Заметки о русском языке и культуре
1. В русском языке есть весьма тонкие вопросы, которые необходимо знать. Например, числительные от нуля до девяти должны в тексте писаться не цифрами, а словами. Слово «количество» пишется для сущностей, которые нельзя сосчитать, а слово «число» используется для «счетных» сущностей. Поэтому надо писать «количество песка», но «число песчинок». В этой связи вызывает недоумение словосочетание «количество детей», так как применительно к мужчине это свидетельствует о том, что он не может точно сосчитать своих отпрысков. Всегда помните, что «число отличается от количества» (Г. Бейтсон).
2. Различайте понятия «преимущества» и «достоинства». Помните, почти каждый мужчина обладает достоинством, но оно не всегда является его преимуществом. Еще люди (и я тоже) путают два понятия: «использование» и «применение». Что-то используется по назначению, а применяться оно может черт знает для чего. Знайте, что сначала надо давать ссылку на рисунок в тексте, а не наоборот, хотя при верстке книг это правило иногда нарушается. И помните, что русские после точки должны начинать предложение с большой буквы, в том числе и в списках, и неважно, что по этому поводу в данный момент сказано в распорядительных документах, так как пройдет и это ― их через некоторое время все равно пересмотрят… Теперь совет: не можете делать что-то правильно, то делайте хотя бы одинаково…
3. Неоднократно, в том числе и от Никлауса Вирта, слышал, что «программирование учит логике». Мой многолетний опыт свидетельствует о том, что это не так. Как вы считаете, обладает ли молодой человек логикой, если у него на 16 страницах автореферата встречаются несколько списков, оформленных по-разному. Еще мне очень «нравится», когда в списке стоит цифра, точка, а затем с маленькой буквы начинается текст! А что можно сказать о студенте, который на 20 страницах курсовой работы слово «лампа» пишет то как лампочка, то как lamp, то с большой буквы, то с маленькой, а то еще как-то. И еще. Посмотреть в любой книге, как оформляется список литературы, не способен практически ни один студент!
4. У подавляющего большинства сегодняшних студентов с общей культурой просто беда. Приведу пример. К нам перевелся из «большого» университета «крутой» студент в области олимпиадного программирования, который должен был «погасить» огромную разницу в программах обучения. При этом я оказался одним из «пожарных». Он пришел ко мне, и я увидел высокого, красивого молодого человека с умными темно-коричневыми глазами. Мы немного поговорили, и оказалось, что он закончил прекрасную школу в Санкт-Петербурге.
Я решил поговорить с ним в «стиле Ландау». Он перед экзаменом по физике часто сначала задавал вопросы типа: «Кто автор „Евгения Онегина“?», и не получив правильного ответа, выгонял пришедшего, поясняя окружающим: «Что он может знать в физике, если даже не знает этого». Поэтому я спросил студента, читал ли он мои «Заметки о мотивации». Услышав ответ «нет», я отправил его читать их. Он вернулся минут через пятнадцать, а на вопрос: «Прочел?», ответил: «Да». Очередным вопросом я попытался узнать, о чем он там читал, и услышал бодрый ответ: «О мотивации»!
Потом я его спросил, знает ли он что такое Rolls-Royce, и он ответил … «Нет». Я настолько удивился, что сначала подумал, что он не понял вопроса и истолковал его так: «Имеешь ли ты Rolls-Royce?» :-). После этого я услышал такой же ответ на словосочетание «Даймлер и Бенц», и снова предположил, что он неправильно истолковал вопрос. Затем я спросил, знает ли он, где находится киностудия «Ленфильм», которая расположена в полукилометре от университета. Как вы догадались, ответом было «Нет». После этого я задал вопрос о самом известном фильме «Ленфильма». Он немного подумал и ответил, видимо, то, что первым пришло ему в голову: «Приключение Электроника»! Дальше беседа в том же духе продолжалась еще некоторое время.
Через некоторое время мне этот маразм надоел, и, понимая, что его ничему научить не смогу, я, в отличие от Ландау, не выгнал его (это было бы абсолютно бессмысленно ― к следующей нашей встрече его культурный уровень вряд ли повысился бы), а поставил (в первый и надеюсь в последний раз в жизни) зачет за его красивые глаза и успехи в олимпиадном программировании. Отмечу, что не только этот молодой человек произвел неизгладимое впечатление на меня, но и я, видимо, на него тоже ― после нашей встречи он отметил «Заметки» как интересную для него страницу! Интересно, что в 2003 г. о нахождении киностудии «Ленфильм» в весьма интеллектуальной группе студентов третьего курса не мог ответить никто.
5. А теперь история, связанная с Микеланджело :-). Я долго объяснял одному талантливому в программировании пятикурснику, что профиль деятельности в компании, в которой он собрался работать, по моему мнению, ниже его квалификации. Практически все время, пока я воспитывал его в присутствии нескольких молодых людей, он молчал. «Воспитуемый» сказал только две фразы, которых хватило для того, чтобы понять, что говорить нам не о чем.
Сначала он не понял, что такое сохранить свое имя. Ребята быстро пояснили ему, что я имею в виду, и мой монолог продолжился. Уже не помню, в каком контексте я произнес два «имени»: Микеланджело и Пикассо. Молодой человек «отозвался» на них, но сказал, что не сможет отличить их работы, если они не будут подписаны! (все не так плохо ― он хотя бы читать умеет). Я еще бы понял, если бы этими «именами» были Мане и Моне, но тут… Видели бы в этот момент глаза окружающих нас ребят. Кстати, никто, и не только студенты, не знает, сохранился ли портрет Мане кисти Моне. С этими фамилиями почти рекурсия получилась.
После этого я понял, что этот бессмысленный разговор надо заканчивать. В дальнейшем оказалось, что на указанный вопрос не могут ответить весьма большое число студентов. Например, из семнадцати опрошенных в одной группе только один прошел этот тест, который может быть назван моим именем :-). И еще. «Исследования S. Watanabe показали, что голубей можно обучить отличать картины Ван Гога от картин Шагала. Результаты, полученные голубями, были сравнимы с результатами опроса студентов«! После публикации этой заметки наш выпускник Антон Ахи написал: «Студентов тоже можно научить различать картины разных художников, только этого никто не делает», и он был, естественно, прав.
6. Недавно я наконец-то понял, почему молодые люди впадают в ступор от моего вопроса. Оказывается, малообразованными являются не они, а я, и их, видимо, сильно удивляет то, что я не знаю очевидного: в последние годы Микеланджело обычно упоминается совместно с Леонардо, Рафаэлем и Донателло, и в этой компании нет никакого Пикассо. Они существуют в мультиках про мутантов ― черепашек-ниндзя, которые имеют указанные имена и живут в канализации Нью-Йорка. Поэтому можно утверждать, что классическое искусство постепенно уходит в канализацию… Пикассо, и мне в этом смысле, не повезло ― мы никогда не жили там :-).
Кстати, имена этих черепашек, «которые сильны как никогда», а не художников, прозвучали на телеканале «Россия» в рекламе 3D-фильма о них в перерыве футбольного матча нашей сборной на чемпионате мира, что стоит весьма недешево. Однако стоит ли экономить на прославлении таких известных мутантов?
Когда я однажды рассказал эту историю, девушка-журналист сказала, что она не знала имен черепашек. На это я пошутил, что у девушки не хватает культуры. При этом другая девушка, присутствовавшая при нашем разговоре, сказала, что, по ее мнению, это недостаток эрудиции, а не культуры. «Нет, ― сказал я, ― Сегодня это недостаток культуры, правда, массовой».
Поэтому (имея опыт общения в этом вопросе с молодыми людьми от шести до двадцати лет), когда я слышу, что культуру молодежи надо поднимать, и имею возможность высказаться, то привожу этот пример, и говорю, что если подъемом культуры они займутся, то поднимать его придется с уровня … канализации Нью-Йорка… После этого энтузиазм у многих спадает, но некоторые по разным причинам продолжают заниматься этим безнадежным делом.
7. Многие молодые люди не знают, что такое «Герника», не слышали термин «смолянка» и т. д. Более того, некоторые из них путают понятия «Герника», «евгеника» и «гальваника», а то, что Пикассо написал картину с названием «Герника», ― этого не знает практически никто! Кстати, «Пикассо создал такое число работ, общая стоимость которых превышает стоимость „Газпрома“» (М. Гельман). Так что если вы кое-что знаете о футбольных приобретениях «Газпрома», то неплохо что-то знать и о Пикассо и «Гернике»…
Я рассказал об указанной путанице одному талантливому молодому человеку. Услышав слово «Герника», он сказал, что оно связано с фашизмом. Не успел я как следует обрадоваться тому, что молодой человек знает, о чем говорит, он продолжил, пояснив мне, что оно связано с экспериментами над людьми, имея в виду «евгенику». Неужели ему было трудно доставить мне более продолжительное удовольствие? Это было сделать так просто ― помолчал бы подольше! :-). Недаром же говорят: «Молчание ― золото». Еще о «Гернике». На одни Олимпийские игры привозили эту картину. Писатель Ю. Нагибин назвал ее самым большим впечатлением от увиденного на Играх.
8. Знайте, что если сразу начать «копать под себя», как делают сейчас многие молодые люди (это мало кому из окружающих нравится), то помогать такому человеку никто не захочет, и он, скорее всего, проведет всю оставшуюся жизнь «землекопом».
«Научное» обоснование сказанному состоит в следующем: люди, знакомые с дискретной математикой, знают, что «жадный алгоритм» оптимален на такой экзотической структуре, как «матроид». Поэтому, если модель вашей жизни ― матроид, смело жадничайте, если другая «жадность» может ни к чему хорошему не привести. И помните, что «жадность часто порождает бедность», а «бедность ― это унижение, страх, тоска и много других страшных слов. Только дураки романтизируют бедность» (Д. Роулинг).
Исходя из изложенного, у меня родилось предложение: для определения к предрасположенности к «жадности» людей надо разработать тест на «матроидность», например, анализируя их кровь или ДНК :-). Те, у кого такая структура обнаружится, могут жадничать, другим ― не стоит. Я думаю, что этот тест не только мог бы иметь коммерческий успех, но за него могли бы присудить и Нобелевскую премию :-).
9. И несколько о другом. Недавно поймал себя на мысли, что можно гордиться только успехами команд, состоящих из «своих» воспитанников, а успехами команд с наемниками нельзя. Успех таких команд, как и все в шоу-бизнесе, в лучшем случае может приносить радость, но никак не быть предметом гордости.