На данный момент существует несколько пороговых значений при поступлении в университет. Первый – минимальный проходной балл по ЕГЭ для поступления в вуз – устанавливается распоряжением Рособрнадзора ежегодно с 2009 года. Показатели растут: последнему выпуску для успешного окончания школы нужно было получить хотя бы 36 баллов по русскому языку и физике, 27 баллов – по математике, 40 баллов – по информатике и всего 22 – по иностранному языку. В среднем не справляются с минимальными требованиями порядка 1-1,5% российских учащихся, остальные получают аттестат о среднем образовании и готовы к покорению нового барьера – уже вузовского.

На сегодняшний день университеты вольны устанавливать минимальный балл, необходимый для успешного поступления, самостоятельно. Это дело престижа образования: чем выше порог, тем «отборнее» будут абитуриенты, поступающие в вуз. Однако он устанавливался только для тех абитуриентов, которые поступают на очную бюджетную форму обучения. К контрактникам требования мягче: за то, что они по каким-то причинам не дотянули до уровня бюджетников, они платят деньги.

Министерство образования и науки РФ решило, что обе категории студентов должны поступать с учетом единого балльного «фильтра».

«Минобрнауки РФ требует, чтобы вузы устанавливали единые проходные баллы по ЕГЭ при зачислении на образовательные программы, вне зависимости от того, на какой форме обучается студент — за счет федерального бюджета или за счет собственных средств, где идет образовательный процесс — в головной организации или филиалах, и в какой форме осуществляется образовательный процесс. Все пороговые баллы — это важно, потому что это определяет доступность высшего образования той или иной образовательной организации», – цитирует РИА Новости заместителя Министра образования и науки Александра Климова.

По словам ответственного секретаря Приемной комиссии Университета ИТМО Геннадия Болтунова, прежде чем принимать окончательное решение, следует оценить все его возможные последствия.

«Кампания по продвижению идеи уравнения порогов поступления ведется уже несколько лет. С тех пор я ежегодно подсчитываю потери, которые потенциально могут понести вузы при введении такого требования. В среднем даже топовые университеты России могут потерять значительный процент контрактников. Конечно, можно элементарно снизить минимальный порог поступления в университет, но вузы, которые пекутся о качестве знаний своих обучающихся, на такое никогда не пойдут», – рассказывает он.

Нужно также помнить, добавляет Геннадий Болтунов, что среди абитуриентов, поступающих на платную форму обучения, много хороших ребят, которым просто не повезло на ЕГЭ.

«Допустим,  студент прекрасно сдал информатику и математику  – выше 80 баллов, а русский язык “завалил” – получил 56 баллов, например. На бюджет он уже не поступит, но на контракт-то может, – утверждает ответственный секретарь. – И это будет сильный студент с неплохим результатом за три экзамена. Если предложение Министерства будет принято, ему будет закрыта дорога в приличный вуз до тех пор, пока он не пересдаст дисциплину на более высокий балл. Нередко студенты-контрактники показывают отличные результаты в учебе, они способны и прилежны. Некоторые учатся настолько хорошо, что при появлении квот переходят на бюджетное обучение – такая практика в вузах тоже существует».

Предложение Министерства образования и науки РФ может быть связано с результатами мониторинга качества приема на платные места в российские вузы по итогам приемной кампании 2015 года, проведенного проектом «Социальный навигатор» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». В целом мониторинг показал, что уровень подготовки учащихся на платных местах во многом совпадает с топом бюджетников. Проанализировав данные 412 вузов, эксперты выяснили, что в 2015 году количество зачисленных на платные места сократилось на 8,3 тысячи человек, или на 6%, – эти ребята заняли места, оплачиваемые за счет федерального бюджета. Помимо прочего, в сравнении с 2014 годом баллы ЕГЭ абитуриентов, подписавших контракт с вузом, в среднем выросли на три балла.

«Предложение Минобрнауки в меньшей степени затронет хорошо подготовленных ребят, поступающих в вузы, которые предъявляют высокие требования к качеству школьных знаний и уровню ЕГЭ, – рассказывает декан Института международного бизнеса и права Университета ИТМО Елена Богданова. – Наш факультет ежегодно принимает студентов на контракт в 5-7 раз больше, чем на бюджет. Их средний результат за три экзамена обычно высок и в прошлом году составил 198 баллов. Примерно такая же ситуация по всему вузу: как правило, наши платники справляются с преодолением минимального порога для обучающихся за счет федерального бюджета, принося свидетельства с результатами ЕГЭ выше 60 баллов».

Данные мониторинга подтверждают точку зрения эксперта: чтобы поступить в ведущий российский вуз, контрактнику тоже нужно попотеть. Так, средний результат ЕГЭ для платника Московского физико-технического института составляет 82,5 балла, Московского государственного института международных отношений – 81,3 балла, а НИУ ВШЭ – 79,3 балла.

Таким образом, в общем и целом серьезные потери контрактного набора могут понести вузы, менее востребованные со стороны талантливой молодежи. В связи с этим эксперты делают вывод, что инициатива Минобрнауки нацелена на решение проблемы так называемой социальной избыточности высшего образования. Известно, что Россия возглавляет список самых образованных стран мира. Согласно оценке организации по экономическому сотрудничество и развитию OECD, более 53% россиян в возрасте между 25 и 64 имеют высшее образование. Причем уровень расхода на образование в расчете на одного студента в России самый низкий в мире – $7, 424.

«Ранее существовал разработанный перечень специальностей, где указывалось, требуется ли высшее образование для освоения профессии или нет, – делится Елена Богданова. – Сейчас документ потерял свою актуальность, а работодатели предпочитают сотрудников с высшим образованием, подразумевая под ним высокий уровень культуры и высокую степень обучаемости. Возможно, государство решило изменить данную ситуацию и, ограничив в некотором смысле доступ к высшему образованию, возродить актуальность средне-технического образования. Ведь специалисты именно такого профиля, по сути, и призваны поднимать российскую экономику, национальную промышленность в условиях импортозамещения».

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО