Университет ИТМО позиционирует себя как «магистерско-аспирантский» вуз. Расскажите, что подразумевает эта концепция? Какие шаги уже предприняты для ее реализации?
Одна из задач, прописанных в миссии Университета ИТМО, – это подготовка элитных кадров, способных действовать в условиях быстро меняющегося мира и обеспечивать опережающее развитие науки и технологий. Очевидно, что таких специалистов можно вырастить лишь в рамках магистерского и аспирантского уровней образования. Несколько лет назад университет взял курс на создание условий для их развития. Это находит отражение в росте количества бюджетных мест для поступающих в магистратуру. Так, сейчас в вузе реализуются 182 магистерские программы по 35 направлениям, контрольная цифра приема на них в 2016 году составляет 2 160 человек. При этом, насколько мне известно, в Университете ИТМО самые высокие показатели в России по количеству приема магистрантов на бюджетные места.
Кроме того, программы магистратуры сфокусированы на создании специальных условий для обучающихся. Прежде всего, магистерская подготовка предполагает, что 35% своего обучения студенты должны посвящать научной деятельности. В нашем вузе созданы все возможности для этого. Мы имеем статус научно-исследовательского института, что отражает уже имеющиеся у нас достижения в научной сфере. Неделю назад информационное агентство «Интерфакс» опубликовало рейтинг лучших исследовательских университетов по итогам 2015 года, и Университет ИТМО вошел в десятку лучших в стране. Кроме того, Nature Index of Rising Stars отметил Университет ИТМО как «восходящую звезду» мировой науки. Объем научных исследований, реализованных в вузе в прошлом году, составляет 2, 286 миллиарда рублей. По этому показателю мы занимаем третье место среди всех вузов РФ.
Университет уделяет большое внимание развитию личностных компетенций студентов, то, что называется soft skills: проектный менеджмент, коммуникационные навыки в научной среде, навыки подготовки научных статей и презентаций, деловой английский, технологическое предпринимательство. Мы делаем все, чтобы выпускники не только являлись профессионалами в своей узкой области, но и были подготовлены к работе в нашем быстро меняющемся мире. Магистратура в Университете ИТМО очень привлекательна, и это известно за стенами вуза: 40% поступивших к нам в прошлом году магистрантов – это выпускники других российских и зарубежных вузов.
Есть ли возможность у магистрантов Университета ИТМО участвовать в реальных научных проектах?
В вузе функционируют 39 международных научных лабораторий, которые возглавляют ведущие российские и зарубежные ученые. Работа магистрантов в этих подразделениях – это отличный старт научной карьеры, исследования международного уровня бок о бок с первоклассными специалистами, опыт поездок в научные центры за границей и коллаборации с зарубежными учеными. Помимо этого, Университет ИТМО реализует систему проведения научно-исследовательских работ с магистрантами и аспирантами. Это уникальная практика реализуется всего в нескольких вузах нашей страны. Также для магистрантов проводится Всероссийская межвузовская конференция молодых ученых, в которой в последний раз участвовали почти две тысячи человек из 115 научных и учебных организаций. На базе Университета ИТМО издается семь научных журналов. Наконец, наш вуз поддерживает тесные связи с работодателями. Сегодня в университете открыто 17 базовых магистерских кафедр, которые ориентированы на то, чтобы подготовить обучающихся к работе в ведущих высокотехнологичных компаниях. Студенты могут не только слушать лекции в стенах вуза, но и работать над реальными проектами той или иной компании. Магистрантам открыты все возможности для занятий наукой. Как наглядный результат этого, в 2015 году 60% магистрантов либо опубликовались в научных журналах, либо выступили на научной конференции, либо участвовали в НИОКР на платной основе.
Что еще предстоит сделать в рамках формирования концепции «магистерско-аспирантского» вуза?
С одной стороны, мы уже можем говорить, что у нас есть основа для такого университета, но система требует развития. Мы планируем сформировать три различных типа магистратуры, ориентированных на получение определенных навыков: исследовательских, инженерных, предпринимательских. Понятно, что не все магистранты продолжают заниматься наукой после окончания обучения и не все идут работать на предприятия. Поэтому мы модернизируем имеющиеся у нас магистерские программы, чтобы они удовлетворяли одному из вышеперечисленных типов. Вторая крупная задача, которая стоит перед нами, – это реализация обратной связи от самих обучающихся и выпускников, чтобы вуз мог контролировать качество тех или иных курсов в рамках программ и их востребованность у обучающихся. Так мы сможем корректировать список реализуемых магистерских программ, методы преподавания или содержание курсов. В магистратуру поступают ребята, которые имеют четкие представления о том, чего они хотят от образования. Поэтому важно не обмануть их ожидания и дать именно то, что они прочитали, например, в описании магистерской программы. В этом же контексте следует избавляться от так называемого менторства преподавателей и развивать формы сотрудничества между обучающимися и преподавателями, чтобы первые также имели возможность влиять на процесс обучения. В этом случае целесообразно говорить и о третьей задаче, которая подразумевает развитие современных форм образования – индивидуализации обучения, внедрения дистанционных методик, увеличения объема самостоятельного изучения материала студентом.
Как магистерские программы вуза коррелируют с национальной технологической инициативой, тенденциями на рынке и в сфере образования?
С точки зрения используемых принципов формирования магистерских программ, последние можно условно поделить на несколько групп. В первую группу входят те, которые создаются в области основных компетенций вуза – это информационные технологии и фотоника. Например, в области IT это такие программы, как «Технология проектирования и разработки программного обеспечения», «Информационные технологии и сервисы в телекоммуникациях», «Управление информационной безопасностью», «Интеллектуальные технологии в робототехнике», – все они востребованы среди абитуриентов. В фотонике это такие программы, как «Компьютерная оптика», «Лазерные микро- и нанотехнологии», «Наноматериалы и нанотехнологии фотоники и оптоинформатики» и другие. В то же время эти программы также претерпевают качественные изменения, развиваясь.
В вузе появляются и новые магистерские программы, что обусловлено двумя процессами. Во-первых, это программы, ориентированные на будущие рынки, которые сейчас только развиваются, но через пять-семь лет станут основными. Например, исходя из этой логики, созданы программы «Аддитивные технологии», «Геоинформационные системы» и другие, – за этими направлениями будущее. Во-вторых, на основе уникальных компетенций университета мы развиваем совершенно новые для нас области: медицину, урбанистику, социальные и экономические системы. Благодаря этому появляются такие программы, как «Городская информатика», «Научная коммуникация», «Инновационные транспортные технологии», «Вычислительная медицина», «Лазерные биомедицинские технологии», «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения». Формирование абсолютно новых программ – это осознанное решение. Мы не ставим задачу стать классическим вузом и открыть клинику, исторический или искусствоведческий факультеты. Но при этом мы отвечаем современным запросам и развиваем компетенции в тех областях, которые в ХХI веке будут определять качество жизни человека. Поэтому при формировании магистерских программ мы ориентируемся и на НТИ, и на национальные технологические платформы, при этом принимаем во внимание форсайт и анализ развития рынков и науки.
Университет ИТМО поддерживает высокую динамику создания совместных образовательных программ с другими вузами. Будет ли поддерживаться эта стратегия в будущем году?
В университете уже реализуется 36 совместных образовательных программ (СОП). В результате магистранты имеют возможность слушать лекции ведущих ученых из лучших университетов мира, могут обучаться по сетевой форме. Создание СОП – это одно из ключевых стратегических направлений развития Университета ИТМО. Это связано с одной из его характеристик – международный вуз. Опыт успешных университетов показывает, что привлечение зарубежных студентов и возможность у студентов обучаться какое-то время в других ведущих вузах – это необходимое условие развития. Мы планируем усилить работу по формированию СОП с университетами, которые занимают высокие позиции в международных образовательных рейтингах. В выборе партнеров мы скорее ориентируемся на это и на наличие общих научно-образовательных целей, чем на географическое расположение вуза. С рядом иностранных вузов у нас уже налажены крепкие научные связи, теперь наша задача – расширить сотрудничество в области подготовки кадров, возможно, в сетевой форме.
Насколько важно для Университета ИТМО мотивировать магистрантов к продолжению обучения в аспирантуре вуза?
Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы лучшие магистранты продолжали обучение в аспирантуре. Один из косвенных механизмов, который помогает сохранять в стенах вуза самых талантливых студентов, – это рейтинг магистрантов, который отображается на внутреннем портале университета. В нем учитываются оценки, которые студенты получают при аттестации, а также их научные достижения. Отдел международной аспирантуры и докторантуры работает с ребятами, которые находятся в первых строчках этого рейтинга. Для молодых людей это, в свою очередь, дополнительная мотивация – увидеть себя первыми в рейтинге, который отражает результат их текущей профессиональной деятельности. Кроме того, это позволяет определять лидеров, которых мы привлекаем для дальнейшей работы в вузе. Таким образом, лучшие бакалавры переходят учиться к нам в магистратуру, а лучшие магистры – в аспирантуру.
Приемная кампания в магистратуру подходит к завершению: каковы предварительные результаты?
Известность и авторитет Университета ИТМО растет: количество абитуриентов из других вузов выросло в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом. Уже было подано 2,5 тысяч заявлений на поступление, большая часть из которых, 1,5 тысячи (57%), – от выпускников других учебных заведений. Всего к нам в магистратуру поступают бакалавры и специалисты из 300 университетов, 3,5 тысячи человек уже зарегистрировались в электронной базе данных Университета ИТМО.
Прием документов на очную форму обучения заканчивается 10 августа, мы ожидаем, что за это время еще около 600 человек подадут документы в приемную комиссию и успеют пройти последние отборочные испытания в середине августа. Университет ИТМО предоставляет абитуриенту несколько вариантов поступления: конкурс портфолио, конкурс докладов на Конференции молодых ученых, а также традиционные экзамены. Конкурс докладов позволяет ребятам, которые сильны в какой-либо специализированной области, показать свои таланты и поступить в магистратуру. Конкурс портфолио подразумевает жесткий отбор по определенным критериям. А традиционные вступительные испытания проводятся три раза за лето. В этом году мы впервые внедрили методику дистанционной сдачи экзамена: иногородним больше нет нужды приезжать в университет, достаточно прислать необходимые документы и принять участие в экзамене с помощью домашнего компьютера. Этим летом мы принимаем 61 экзамен в таком формате. Чувствуется, что еще не все абитуриенты доверяют таким прорывным решениям. Но я уверен, что когда результаты работы системы будут объявлены, а абитуриенты, которые воспользовались ею, зачислены в Университет ИТМО, то в будущем году количество человек, сдающих экзамен дистанционно, станет гораздо больше.
Редакция новостного портала Университета ИТМО