Как это принято у нормальных людей
Что мотивирует тех, кто давно живет за границей, возвращаться в Россию и советовать своим детям получать высшее образование здесь? В новом блоге профессор факультета информационных технологий и программирования Анатолий Шалыто на примере истории из своей жизни отвечает на этот вопрос.
Однажды в моей жизни произошла удивительная история. Она началась с письма: «Добрый день, Анатолий Абрамович! Я шесть лет живу и работаю в КНР. Со мной четыре года жила семья, но вот пришлось сына вывозить на учёбу… в Россию, так как он имеет техническое мышление и увлекается математикой и программированием. Так что вдогонку к Вашей „Внеочередной заметке“, в которой Вы поставили вопрос: „Почему человек, состоявшийся в науке за границей, возвращается в Россию?“, добавляю: дети российских граждан, живущих за рубежом, часто возвращаются на учёбу в Россию. И во многом это происходит благодаря победам студентов Университета ИТМО, СПбГУ и других российских вузов на мировых олимпиадах по программированию, информатике и математике. Это я знаю лично на нескольких примерах».
Далее он продолжил: «Мой младший сын нацелен на Университет ИТМО, хотя у него есть варианты поступления в Германию и не только. У него абсолютно свободный английский, отличный китайский и немецкий языки. Парень 2000 года рождения, он заканчивает в этом году 11-й класс в России. До этого он два с половиной года проучился в государственной китайской школе (пятый-седьмой классы), полтора года посещал курсы бизнес-китайского языка в Шэньчжэньском политехническом университете, дистанционно полностью самостоятельно проходил российскую школьную программу. Приехав на государственную итоговую аттестацию, сдал экстерном экзамены за девять классов и получил аттестат с отличием».
«Он увлёкся программированием и решил, что в России будет наиболее эффективно проходить дальнейшее построение образовательного процесса, которое он сам себе наметил. В математике у сына всегда были неплохие успехи. По возвращению в Россию в десятом классе он стал призёром „Всесибирской олимпиады школьников“, „Надежды энергетиков“ и других. Ещё он призёр регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку».
«С информатикой же у него была просто беда: знание теории С++ ничего не дало в практике спортивного программирования (всем бы такую беду — А.Ш.). В прошлом году он даже не попал на городской этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Но за год — рост просто взрывной: весной он прошёл отбор на Летнюю компьютерную школу Станкевича (Андрей Станкевич, тренер команды ИТМО по спортивному программированию — прим.ред.) и участвовал в ней. Имеет звание эксперта на сайте codeforces.com (самая популярная в мире онлайн-платформа для проведения соревнований программистов, разработана в России — прим. ред.) c рейтингом 1725, командой 11-классников на прошлой неделе попали в 50 лучших на Всесибирской олимпиаде по программированию имени И. В. Поттосина, обогнав немало студенческих команд, в том числе из Питера и Москвы. При этом они заняли среди команд Сибири, Урала и Дальнего Востока шестое место».
«Так вот, к чему я все это: «Спасибо Вам и Вашим коллегам, не уехавшим из России и спасшим в девяностые годы соответствующие кафедры, и за то, что престиж российского образования в физико-математических, информационных и инжиниринговых отраслях снова становится таким, каким он должен быть — в лидерах. С уважением, Иван Викторович Смолин».
Я поблагодарил Ивана и ответил ему. Он очень удивился ответу и написал: «Хочу зимой свозить его в ИТМО, чтобы он своими глазами посмотрел изнутри на его потенциальную Альма-матер и непосредственно факультет. Это реально устроить?». Естественно, я рассказал, как это сделать!
Потом он написал вновь: «29.10.2016 г. команда сына выиграла Восточно-Сибирский полуфинал Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию, а на следующий день (участвуя вне конкурса) заняла третье место среди студентов на Восточно-Сибирском четвертьфинале олимпиады ACM (имеются в виду отборочные соревнования чемпионата мира по программированию ACM ICPC, в настоящее время проводятся без участия Association for Computing Machinery — ред.), обогнав все официальные студенческие команды».
После этого он стал читать мои «Заметки о мотивации» и сообщил, что находит в них опечатки. Я попросил сообщать мне о них, но случилось чудо: он взялся за эту чрезвычайно трудоёмкую работу (ему удавалось за выходные прочесть и указать неточности в трёхстах заметках, а их на тот момент было больше шести тысяч). Я написал ему, что он первый человек из тысяч, читавших «Заметки», который так помогает.
На это он ответил: «А Вы, Анатолий Абрамович, первым откликнулись на просьбу совсем незнакомого человека. У нормальных людей это запоминается. Я вижу, что Сергей заряжен на изучение программирования примерно так же, как я был заряжен на занятия спортом, после приезда из глухого сибирского таёжного поселка в 16 лет на поступление в вуз, и мне хочется помогать ему на всю катушку».
В какой-то момент мне стало очень неудобно перед ним, так как я потратил на помощь максимум полчаса, а Иван — уже более двадцати выходных, и попросил его бросить! На это он ответил: «Так принято у нормальных людей — они если взялись за дело, то завершают его, не считаясь со временем». А тем временем Иван за много заходов прочёл и исправил все существовавшие на тот момент тысячи заметок.
Потом Иван с сыном приехали познакомиться с Санкт-Петербургом и мною, но поступать всё-таки решили в МФТИ, так как в Москве климат лучше — именно из-за климата они в свое время переехали из Красноярска в Китай.
Когда я однажды рассказал эту историю, одна женщина спросила: «А в чем была его мотивация?». Сначала я отшутился: «В «Заметках о мотивации», а потом сказал: «В порядочности».
Много ли вы встречали таких людей в жизни?