заниматься не математикой, а программированием. Когда я выбирал и сравнивал вузы, я понял, что именно тут можно получить самое лучшее образование в сфере IT, а перспективы у выпускников самые многообещающие. Помнится, был вариант пойти в МФТИ – но там больший упор идет на физику. Университет ИТМО в большей степени поддерживает олимпиадников, поэтому я решил поступать сюда. Мне с шестого класса нравится программирование, так же, как и математика. Это взаимосвязанные вещи.
Вы уже думали об участии в программах академического обмена?
Николай: Скорее нет. Я бы хотел жить в России и участвовать в олимпиадах. Это не совсем обычное программирование, которым можно заниматься дома, попивая чай. На соревнованиях просыпается спортивный азарт. Когда ты достигаешь результата, это очень воодушевляет. Меня интересует программирование, связанное со сложными алгоритмами. Можно программировать интерфейсы, а можно структуры данных. Это интереснее, ближе к науке. Но о профессиональной и научной деятельности пока рано думать, надо учиться.
Как готовились к олимпиаде?
Николай: К олимпиаде по программированию готовиться очень просто: приходишь домой, включаешь компьютер, садишься и решаешь задачи. Сайтов, где их можно найти – великое множество. Решил, отослал, сразу узнал результат. И так все свободное время.
На самом деле, усиленно готовиться к соревнованиям я начал после того, как побывал на Всероссийской олимпиаде по информатике. Выход на международный уровень стал для меня приятной неожиданностью. А самая правильная стратегия на самой олимпиаде – это бороться с задачами, а не с противниками. Есть ты, есть задачи, и ты должен выложиться по максимуму. А что делает конкурент – это уже не так важно.
Александр: Хочу заметить, что у большинства олимпиадников есть одна черта – они довольно замкнутые. В процессе активной подготовки к соревнованиям на это тратится много времени и сил, с окружающими приходится общаться меньше. Через какое-то время подготовка надоедает и хочется все бросить. По крайней мере, так было у меня. Это довольно сложный процесс: необходимо выучить всю теоретическую базу, правильно подобрать материалы. Помимо наработки навыка решения задач, важен правильный эмоциональный настрой.
Появлялось ли желание все бросить и просто увлечься компьютерными играми, как большинство сверстников?
Александр: Да, помнится, мне нравилось играть, в какой-то момент это даже мешало. Но затем я отказался от этого занятия. Считаю, что компьютерные игры и учеба в университете несовместимы.
Николай: Играть я люблю, но мне удается контролировать это увлечение. Хобби не должно идти в ущерб учебе и мешать достижению важных целей.
Беседовала Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО