Свециалист по связям с общественностью
Почему Эстония — новая стартап-столица Европы
Более 100 спикеров и свыше 2500 участников посетили в Тарту крупнейший в Прибалтике и второй по счету бизнес-фестиваль sTARTUp Day, на котором собрались предприниматели, партнеры, инвесторы и просто слушатели из 27 стран. Лозунгом фестиваля этого года стал «From Zero to Hero». О том, как Эстония стала новой стартап-столицей Европы, написал Арсений Третьяков.
Главный организатор sTARTUp Day Эрмо Тикк объяснил выбор слогана «From Zero to Hero» тем, что в прошлом году на фестивале говорили о том, как заработать деньги, не тратя их понапрасну. В этот раз внимание было сфокусировано на частном секторе, на том, как стать технологическим лидером, даже если ты начал с маленького семейного бизнеса. Цель фестиваля — познакомить людей со стартап-культурой, рассказать про тренды и организации встреч проектов с инвесторами. sTARTUp Day начался с речи президента Эстонии Керсти Кальюлайд, которая сформулировала национальную идею Эстонии в одном предложении: создание цифрового общества.
«Я слышала, что идея этого фестиваля пришла организаторам в сауне, это так по-эстонски. Мы считаем, что в Эстонии к концу 2030 года 27% всех рабочих мест изменятся за счет новых технологий. Если мы начнем бояться будущего и считать, что все эти „кибервещи“ опасны, то мы просто потеряем работу. Когда Эстония пошла в сторону цифровизации, она была не очень богатой страной, и мы стали делать все по-другому. Например, вначале мы разработали хорошую налоговую систему, а затем создали общедоступную среду Estonian Genome Fond. Сейчас мы обсуждаем, как узаконить искусственный интеллект», — выступила Керсти Кальюлайд.
Внедрение новых технологий в Европе происходит за счет небольших государств, таких как Финляндия, Эстония, Люксембург. Обычно они выступают катализатором, за которыми следуют большие страны. Кстати, на секции про ICO обсуждали выпуск эстонской криптовалюты Estcoin, которая будет работать для граждан страны и инвесторов. При этом люди будут не просто вкладываться в новую валюту, но и зарабатывать на этом, а потом, к примеру, оплачивать налоги токенами.
Предпринимательские университеты
Мэр Тарту Урмас Клаас заявил, что задача города — увеличить число стартапов с 200 до 5 000. Одна из причин для этого — создание новых рабочих мест для своих же студентов. На мастер-классе по предпринимательству в университете директор холдинговой компании Университета Упсалы (Швеция) Ларс Йонссон отметил, что надо разделять бизнес и образование, и пошутил, что движущей силой у стартапов все равно остается «жадность, жадность и жадность».
«Необходимо работать с корпорациями, поскольку образование создает важные знания и компетенции для бизнеса, а бизнес имеет средства и платит за доступ к этим компетенциям, — говорит он. — Также для студентов и ученых стоит продвигать культуру предпринимательства и создавать стартап-сообщества вокруг вуза».
Директор центра трансфера технологий Университета Минью (Португалия) Марта Катарино рассказала, что стартапы и малые инновационные предприятия (МИП) способны создавать новые рабочие места для студентов и выпускников. По ее словам, в Португалии есть 50 стартапов, в которых работает до 1000 человек.
«Чтобы переформатировать ученых на бизнес, нужны истории успеха компаний из университета, при этом не надо забывать вести научную деятельность, связанную с предпринимательством, это важно для вуза, — советует она. — Университет должен развивать у студентов новые востребованные компетенции, поддерживать венчурные акселераторы и новые компании».
Стартап по-эстонски
Модель развития проекта у всех почти одинаковая: начинающие предприниматели либо привозят проект в Эстонию, либо разрабатывают сами. Дальше получают первый раунд инвестиций, а на второй и третий раунды уводят бизнес в Британию или США. Участники эстонского стартап-сообщества помогают друг другу, поэтому многие стремятся сюда попасть. Эстония сделала налоговые льготы для инвесторов и молодых компаний, начала развивать предпринимательские комьюнити среди студентов, а также выдавать стартап-визы для иностранцев.
При этом «посадкой» проектов в стране занимается ассоциация акселераторов и бизнес-инкубаторов Startup Estonia, которая по запросу сможет подобрать подходящую акселерационную программу или венчурный фонд в местной стартап-экосистеме. Причем есть такие акселераторы, которые принимают проекты даже на стадии идеи.
Самыми запоминающимся моментами sTARTUp Day были питчи проектов. Одному из трех победителей — основателю проекта безопасного рюкзака Safe Sack — было 16 лет. Но его выступление больше походило на пародию питча. Главный приз в 160 тыс. евро от сообщества бизнес-ангелов EstBAN получил стартап GuestJoy, предложивший решение, помогающее путешественникам общаться с отелями перед прибытием.
Основные тренды среди выступавших проектов в Прибалтике (следовательно, и в ЕС) — это медицина и экология. Почти нет бесполезных сервисов и приложений, а если и есть, то уже с очень хорошим оборотом. К сожалению, российский рынок из всех проектов рассматривал только один проект из более чем 20 питчей. Масштабируют бизнес в основном в Германию, Британию и США. Что касается медицинских проектов, то они делают упор на работу не с медучреждениями, а со страховыми компаниями, так как они заинтересованы в том, чтобы увидеть болезнь клиента на ранней стадии, а значит — потратить меньше денег на его лечение.