Аналитик ЦНТФ
Тезисы о цифровом образовании
Массовая цифровизация мира не обошла стороной и сферу образования. В блоге Университета ИТМО аналитик Центра научно-технологического форсайта Иннокентий Андреев рассказывает, что такое цифровое образование и что полезно о нем знать.
О цифровизации университетов сегодня не говорит только ленивый. Пусть уже не звучат громкие прогнозы о том, что Coursera и другие платформы онлайн-образования вытеснят университеты, но уже сами вузы стали осваивать новые форматы передачи знаний, в первую очередь — онлайн-курсы. Согласно планам Минобрнауки к 2020 году российские вузы должны создать 3500 онлайн-курсов (к 2025 этот показатель должно быть доведен до 4000). Такие требования означают перевод значительной части образовательной программы ведущих вузов в онлайн-формат. Многие российские университеты работают и в рамках западных образовательных платформ: так, Высшая школа экономики размещает свои курсы на Coursera. Присутствуют и сугубо российские платформы, наиболее важной из которых является Национальная платформа открытого образования.
Российские университеты уже активно стремятся к внедрению цифровых технологий в свой образовательный процесс. Можно сказать, что мы находимся на достаточно ранней стадии этого процесса — переходе от пилотных проектов к масштабированию. Однако уже сейчас есть смысл задуматься о структурных последствиях внедрения цифровых технологий и проблемах, возникающих на этом пути. Для этого полезно изучить опыт внедрения передовых средств в образовательных системах, работающих в логике, схожей с российской. Так, опыт германских университетов для нас будет более релевантен, нежели достижения американских вузов.
Высшее образование в Германии во многом схоже с системой высшего образования в России. С исторической точки зрения можно сказать, что российская система высшего образования была скопирована с немецкой в начале XIX века. С тех пор эти системы развивались самостоятельно и со значительными национальными особенностями. Так, в российских университетах доминирует система жестких образовательных планов, отсутствующая в университетах Германии, но действующая в профессиональных технических школах (Hochschule).
Важным структурным сходством между российскими и немецкими системами образования является финансирование университетов преимущественно за счет государственного бюджета различных уровней. Именно это свойство является определяющим для выстраивания стратегии университетов и не позволяет им копировать стратегии частных университетов США, финансируемых за счет пожертвований выпускников и личных средств студентов.
Оценить влияние цифровых технологий на стратегии немецких университетов может помочь форсайтное исследование германского форума по перспективам цифровизации в высшем образовании (Hochschulforum Digitalisierung). Системный взгляд на цифровизацию, учитывающий как технологические перспективы, так и современную административную и организационную реальность, делает это исследование особенно интересным для работников системы российского высшего образования.
В результате труда более семидесяти экспертов была создана серия документов, позволяющих взглянуть на цифровизацию не с позиции распространенного в Кремниевой долине визионерства, а с позиции высшего образования как системы, уже внедряющей цифровые технологии и испытывающей значительные организационные сложности в этом процессе.
Такой осторожный и местами даже скептический подход к исследованию цифровизации, все еще пребывающей в состоянии рыночного ажиотажа, достаточно редок. Здесь мы приведем наиболее ценные для российской аудитории тезисы из документа «20 тезисов о высшем образовании» (Theses on Digital Teaching and Learning in Higher Education. Hochschulforum Digitalisierung. 2016), созданном экспертами форума.
Такого явления, как «цифровой университет», на сегодняшний день не существует. Технологические изменения усиливают процесс дифференциации и специализации в высшем образовании.
В условиях серьезных различий в структуре и специализации различных университетов невозможен единый, стандартизированный метод цифровизации высшего образования. Развитие цифрового образования в различных университетах должно соответствовать специфике университетов, их студентов и партнеров. Более того, развитие цифрового образования будет еще больше усиливать тенденцию к дифференциации и специализации университетов.
Цифровизация университетского образования внесет изменения в квалификационные требования к преподавателям и работникам университетов и поставит под вопрос их традиционные роли.
Новые форматы совместной работы и обучения, выстроенного вокруг обучающегося, потребуют принятия студентами большей ответственности за качество своего образования. В рамках цифрового образования уменьшится значение профессоров как «трансляторов знания» и увеличится их значение как людей, сопровождающих индивидуальное обучение студентов. Такие изменения в образовательных форматах потребуют освоения преподавателями новых специфических компетенций, связанных в том числе с цифровыми технологиями.
Инновации в цифровом обучении представляют собой не столько технические новшества, сколько изменения в содержании и организации образовательных курсов и в структуре, и в организационных принципах университета.
В ходе цифровизации претерпевают фундаментальные изменения структура обучения и организация образовательного процесса. Эти изменения — серьезный вызов как для выбора материала для наполнения курсов и их организации, так и для управления университетом.
Для успешной цифровизации недостаточно перевода учебных материалов в цифровую форму. Использование новых медиа является только начальным условием для дальнейшего развития преподавания, критерием оценки которого является его полезность для обучающегося. Инновации в содержании и построении учебных курсов, организационные и структурные изменения в университетах должны приносить реальную пользу студентам.
Изменения в сфере технологий обучения и содержания образовательной программы являются взаимозависимыми. По мере осуществления технологических изменений будут ставиться новые содержательные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений. Университеты должны быть озабочены не столько продвижением технологических инноваций, таким как создание своих электронных ресурсов и приложений, сколько развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.
Продвинутые методики анализа данных откроют новые пути понимания процессов преподавания и обучения.
Систематический сбор и статистический анализ преподавания и обучения в рамках аналитики образовательных данных (Learning & Academic Analytics) открывает новые, ранее недоступные возможности для университетов. Благодаря цифровизации образовательный процесс станет более прозрачным, а более глубокое понимание результатов обучения позволит улучшить качество преподавания.
Использование сложного анализа данных позволит вносить гибкое изменения в программу курсов, в зависимости от сложностей, возникающих у студентов в процессе освоения учебных материалов, а также будет выступать в качестве средства обратной связи для преподавателей и дополнительного средства оценки академической успеваемости.
Не следует забывать, что количественный, равно как и качественный анализ данных имеет свои ограничения, особенно если идет речь об усвоении навыков, подразумевающих действие в сложных ситуациях. Тем не менее, анализ учебных данных позволит создать новые, ранее не доступные средства оптимизации и обновления учебного процесса и управления университетами.
Интеграция цифровых медиа в образование требует сложных согласований между различными заинтересованными сторонами внутри университета.
Главной организационной особенностью университетов как структур управления является высокая степень автономности их внутренних подразделений. Свобода в осуществлении исследовательской и преподавательской деятельности являются ценностями, защищаемыми германскими законами, которые необходимо уважать и сохранять.
В силу этих ограничений развитие инноваций в сфере цифровых медиа на общеуниверситетском уровне зависит в первую очередь от того, сможет ли администрация университет убедить деканов и профессоров в необходимости использования новых методик. Также необходимо предоставить студентам возможность обозначить свои требования к содержанию и форматам образовательных программ с использованием цифровых технологий.
Определяющим фактором для успешности цифровизации образования является стратегия университета, а не доступные финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы обычно являются необходимым, но недостаточным условием развития цифрового образования. Ключевым фактором для успешности и скорости внедрения цифровых методов является то, включены ли они в реальную стратегию университета или внедряются только в рамках «модернизации» существующих методов и организационных процедур.
Цифровое образование является достаточно дорогостоящим, а онлайн-образование не обладает возможностями бесконечного масштабирования.
Проблемы финансирования в создании и поддержке инфраструктуры являются общими для всех университетов. Зачастую после первоначального создания цифровые образовательных курсы не могут быть использовано заново, несмотря на все надежды на формат массовых онлайн-курсов и образовательный рынок США.
Как показывает опыт, создание и поддержка качественных онлайн-курсов:
-
представляет собой достаточно дорогостоящее мероприятие,
-
требует содержания штата профессионалов, поддерживающих и оценивающих онлайн-курсы,
-
требует усилий по постоянному обновлению и адаптации к новым условиям.
Необходимо отметить, что цифровые образовательные программы не являются автоматически масштабируемыми. Для увеличения числа студентов, эффективно проходящих онлайн-программы, необходимо наращивание кадровой и финансовой поддержки.
Финансирование проектов по цифровизации образования за счет внеуниверситетских проектных средств несет в себе значительные риски для долгосрочного развития цифрового образования.
В финансировании цифровых инициатив значительную долю составляет внешнее, внеуниверситетское финансирование. Это несет в себе не только преимущества, но и риски следования чужим целям в процессе цифровизации.
Внешнее финансирование создает изолированные проекты, не встроенные в реальную стратегию развития университетов. Это особенно опасно, учитывая стагнирующее финансирование основной деятельности университета и увеличение зависимости университетов от внешнего проектного финансирования.
Необходимо создание финансовых стимулов для развития устойчивого и включенного в стратегию университета цифрового образования, в том числе включения проектов по цифровизации в устойчивые целевые схемы финансирования.