Эксперт Центра научной коммуникации ИТМО, специалист в области менеджмента высшего образования, переводчик
Три не самые известные научно-популярные книги
Мы часто ассоциируем научно-популярную литературу с hard science, в то время как коммуникация гуманитарного знания нередко остается вне поля нашего зрения. В сегодняшней подборке — три отличные книги о функционировании общества, социальных связях и, конечно, о литературе.
1. Моральная слепота: утрата чувствительности в эпоху текучей современности, Зигмунт Бауман и Леонидас Донскис
Социолог Зигмунт Бауман и философ Леонидас Донскис анализируют человеческое безразличие к происходящему в современном мире — то, что они называют «особой формой моральной слепоты». Авторы рассуждают о том, что такое зло в XXI веке, чем чревато пренебрежение приватностью, куда нас ведет равнодушие к страданиям других людей, случится ли «закат Европы», почему возникают теории заговоров и при чем тут СМИ. Книга понравится всем, кто задается вопросами о глубинных изменениях в обществе и их последствиях.
Помимо прочего, авторы ссылаются на множество интересных авторов и работ — от Алена-Рене Лесажа до Мишеля Уэльбека.
2. Социальный вид. Почему мы нуждаемся друг в друге, Мэттью Либерман
Блестящая книга Мэттью Либермана посвящена исследованию социальности. Автор ведет дискуссию о том, что социальные связи формируют нас сильнее и нужны нам больше, чем может показаться. Это подтверждают данные многочисленных экспериментов и фМРТ-исследований.
Важный раздел книги посвящен «социальной боли» и ее сопоставимости с физической, что тоже подтверждено экспериментами. «Социальная боль» такая же реальная и такая же «больная». Эмоциональное насилие может привести к таким же катастрофическим последствиям, как и физическое, но почему-то оценивается далеко не так серьезно. Как говорится, слово не камень. Автор убедит вас в обратном.
3. О чем говорят бестселлеры. Как все устроено в книжном мире, Галина Юзефович
Работа критика Галины Юзефович о бестселлерах — это сборник ее эссе о литературе. И посвящен он тому, почему некоторые книги перестают быть книгами и становятся культурными феноменами. За что миллионы людей (буквально, миллионы!) любят Гарри Поттера, «Хоббита», Китнисс Эвердин и «Сумерки»? Почему мы читаем то, что мы читаем? Как устроен детективный жанр и почему плохой перевод может сделать отличную книгу мягко говоря непопулярной среди читателей?
Что на самом деле представляет из себя Нобелевская премия по литературе и почему нам часто непонятен выбор шведских академиков? Как меняются читательские вкусы и привычки в разных поколениях и почему это совершенно нормально?
Я очень люблю Галину Юзефович за ее ироничное и очень адекватное отношение к своей работе. Мое любимое высказывание о литературе как раз из этой книги:
«Чтение — еще один (и очень эффективный!) способ выкачать из мироздания немного радости сверх отпущенной нам нормы».
А еще в книге очень много дополнительных рекомендаций — будет, что почитать после.