Имеющий уши да услышит
Что значит «создать условия» для обучения лучших специалистов? Что для этого необходимо университетам? И почему IT-образование в России лучше, чем в топовых вузах США? Об этом в новом блоге рассуждает профессор факультета информационных технологий и программирования Анатолий Шалыто.
Олег Ицхоки ― молодой полный профессор («full professor» в американской вузовской терминологии) экономики Принстонского университета в фильме «О Принстоне и много еще о чем» привел пример, что такое «создать условия» в понимании выдающихся специалистов.
Один из самых известных в настоящее время экономистов мира Пол Самуэльсон (Paul Samuelson) (1915−2009), получивший Нобелевскую премию по экономике в 1970 году, по каким-то причинам не был принят на постоянную работу в Гарвард. Он пошел в MIT и там собрал группу выдающихся ученых, среди которых были Роберт Солоу (Robert Solow) (1924) и Франко Модильяни (Franco Modigliani) ― лауреаты Нобелевской премии по экономике в 1987 и 1985 годах, соответственно.
Так вот, однажды Гарвард решил «перекупить» Солоу. Оказывается это, как и в топовых футбольных клубах, является весьма распространенной практикой в топовых университетах Америки. На это предложение Роберт ответил: «Я готов перейти, если созданные условия будут не хуже, чем в MIT». В сегодняшней терминологии приглашавшие сказали: «Не вопрос», а тогда они произнесли только одно слово: «Несомненно». И попросили сформулировать условия перехода, но у Солоу условие было только одно: «Хочу, чтобы слева от меня и на новом месте сидел Самуэльсон, а справа ― Модильяни». Это требование, видимо, оказалось неподъемным даже для всесильного Гарварда, и все остались на своих местах.
Следовательно, главное условие для успешной работы в топовом университете не зарплата, не деньги на ассистентов и конференции (это могут предоставить все вузы топового уровня), а люди, которые сидят слева и справа от Вас. По мнению Олега, такая обстановка создается десятилетиями, а то и пятидесятилетиями.
А теперь о нас. В мае 2013 года в газете «Университет ИТМО» № 154 (1659) вышла статья «Наногарвард для программистов», содержащая мое интервью, в котором я уже тогда утверждал, что «в масштабах страны у нас ― «наногарвард».
Прошло еще семь лет, много воды утекло, и сегодня я могу сказать, что в области преподавания прикладной математики и достижений в спортивном программировании мы круче Гарварда.
А теперь к главному: кто у нас на кафедре «Компьютерные технологии» сидит в «центре, справа и слева». Итак, в одной комнате: в центре ― Андрей Станкевич, справа ― Георгий Корнеев, слева ― Павел Маврин. В комнате напротив: в центре ― Геннадий Короткевич, справа ― Нияз Нигматуллин, слева ― Артем Васильев. Рядом с ними еще в одной комнате на первом этаже ― Михаил Мирзаянов, над ними на втором этаже ― Максим Буздалов.
Титулов приводить не буду. Кто в теме, знает, кто не теме ― в сети может посмотреть.
Об ИТ-науке я здесь подробно писать не буду, это отдельный разговор. Здесь ряд американских вузов пока сильнее нас, но в России мы единственный вуз, который четыре года подряд входит в 80 лучших университетов мира по Computer Science в рейтинге Times Higher Education, а по рейтингу агентства «Эксперт" мы по «Компьютерным наукам» ― первые, как и в прошлом году! У нас общий балл в этом году ― 91.7, у МГУ ― 80.4, ВШЭ ― 80, СПбГУ ― 79.6. Что значат эти числа я, конечно, не знаю, но мне они ласкают взор.
Еще о Гарварде. Когда несколько лет назад на конференции в Барселоне одна русская девушка при всех сказала, что ее альма-матер ― Гарвард ― на чемпионате мира по программированию ICPC занял третье место, я не забыл ответить, что мы их можем подучить, так как в то время были шестикратными чемпионами мира, а еще пять раз занимали третье место, а не один, как Гарвард.
Теперь о Стэнфорде. В 2016 году я общался с долларовым миллиардером Эндрю Билом (Andy Beal), который никак не мог поверить, что Университет ИТМО уже лет двадцать на ICPC практически всегда стоит значительно выше Стэнфорда, в котором, как он сказал, у него в руководстве много друзей, и он может меня с ними познакомить, но для этого ему нужны доказательства сказанного мною.
Я послал ему такую справку:
«Hello, Andy! As promised, I'm sending you information about ITMO Univesity, Stanford University and ACM ICPC World Finals. ICPC ― International Collecgiate Programming Сontests are held since 1977.
Stanfrod University won three times: in 1985, 1987 and 1991.
Russian teams, from ITMO University in particular, are participating since 1996. From this time, ITMO University teams have won six times: in 2004, 2008, 2009, 2012, 2013 and 2015.
ACM ICPC World Finals results 1996−2016, ITMO University and Stanford University teams
1996 ITMO: 17 place Stanford — Didn’t participate in finals
1997 ITMO:11 place Stanford:16 place
1998 ITMO:11 place Stanford: 24 place
1999 ITMO: 3 place Stanford: Honorable Mention
2000 ITMO: 4 place Stanford: 15 place
2001 ITMO: 3 place Stanford:14 place
2002 ITMO:11 place Stanford: 5 place
2003 ITMO: 3 place Stanford: Didn’t participate in finals
2004 ITMO: World Champion (1 place) Stanford:13 place
2005 ITMO: 3 place Stanford: Didn’t participate in finals
2006 ITMO:19 place Stanford: Didn’t participate in finals
2007 ITMO: 3 place Stanford: 26 place
2008 ITMO: World Champion (1 place) Stanford:7 place
2009 World Champion (1 place) Stanford: 20 place
2010 ITMO: 14 place Stanford: 14 place
2011 ITMO: 13 place Stanford: Didn’t participate in finals
2012 ITMO: World Champion (1 place) Stanford: 13 place
2013 ITMO: World Champion (1 place) Stanford: 14 place
2014 ITMO: 9 place Stanford: 45 place
2015 ITMO: World Champion (1 place) Stanford: 64 place
2016 ITMO: 7 place Stanford: 44 place
In the Universtity we are running World Champions Programming School, where we are coaching teams from other universities. Under our coaching, two teams from the top world universities: ETH Zurich and University Californinia Los Angelos, have gotten to the finals for the first time. We also coached, other teams as well, including Peking University (they had the third (2014) and the fifth (2015) places).
We are ready to coach Stanford University too!".
Прочтя это, я думаю, миллиардер теперь не поверил уже не мне, а своим глазам, и, наверное, расстроился. О дальнейших его действиях в этом вопросе поэт Олег Григорьев написал бы: «Ничего миллиардер не отвечал, только тихо ботами качал».
Все-таки хорошо, что наша встреча состоялась не в 2017 году, когда Университет ИТМО уже непосредственно в Америке (в Южной Дакоте) в седьмой раз стал чемпионом мира по программированию, а то Энди еще бы больше расстроился, а мне его жалко: все-таки, как он говорил, Трамп ― его друг. Кстати, после этой победы один мой знакомый задал такой вопрос: «Чьи лица высечены на скале в Южной Дакоте, где проходил чемпионат в этом году?», и сам же ответил: «Все думают, что это ― Вашингтон, Джефферсон, Линкольн и Рузвельт (Теодор), а на самом деле ― это Васильев, Парфенов, Шалыто и Станкевич. Вряд ли такая шутка обрадовала бы Энди и его друга…
А тут недавно «подоспела» статья нашего студента Павла Шабурова с интересным названием:"В США слабо преподают IT ― поэтому я учусь в России". Папа Павла ― Виктор Шабуров ― известный ИТ-предприниматель, а он сам с двух лет не живет в России и знает язык так, что, слушая лекции на русском, переводит в голове и пишет конспекты на английском. И при этом пока Павел учился в школе, которая находилась в … Лос-Анжелосе, он ездил на летние компьютерные школы в … Россию ― к «Станкевичу и не только к нему», и поступил учиться на факультет «Информационных технологий и программирования» Университета ИТМО.
Папа Павла, радуясь первой публикации сына, написал: «Заголовок не супер ― это в школах в Штатах плохо преподают математику и IT, а в топовых же универах, конечно же, хорошо. Правильный заголовок: «В России тоже круто преподают IT». Виктор, конечно, не только предприниматель, но и дипломат, так как в России, видимо, учат все-таки настолько круто, что при разработке продуктов в его известных во всем мире стартапах он обошелся без американцев из топовых университетов.
А еще, как бы в поддержку сказанному мною, директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич написал: «В прошлом году из 187 наших выпускников поступили в зарубежные вузы всего семеро. Процент невысокий. Сейчас к этому еще и политика примешивается. Американцы в общем-то не очень охотно берут абитуриентов из России. Плюс коронавирус, стипендиальные дела. Есть масса вещей, которые препятствуют. Мое отношение к этому ― не надо это делать с первого курса. Хочешь учиться за рубежом, надо поступать после третьего-четвертого курса».
А теперь мнение коллеги Максима ― народного учителя России Сергея Рукшина, который, в частности, учил двух Филдсовских лауреатов ― Григория Перельмана и Станислава Смирнова: «Статью Шабурова прочел. И ничего необычного не обнаружил ― я и так понимаю, что в ИТМО учиться лучше, чем в Америке».
В общем, «имеющий уши да услышит».
P. S. Текст посвящается хорошему мальчику ― Ильдару Гайнуллину, который апреле 2019 года занял первое место на XXXI Всероссийской олимпиаде школьников по информатике, а в августе того же года в составе сборной России победил на Международной олимпиаде по информатике IOI-2019, заняв в индивидуальном зачете второе место в мире.