Курс «Управление конкурентоспособностью» стал своего рода экспериментом по привлечению студентов третьего курса ФТМИ к работе над реальными проектами ученых мегафакультета БТиНС. В течение всего семестра студенты проводили маркетинговое исследование и составляли план продвижения разработок ученых на рынок.
«Тут важен не только сам курс, но и подход, который был применен. Я назвала бы его одновременно проектно-междисциплинарным и практико-ориентированным. Курс был построен таким образом, что после ключевых тем, освещаемых на лекциях, студенты через практические занятия углубляли свои знания в области проектного менеджмента и стратегического маркетинга. Этот курс, на мой взгляд, мотивировал студентов проявлять инициативу, задавать вопросы преподавателю, ученому, внешним экспертам и потенциальным покупателям. Раз в две недели мы проводили встречи с проектными командами, обсуждали возникшие вопросы по проделанной работе и ставили задачи на ближайшие две недели. Мне было важно обеспечить взаимодействие студентов с представителями научного и бизнес-сообщества, а питч-сессия — отличный формат такого взаимодействия», — объясняет Дарья Миронова, руководитель курса, заместитель директора мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем по проектной деятельности и коммерциализации, доцент ФТМИ.
Команды, подготовившие лучшие проекты, получили возможность представить их на суд экспертов из компаний — индустриальных партнеров университета. В питч-сессии приняли участие Максим Белов, директор производства компании Heineken, Александра Бажанова, руководитель направления «Системы кондиционирования, вентиляции и отопления» Mitsubishi Electric, Екатерина Григорьева, начальник отдела качества «Якобс ДАУ Эгбертс Рус», Павел Иванов, заместитель руководителя производства Coca Cola, Антон Виноградов, директор по развитию компании «Эко Ресурс», Александр Исаев, главный технолог «Группы компаний РЫБСТАНДАРТ» и другие топ-менеджеры крупных компаний.
На питч-сессии выступили девять команд студентов, они представили проекты по разнообразной тематике: от инновационных технологий энергосбережения в системах теплохладоснабжения и эффективной переработки борщевика с получением полезных соединений — до рецепта уникального пива с пробиотиками и иммуностимулирующих добавок для пчел. Это наиболее перспективные разработки мегафакультета БТиНС.
Разноплановость проектов отметили и сами эксперты, присутствовавшие на защите.
«Очень импонирует, что молодые ребята двигают производство, думают над развитием. Ведь если они не будут думать об этом, то больше некому. Многие идеи действительно классные. Понятно, что вряд ли их можно быстро внедрить в производство, потому что есть вопросы логистики и финансов, особенностей рынка, но тем не менее мы должны как минимум задумываться об этом», — комментирует Александр Исаев, главный технолог «Группы компаний РЫБСТАНДАРТ».
Научные разработки для маркетинговых исследований студенты выбирали сами — после установочной встречи с их авторами и научными коллективами. При этом и сами научные руководители могли выбрать себе наиболее понравившихся исполнителей — перед началом работы студенты выполняли тестовое задание. По словам Дарьи Мироновой, весь курс был нацелен на то, чтобы дать студентам возможность попробовать себя в реальной работе и сделать такой проект, который можно было бы использовать в своем будущем портфолио.
«Самое ценное, что студенты проводили полевые исследования, взаимодействовали с потенциальными заказчиками, проводили опросы среди потребителей, общались с представителями бизнеса и индустрии. Плюс, у них была возможность за эти четыре месяца прокачать свои презентационные навыки, навыки работы в команде. В любом случае студенты по окончанию бакалавриата смогут предоставить результаты реального опыта работы по проведению маркетингового исследования и составлению маркетингового плана», — подчеркивает она.
Изначально предполагалось, что эксперты выберут три команды, представившие наиболее продуманную, детальную и убедительную презентацию. Но в итоге две команды получили одинаковое количество баллов, так что победителями стали четыре проекта.
Наибольшее количество баллов набрал проект «Природные иммуностимулирующие добавки в пчеловодстве, их влияние на выживаемость пчел и качество меда», второе место занял проект «Технология получения функционального пива с пробиотическими и антиоксидантными свойствами». Третье место разделили проекты «Разработка технологии производства препарата для стабилизации вин из остаточных дрожжей — побочного продукта бродильных производств» и «Переработка борщевика с получением полезных химических соединений».
Все победители получат сертификаты ITMO.Tech и дополнительные баллы при поступлении в магистратуру ФТМИ. Некоторые команды уже получили предложение обсудить внедрение разработки от экспертов, в частности, от представителей Heineken и «ЭКО Ресурс».
«При реализации образовательного процесса Университет ИТМО стремится создавать и использовать новые технологии и практики — как в преподавании дисциплин, так и при контроле усвоения материала. Питч-сессия, проведенная Дарьей Мироновой, является отличным примером реализации междисциплинарного подхода в образовании. Представленные проекты были проработаны студентами ФТМИ совместно с научными руководителями проектов со стороны нашего мегафакультета. В ходе работы над проектами участники взаимно обогатились профильными компетенциями. Немало усилий потребовалось для формирования пула экспертов из числа наших индустриальных партнеров. Считаю, что данное мероприятие заслуживает внимания, и подобный формат следует активнее использовать в образовательном процессе», — отмечает Игорь Баранов, директор МФ БТиНС.
Победители питч-сессии рассказали ITMO.NEWS о своих впечатлениях от прохождения курса. Также мы поговорили с авторами научных разработок о перспективах развития проектов и дальнейшем сотрудничестве со студентами ФТМИ.
Елизавета Кирилина
студентка третьего курса ФТМИ, участница команды проекта «Природные иммуностимулирующие добавки в пчеловодстве, их влияние на выживаемость пчел и качество меда»
В начале учебного года Дарья Юрьевна Миронова устроила нам встречи со всеми учеными, которые вкратце представили свои проекты. Нас с командой сразу зацепил проект про иммуностимулирующую добавку для пчел, так как проблемы, связанные с экологией, сейчас являются наиболее обсуждаемыми. Плюс ко всему, нам понравился настрой ученой, нам показалось, что было бы интересно с ней поработать.
Сложности возникли при поиске информации, так как темы пчеловодства, коллапса пчел плохо освещены. Еще одной проблемой стал поиск аналогов и конкурентов, так как ранее препаратов для пчел на основе глюкинов не было.
Курс оказался полезным в плане получения практических навыков работы с проектом. Мы смогли проверить теоретические знания, полученные на других дисциплинах. Интересно было испытать себя в работе над проектом, который связан с биотехнологиями, в которых мы не сильно разбираемся.
Наша команда оказалась очень продуктивной, гармоничной, было приятно работать вместе. Думаю, что мы еще не раз встретимся в работе с проектами, тем более что мы хорошо общаемся и во внеучебное время.
Анастасия Сергеева
магистрантка второго курса факультета биотехнологий, образовательная программа «Качество и безопасность пищевых продуктов», автор проекта «Природные иммуностимулирующие добавки в пчеловодстве, их влияние на выживаемость пчел и качество меда»
Для меня это не первый опыт коллаборации — я прохожу разные курсы, где встречаются в одной команде студенты с разных направлений.
Раньше я работала в основном с магистрантами и аспирантами, а здесь удалось еще и посмотреть на бакалавров, их работу, знания и подход.
Хочу отметить, что у студентов ФТМИ очень высокий уровень знаний и умений. Причем это были студенты третьего курса, значит за три года преподаватели вложили им действительно большое количество знаний и опыта. Видно, что и сами студенты работают и развиваются — это очень важно. Поэтому спасибо преподавателям, ученым ФТМИ, в особенности декану ФТМИ Антону Сергеевичу Гопке.
Работа получилась весьма продуктивной, действительно целесообразная коллаборация. Студенты привнесли новую идею, касающуюся реализации нашего продукта и, главное, форму реализации. Сама я давно уже искала решение и никак не могла найти. Также они исправили мои недочеты по части менеджмента. Я и сама студент, нахожусь еще в начале научного пути, а по части экономики и менеджмента не так сильна, как студенты профильных специальностей.
Также хочу сказать, что в целом все команды, с которыми довелось работать, показали себя активными и заинтересованными. Мне жаль, что нельзя было выбрать для представления моего проекта все три команды. Я предлагала как-то их соединить, но, видимо, это было не так легко осуществить. Вообще, я за то, чтобы создавать большие группы, ведь каждый человек индивидуален, ценен и является неповторимым генератором идей.
Насчет дальнейших планов по реализации проекта — необходимо разложить результаты исследования по полочкам. Пока что я продолжаю изучение действия добавки. Необходимо обработать большое количество материала, тем более, тема проекта связана с моей магистерской диссертацией. Продолжим исследование уже непосредственно на пасеке весной, закрепим результаты.
Андрей Гриценко
студент третьего курса ФТМИ, участник команды проекта «Технология получения функционального пива с пробиотическими и антиоксидантными свойствами»
Мы выбрали этот проект прежде всего потому, что понравилось выступление Дмитрия Маньшина, когда он представлял нам свою идею. Да и в целом задумка пробиотического пива нас зацепила. Позабавила сама идея, что пиво и алкоголь можно сделать полезными.
Конечно, были сложности из-за того, что продукт абсолютно инновационный, сама идея совершенно новаторская. Было тяжело искать информацию, потому что подобных продуктов практически не существует. Требовалось найти такие данные, которых просто нет в открытом доступе — подобного рода исследования обычно покупают за большие деньги. Но это все равно нам не помешало, мы со всем справились.
Еще сложно было разобраться в самой технологии, потому что мы — люди, далекие от химии и пищевого производства.
Мы не ожидали, что результат нашей работы оценят так высоко, что мы займем второе место. Конечно, было очень приятно. Также нам дадут сертификат от ITMO.Tech – это приятный бонус.
Сам курс показался достаточно сложным — хотелось больше лекций. А так вышло, что нам дали задание и отпустили в свободное плавание. Но потом мы втянулись, углубились в тему, объединились с другой командой. Вообще, командная работа мне очень понравилась.
Формат питч-сессии с участием экспертов тоже очень понравился — я был очень впечатлен их числом и компаниями, которые они представляли.
Мы планируем продолжать сотрудничество с нашими разработчиками — Дмитрием Маньшиным и Артемом Морозовым. Тем более что Heineken заинтересовался нашей разработкой. Поэтому сразу после нашего выступления мы списались с ребятами, они подтвердили, что мы продолжаем работать вместе.
Дмитрий Маньшин
магистрант второго курса факультета биотехнологий, образовательная программа «Биотехнология напитков, хлеба и кондитерских изделий», автор проекта «Технология получения функционального пива с пробиотическими и антиоксидантными свойствами»
Думаю, опыт оказался действительно очень полезным для обеих сторон. Ученые, осуществляющие свои идеи в рамках научно-исследовательской работы, нуждаются в возможности дальнейшего продвижения, коммерциализации, да и вообще, реализации своего изыскания в реальной жизни, производстве. По этой причине для нас, исследователей, сотрудничество с молодыми профессионалами, студентами ФТМИ, не только необходимо, но и чрезвычайно ценно.
В свою очередь, для студентов ФТМИ, на мой взгляд, данная коллаборация — прекрасный шанс познакомиться с теорией на практике. Маркетинговое исследование в отношении какого-то иллюзорного проекта — это одно. Совсем другое, когда дело касается реального проекта, ожидающего выход на рынок.
В ходе совместной работы появлялось много нового, удалось посмотреть на проект под другими углами.
Что касается дальнейшего сотрудничества — однозначно «да». Сразу же после питч-сессии мы пообщались с ребятами, выразили взаимную благодарность и приняли решение о дальнейшем сотрудничестве в работе над проектом.