Восхищение

Восхищаюсь Исааком Кушниром, который организовал в 2002 г. и продолжает до сих пор издание серии «Авангард на Неве», в которой сегодня уже более 60 классно изданных альбомов о художниках и скульпторах нашего города, которые творили во второй половине прошлого века, а многие творят и теперь.

Исаак Кушнир. Источник: YouTube-канал Victor SHAPIRO

Это вторая волна авангарда на Неве, так как в первую входили такие гиганты, как, например, Михаил Матюшин, Казимир Малевич и Павел Филонов (перечислены по годам рождения).

Среди «пограничников» были Павел Кондратьев, Владимир Стерлигов и Осип Сидлин, книги о школах которых вошли в серию.

«Пограничники» и «второй» авангард долгие годы мало кому были интересны, но на своем излете Советская власть, все-таки, наметила что-то издать о них. Я подписался на это что-то в магазине «Подписные издания», так как с многими художниками этой волны и представителями школ «пограничников» либо был знаком, либо знаком по сей день. Однако где сейчас то государство и то, что оно, наконец-то, хотело издать? Многочисленные же толстые классно изданные альбомы, выпущенные Кушниром, есть и теперь уже будут всегда, особенно если они целиком, а не только обложки, рано или поздно окажутся в Интернете. О таких, как Исаак Яковлевич, говорят: «И один в поле воин!».

Недавно я решил найти в сети перечень книг, изданных в этой серии, но оказалось, что его… нет. Существуют только сайты, где некоторые из этих книг еще продаются. Поползал по ним. Создал список. Потом случайно нашел презентацию альбома Олега Григорьева, а в разговоре с Геннадием Зубковым узнал, что в серии есть альбом и о нем.

Возможно, существуют альбомы в этой серии о других художниках, скульпторах и событиях. Если знаете, сообщите — добавлю… Итак, авторы:

1. Аршакуни Завен; 2. Батурин Александр; 3. Белкин Анатолий; 4. Белый Хачатур; 5. Богомолов Глеб; 6. Борков Александр; 7. Борщ Борис; 8. Васильев Анатолий; 9. Васильева Ира; 10. Виньковецкий Яков; 11. Гаврильчик Владлен; 12. Гершов Соломон; 13. Григорьев Олег; 14. Гудзенко Родион; 15. Жарких Юрий; 16. Заславский Анатолий; 17. Зинштейн Арон; 18. Зисман Иосиф; 19. Зубков Геннадий; 20. Иванов Михаил; 21. Калужнин Василий; 22. Карасик Михаил; 23. Ковальский Сергей; 24. Лазарев Левон; 25. Левитин Валентин и Жанна Бровина; 26. Манусов Александр; 27. Медведев Юрий; 28. Михайлов Вячеслав; 29. Михнов-Войтенко Евгений; 30. Мишин Валерий; 31. Нисенбаум Леон; 32. Овчинников Владимир; 33. Окунь Александр; 34. Посецельская Екатерина; 35. Рухин Евгений; 36. Симун Константин; 37. Сморгон Лев; 38. Сопина Юлия; 39. Траугот Г. А. В.; 40. Трегубенко Мария; 41. Устюгов Геннадий; 42. Фигурина Елена; 43. Флоренский Александр; 44. Шинкарев Владимир; 45. Яшке Владимир.

Книги из серии «Авангард на Неве»
Книги из серии «Авангард на Неве»

Альбомы «Абезгауз Евгений» и «Каплан Анатолий» в серию «Авангард на Неве» не входят.

Теперь альбомы групповые:

1. Арефьевский круг; 2. Газаневщина; 3. Государственный музей «Царскосельская коллекция. Изобразительное искусство Санкт-Петербурга XX века»; 4. Из падения в полет: Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина XX века; 5. Круг Кондратьева; 6. Круг Шемякина; 7. Ленинградский андеграунд: к 40-летию первых выставок неофициального искусства Ленинграда в ДК Газа в 1974 году и ДК «Невский» в 1975 году; 8. Ленинградская коллекция: собрание Анатолия Николаевича Сидорова и Галины Аркадьевны Волковой; 9. Наши ниши. Газаневщина 3; 10. Органика: Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда 20 века; 11. Пространство Стерлигова; 12. Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь; 13. Школа Сидлина; 14. Ленинградский фотоандеграунд; 15. Безнадежные живописцы.

После создания этого списка мне пришло в голову посмотреть представительство этой серии в каталоге электронной библиотеки Российской национальной библиотеки, определяемое по запросу «Авангард на Неве», и там на 12.08.2020 г. не оказалось альбомов Абезгауза, Белкина, Каплана, Ковальского, Царскосельской коллекции и «Круга Шемякина». Я думаю, что при советской власти, когда все издательства были государственными и в обязательном порядке осуществляли обязательную рассылку, таких пустот в Национальной библиотеке быть не могло, но сейчас все иначе: пустоты — есть, а той власти — нет. Ясно, что эти пустоты дарениями легко устраняются, а вот «починить» ту власть значительно труднее…

Книги из серии «Авангард на Неве»
Книги из серии «Авангард на Неве»

Естественно, что в каталоге в то время не оказалось совсем новых альбомов: Х. Белого, Е. Посецельской, А. Боркова, Б. Борща и других, зато там оказалось сразу три альбома Ю. Жарких (два — на русском языке, а один — на французском).

Из изучения каталога этой библиотеки для меня новым оказалось только то, что появились альбомы о моем знакомце Юрии Медведеве и Георгии Трауготе с сыновьями — Александром и Валерием (Г.А.В.).

Итак, на Неве был и есть выдающийся авангард, а теперь благодаря Исааку Яковлевичу есть и много альбомов о нем. И это очень важно, так как художник Юрий Дышленко говорил, что не так важно, как выглядит картина на самом деле — ее увидит мало людей, важно, как она выглядит в репродукциях, а с репродукциями в альбомах Кушнира все в порядке.

Спасибо, Исаак Яковлевич, за то, что Вы сделали и продолжаете делать!

В свое время я написал текст «И одна в поле — воин» о Руте Ванагайте, в котором есть такие слова: «У Солженицына и Сахарова хотя бы были сторонники, а Рута пошла не только против государства, но и практически против всех окружающих ее людей. Ее подвиг беспримерный!»

Почти то же самое можно сказать и о борьбе Исаака Яковлевича на почве культуры, и, в частности, в таком сложном жанре как многолетнее сражение за «безнадежных художников». Конечно, без помощи добрых в прямом и переносном смыслах этого слова людей, он для издания такого числа альбомов не обошелся, но без него это все не могло бы появиться и существовать столько лет.

Хочу отметить один из его последних альбомов. Если за «безнадежных ленинградских художников» «заступиться» смог только Кушнир, то за таких же художников, но с Монпарнаса, в мире могли «заступиться» и другие люди. И такой человек нашелся — это Ирина Дмитриевна Прохорова, которая в издательстве «Новое литературное обозрение» в 2017 г. издала книгу Алека Эпштейна «Подвижники Монпарнаса. Художественный мир русско-еврейского Парижа, его спасители и хранители», но издать эту книгу как альбом смог только Исаак Яковлевич.

Еще более захватывающая история происходит сегодня. Она связана с созданием альбома о жизни и творчестве мало кому известного художника Василия Павловича Калужнина (1890−1967), которого первоначально открыл ленинградский писатель и коллекционер Семен Борисович Ласкин, но открыл по особому — не только расширил свою коллекцию, но и в 1991 г. издал о Калужнине… роман «Вечности заложник», а до этого Семен Борисович провел в 1988 г. первую персональную выставку Калужнина в Доме писателей в Ленинграде. «У Пиросмани был Зданевич, а у Калужнина — Ласкин».

Калужнин интересен не только как художник, но и как человек, который от круга интеллектуальной элиты России (А. Ахматова, К. Вагинов, М. Кузмин, М. Лозинский, семья Наппельбаум и другие) прошел путь до почти полного одиночества в центре Ленинграда без средств к существованию (вступив в созданный Союз художников в 1932 г., он в 1938 г. вышел из него и долгие годы получал мизерную пенсию, которой не хватало практически ни на что, включая еду, бумагу и краски: «Калужнин часто покупал одно яблоко (на второе не хватало денег) и писал натюрморт. Затем яблоко съедал вместо обеда. Его принимали за нищего или одного из тех, кто недавно вернулся из лагерей»).

Василий Павлович входил в объединение «Круг Художников», который шел от импрессионистов, совместно с В. Пакулиным, А. Самохваловым, А. Пахомовым, А. Русаковым, А. Порет, Д. Загоскиным, Т. Трауготом, А. Ведерниковым, П. Басмановым, Г. Неменовой, В. Гринбергом, Н. Лапшиным и другими. Есть и другое мнение — Порет, Гринберг и Лапшин в «Круг» не входили.

Насколько художники того времени интересны сегодня, свидетельствует выставка «Дейнека / Самохвалов», которая в 2019 г. с большим успехом прошла в Манеже Санкт-Петербурга.

В свое время искусствовед Н. Пунин (муж Ахматовой), поддерживающий «круговцев», сказал всесильному художественному начальнику В. Серову: «Мы пережили блокаду, переживем и вас». Как видите, оно так и произошло, но Пунин, в конце концов, в том числе и за сказанное, поплатился жизнью. Это был не единственный конфликт Пунина и Серова: «Однажды Серов и спросил, отчего Пунин в своем обзоре выставки ни слова не сказал о его работах. Резко взглянув на него, Пунин ответил: „Потому что я говорил об искусстве…“». Вот строки Ахматовой, посвященные Николаю Николаевичу: «И сердце то уже не отзовётся / На голос мой, ликуя и скорбя. / Всё кончено, и песнь моя несётся / В пустую ночь, где больше нет тебя».

Ирина Пунина, у которой в Академии художеств на истории искусств училась моя жена Ирина, и ее дочь — Анна Каминская — долго преодолевали барьеры советских учреждений для того, чтобы организовать музей Ахматовой. Вот, что пишет Каминская: «Нам объясняли, что дом Блока на Пряжке, как указал первый секретарь обкома КПСС Романов, — последний по счету литературный музей в Ленинграде. Других не будет. Их уже и так слишком много… Мы звонили во все колокола, поднимали общественность, стократно повторяя: так это же все-таки Ахматова! Потом, когда все вроде бы с устройством музея решилось, отвезли в Фонтанный дом личные вещи Ахматовой: и те, которые оставались у нас, и те, что были переданы мамой на хранение в Пушкинский дом. Помню, что, когда открывали музей, мы с мамой стояли в саду под старыми шереметевскими деревьями…».

Анна Андреевна Ахматова и Анна Генриховна Каминская, зима 1958–1959 гг. Фото: Стрельников Борис Николаевич/ Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Анна Андреевна Ахматова и Анна Генриховна Каминская, зима 1958–1959 гг. Фото: Стрельников Борис Николаевич/ Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Обращаю внимание, что упомянутый выше Серов — Владимир, а гений, на которого и в 2015 г. стояли огромные очереди в Третьяковку, — Валентин.

Потом сын Ласкина — Саша (кстати, доктор культурологии) решил из записных книжек отца создать книгу, что он и реализовал в 2019 г., издав «Одиночество контактного человека». Там есть текст и про Калужнина. В 2021 г., видимо, по инициативе Саши музей Ахматовой в Фонтанном доме провел выставку Калужнина.

После этого возникла идея создать альбом Калужнина, которая в 2022 г. была реализована. Директор музея Мухинского училища Владимир Калинин и ученик Калужнина из Мурманска Юрий Анкудинов сохранили многое из наследия художника («У художника продающегося — этапы и периоды рассеяны по свету, а у безвестного — собраны в одном месте»), а Исаак Кушнир, Александр Ласкин, Светлана Грушевская (она подготовила большое число писем Калужнина художнику Соломону Никритину), Леонид Франц (коллекционер и меценат) и снова Анкудинов — на этот раз Михаил, сын Юрия (нынешний хранитель работ Калужнина) — сделали все, чтобы альбом в 500 страниц появился. Работы художника сегодня есть в ряде музеев, включая Эрмитаж. Круг хранителей работ Калужнина постоянно расширяется, что во многом связано с инициативой Исаака Яковлевича проведения его выставок в музеях и галереях пока нашей страны.

Кстати, с Семеном Борисовичем и Сашей я давно знаком, видел их коллекцию и посещал выставки, которые в свое время регулярно проводил Ласкин-старший в Доме писателей.

А теперь о профессионально близком мне. В первом томе «Энциклопедии кибернетики» в статье «Алгоритмов граф-схемы» сказано: «Первые понятия и проблемы, относящиеся к граф-схемам алгоритмов, связанные с их формальными преобразованиями для целей программирования, ввели в 1956 г. советские математики А. А. Ляпунов и Ю. И. Янов, а в 1959 г. — Л. А. Калужнин (Калужнин Л. А. Об алгоритмизации математических задач // Проблемы кибернетики. 1959. Вып. 2)». Биография Льва Калужнина на русском языке приведена здесь, а вот она на английском. Он обладатель трех докторских степеней по математике (Франция, ГДР, СССР). Лев Аркадьевич, племянник Василия Павловича Калужнина, — сын его сестры.

До публикации первого варианта этого текста я с Исааком Яковлевичем знаком не был. После этого позвонил ему, но разговора более чем на пять минут не получилось.

Зато 29.01.2021 г. после публикации мною текста «Вопрос, по которому нет единства и похоже никогда не будет» мне неожиданно позвонил сам Исаак Яковлевич, и мы проговорили часа полтора. При этом я, в частности, узнал, что у него самая большая в мире коллекция работ художника Анатолия Каплана, выставки которого на базе этой коллекции прошли в Русском музее и Третьяковской галерее.

А еще Кушнир сыграл ключевую роль в установке еще в 2003 г. первого в России памятника академику Андрею Дмитриевичу Сахарову.

Более подробно эта история изложена в статье: Дымарский В. Если нельзя, но очень хочется // Дилетант. 2021. № 67, с. 62−67. Там, в частности, есть такие слова Кушнира о Сахарове: «Когда я смотрел на него, то начинал ощущать себя человеком, спина становилась прямее, голова поднята»; и о памятнике, созданном Левоном Лазаревым: «Создается полное ощущение легкости, воздушности этого человека — дунет ветер и … Но он держит удар! Он стоит! И никакие ветры его не переломят». За все за это академик многим не нравился тогда, за то же он многим не нравится и теперь.

23 ноября 2021 г. Исааку Яковлевичу Кушниру исполнилось 70 лет и 20 лет со дня издания первой книги из серии «Авангард на Неве». С юбилеем, выдающийся Исаак Яковлевич! Счастья Вам!

12.08.2020, 23.11.2021, 31.05.2022

Профессор факультета информационных технологий и программирования