На первом занятии курса «Миссия SciComm» за одной партой сидели как достаточно юные, так и опытные слушатели – представители бизнеса, PR-специалисты, журналисты, биологи и психологи, а также ученые и сотрудники Университета ИТМО. Многие высказали желание сразу приступить к профессиональному проекту, который необходимо выполнить каждому студенту курса: например, тем, кто заинтересовался научным пиаром, предстоит создать коммуникационную стратегию организации или написать специализированный пресс-релиз.
Елена Брандт начала свою лекцию с исследований того, как в России пришли к пониманию проблемы нехватки научных коммуникаторов. Она привела расширенные данные, которые на прошлой неделе в рамках проекта «Коммуникационная лаборатория» представлял заместитель управляющего директора SPN Communications Леонид Колодкин. По словам главы PR-отдела МФТИ, исследователи довольно быстро убедились в том, что мнения об ученых, не желающих говорить о науке и журналистах, которым это не интересно, оказались мифами. Единственной достоверной теорией, подтвердившей себя на практике, оказалось то, что в России между СМИ, научными деятелями и обществом нет некой связующей среды, которая бы чувствовала и решала проблемы и тех и других.
«Когда мы говорим, что в науке нет коммуникации – почему-то это мнение есть среди многих – это стопроцентная неправда. Нет ни одного другого профессионального сообщества, которое так много обменивается информацией, как ученые. Это сложившаяся норма – то, что ты исследовал, не считается завершенным, пока ты об этом не рассказал и не сделал свое открытие публичным. При всем культурном разрыве ученые лучше других стали понимать, насколько важно коммуницировать. И этот постоянный обмен в науке приводит к тому, что она развивается стремительно», – подчеркнула эксперт.
Как пояснила специалист, научный коммуникатор призван понимать и ощущать болевые точки во взаимодействии ученых и журналистов, смягчать возможные и существующие конфликты, пропускать проблемы коммуникации через себя и служить необходимым фильтром. Помимо подобных функций, коммуникаторы несут в себе еще и роль связующего звена между огромными механизмами науки и заинтересованного сообщества, в которое входит и индустрия, и бизнес, и потребители. Понимание основ научной коммуникцаии поможет ученым в плане коммерциализации инноваций – если они будут публичны и активны, то намного быстрее смогут найти инвестора, а не прождут его годами.
«Будучи научным коммуникатором, ты узнаешь по-настоящему крутые вещи, насыщаешь свой разум, и тебе за это платят деньги. Для меня это осознанный выбор – потому что это пиар, в котором есть смысл, и эта работа деляается не зря. То, что вы сюда пришли и хотите этим заниматься, то, что это вообще происходит, показывает, что вы по-настоящему увлечены и будете работать с такими же увлеченными людьми. В общем, вступайте в наши ряды», – резюмировала Елена Брандт.
В свою очередь, декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев высказал свою точку зрения о роли научных коммуникаций. По его словам, научная журналистика и пиар не могут взять на себя весь функционал. Он подчеркнул, что все цели научной коммуникации не могут быть спроецированы только на взрослую аудиторию: будущее российской науки ученый видит среди детей не старше 5-6 классов, которым необходимо не только рассказывать, но и увлекать, и которые смогут впоследствии серьезно заниматься исследованиями.
«Сколько бы мы ни говорили и ни писали в интернете, книгах, журналах – это всего несколько процентов от того, что нам нужно. Понимание вопроса не возникнет от того, что мы пять тысяч раз что-то расскажем. Количество не всегда переходит в качество: 500 тысяч лайков не всегда и не для всех являются критерием успеха. Все дело в том, что если мы не будем правильно и разносторонне понимать, что такое наука, мы будем пиарить лженауку или приложения для гаджетов, которые как таковой наукой не являются. Нужно давать базовые понятия о том, чем наука отличается от искусства, технологий, показывать разные способы познания мира – рациональный и чувтсвенный. Это гибридное образование во всех смыслах – получить его могут люди и с базовым гуманитарным образованием, и с естественнонаучным, и с инженерным», – уверен профессор.
Курс по научной коммуникации «Миссия SciComm» продлится в Петербурге в течение месяца – с 9 ноября по 6 декабря. Участники образовательной программы прослушают курс лекций от отечественных экспертов и российских энтузиастов, а также получат необходимые навыки в ходе мастер-классов, семинаров и работы над собственными проектами. Обучение разделено на модули: «PR и коммуникация», «Научная журналистика», «Наука в образах», «Наука и общественный диалог».
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО