С развитием виртуальных технологий и ростом их популярности стало ясно, что потенциал VR далеко не ограничивается играми. Проект Video360Production, который этими технологиями начала заниматься с момента первого появления Oculus Rift в 2014 году, уже широко опробовал их в сфере культуры, искусства, туризма и определил еще несколько перспективных направлений работы, в числе которых – образование.
Эксперты уже не раз подтверждали рост рынка образования, который получает новый виток развития во многом благодаря виртуальным технологиям. Проект Video360Production не остался в стороне тренда, и с начала 2016 года начала взращивать идею создания виртуальных классов. Сделать аудиторию «виртуальной» поможет VR-гарнитура (в данном случае – GearVR), программное обеспечение, которое свяжет гаджеты в единую сеть, образовательный контент и специальная мебель. Всем этим готовы обеспечить своих клиентов представители Video360Production.
«Мы собираемся оборудовать классы “под ключ”, предоставляя не только оборудование и контент, но и мебель, подходящую для погружения в виртуальную реальность, – рассказывает Денис Столяров. – Обычный стул здесь не подойдет: для VR мебель должна как минимум вращаться вокруг своей оси, но ни “барные” стулья без спинки, ни офисные кресла на колесиках здесь не подойдут. Существуют решения в виде закрытых будок с колонками, но это, опять же, не подходит для учебных заведений. Спроектировать и создать подходящую мебель мы предложили коллегам с кафедры дизайна мебели Академии Штиглица. Сейчас у нас уже есть прототип. Он требует некоторой доработки, но после этого специальную мебель можно будет выпускать серийно».
Что касается контента, то на первых порах команда может использовать уже существующие наработки в формате видео 360. Конечно, отмечает разработчик, они не подразумевают непосредственного взаимодействия с видеорядом, если не считать возможности передвигаться по виртуальной площадке, однако могут иллюстрировать пройденный материал и помогать в его запоминании. У команды Video360Production есть проекты с Соловецким монастырем, Эрмитажем, Мариинским и Александринским театрами, пользуется успехом виртуальная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Безусловно, увеличение контента – одна из первостепенных задач проекта.
«Пока формат видео 360 – самый простой способ создания свежего контента, – признается эксперт. – По этому направлению мы постоянно находим новых партнеров и заказчиков. Например, недавно наш оператор ездил в экспедицию в Арктику, где отснял совершенно уникальный материал. Этот ролик мы готовим в рамках сотрудничества с Северным (Арктическим) федеральным университетом в Архангельске. От этого вуза мы также получили предзаказ на оборудование у них виртуального класса. Если у нас все получится, это будет первый VR-класс в России».
Если видео неоценимы на уроках географии или истории, то для таких предметов, как физика или химия, важна более интерактивная визуализация, опыт взаимодействия. Иногда важно, чтобы обучающиеся могли проводить опыты, какую-то практическую работу, но подчас это невозможно ввиду дороговизны оборудования и реактивов либо небезопасности каких-то экспериментов. В виртуальной же реальности такие опыты можно будет проводить сколько угодно: любой ученик сможет реализовать собственный эксперимент и лучше усвоить учебный материал.
«Интерактивная виртуальная реальность будет полезна и гуманитарным дисциплинам. При нашем участии был создан проект по изучению иностранных языков с помощью VR-технологий – он прошел в полуфинал Microsoft Imagine Cup. Идея была основана на известном эффекте, что новый язык проще изучать, погрузившись в языковую среду. В этом проекте человек, надевая очки виртуальной реальности, попадает в какую-то сценку, где ему нужно будет общаться на изучаемом иностранном языке. Он слушает речь людей рядом с ним, отвечает на их вопросы, а система анализирует и оценивает поведение обучающегося. Такая визуализация бытовых сцен эффективнее, чем изучение языка по книжкам и фильмам», – добавляет руководитель Video360Production.
По словам Дениса Столярова, в перспективе команда планирует заниматься созданием такого интерактивного контента, однако для этого нужно дополнительное частное или государственное финансирование. В поиске инвестиций команда приняла участие в акселерационной программе TURN8 и дошла до DemoDay, будучи выбранной из 55 других проектов. Также инноваторы подают заявку на участие в программе «Старт».
Материалов, потенциально подходящих для адаптации под виртуальную реальность пока мало, рассказывает руководитель Video360Production, но их становится все больше. Существует, например, такая программа, как Google Expeditions, куда энтузиасты со всего мира могут заливать качественный панорамный контент, в том числе для VR. Помимо этого, адаптировать для школьных уроков можно 3D-модели различных систем, органов, конструкций.
Стоимость такого класса, в расчете на восемь мест, оценивается разработчиками в полтора-два миллиона рублей. Такого суперсовременного класса будет достаточно одного на все учебное заведение. Чтобы распространить эти технологии в общеобразовательных школах, без государственной программы не обойдется, считает Денис Столяров. Однако работать массово с целым рядом школ даже лучше: виртуальный класс может поддерживать пять-десять дисциплин, которые актуальны для всех школ России – полностью сделав класс в одной школе, можно масштабировать этот опыт на еще десяток общеобразовательных учреждений.
«Урок в классе виртуальной реальности мы видим таким образом. В целом, это классический урок, в котором есть преподаватель, – описывает Денис Столяров. – Дети пользуются гарнитурой виртуальной реальности по принципу книжки: часть урока слушают лекцию, потом надевают очки, просматривают какой-то материал и “возвращаются” в класс. Почему так? Во-первых, находиться в виртуальной реальности очень долго пока тяжело. А во-вторых, мировые практики показали, что именно сочетание традиционного преподавания с виртуальной реальностью дает максимальный результат».
К упомянутым практикам относится проект Labster – химическая лаборатории в виртуальной реальности. Студенты, надев VR-гарнитуру, могут проводить химические опыты, аналогичные тем, что можно сделать в реальных лабораториях, доступ к которым есть не у всех обучающихся. По статистике, если студенты сочетали работу в Labster с лекциями, эффективность их обучения возросла на 100%, в два раза.
«Инициатив в образовании, завязанных на виртуальной реальности, становится все больше, однако в России и, насколько нам известно, даже в мире еще нет ни одного полностью укомплектованного виртуального класса. Рост таких проектов понятен: мы живем во время стремительного развития технологий, под влиянием которых меняется мировая экономика, бизнес. Должен меняться и подход к образованию», – заключает Денис Столяров.
Редакция новостного портала Университета ИТМО