Из Москвы ― за гибкими навыками
Всего на обучение в ИТМО поступило 60 заявок, больше всего ― от студентов РАНХиГС и МИФИ. В результате по итогам отбора на семестр в петербургский университет смогут отправиться 50 человек ― в два раза больше, чем в остальные вузы-участники программы. Прошедшие конкурс смогут приступить к обучению уже с 1 сентября после согласования индивидуальных планов.
Наибольший интерес студенты проявили к ИТ-направлениям, а также блоку курсов по Soft Skills. И, как отмечает начальник управления проектирования и реализации образовательных программ ИТМО Юлия Васильева, это неслучайно.
«Так, как развивают гибкие навыки в ИТМО, обычно не развивают в других университетах. Там это почти всегда либо элективные курсы, либо надстройки над учебными программами. У нас же блок Soft Skills ― это обязательный компонент, заложенный на уровне образовательного стандарта, это ключевые компетенции, которые мы гарантируем каждому выпускнику любой образовательной программы. За несколько лет развития модуля Soft Skills у нас появились дисциплины, которые стали очень популярны среди наших студентов. А теперь мы видим, что они интересны и студентам других университетов», ― комментирует Юлия Васильева.
В Москву ― за расширением кругозора
Отправиться в московские вузы выразили желание 18 студентов ИТМО, 14 заявок в итоге были поддержаны. Прошедшие отбор участники получат финансовую поддержку ― университет компенсирует им затраты на дорогу и проживание в Москве.
Шесть человек отправятся на один семестр в МИФИ, столько же ― в РУДН. Еще двое поедут в РАНХиГС. Выбирая курсы, студенты не ограничивались рамками своего направления подготовки, а наоборот, стремились максимально расширить кругозор. Так, многие из них отправится изучать социальные и гуманитарные науки, например маркетинг, бизнес, экономику, журналистику и искусство.
Самую большую заинтересованность в академическом обмене выразили студенты факультетов программной инженерии и компьютерной техники, биотехнологий, технологического менеджмента и инноваций, а также Центра химической инженерии.
Смена направления, траектории и интересов
Тот факт, что студенты ИТМО делают такой разнообразный выбор, вполне соответствует изначальной задумке программы обмена, подчеркивает Юлия Васильева. Уметь быстро меняться, адаптироваться к новому, принимать решения в ситуации выбора ― ключевые качества, необходимые в условиях неопределенности. Именно этим навыкам стараются учить студентов ИТМО и такие же возможности предлагают приезжающим в Первый неклассический студентам других вузов:
«Мир очень меняется ― никто не может сказать, что будет завтра. И если у человека нет опыта смены образовательной среды, сложных коммуникаций, изменения своей траектории обучения, то ему в современном мире будет сложно. В ИТМО студент наравне с преподавателями является субъектом образования, а университет все время расширяет предоставленные ему возможности для развития. Все решения студент принимает сам, и такие же возможности мы предлагаем другим: попробовать себя в каких-то новых предметных областях, в новых моделях взаимодействия с университетом, его образовательной средой, с преподавателями. Это подходит тем, кто не боится сделать остановку на своем пути и попробовать что-то иное», ― говорит она.
От IT до блогерства
Пул предложенных ИТМО курсов для студентов по обмену строился именно по принципу смены парадигм, максимального разнообразия и эксперимента. Хотя основу составили ИТ-дисциплины и направления, в которых у ИТМО наибольшая экспертиза (биофотоника, лазерная фотоника, цифровые гуманитарные исследования, математические методы и многое другое), участники могли также выбирать среди большого количества дисциплин по гибким навыкам и специализированных курсов для молодых ученых, студентов, активистов. Например, в университете можно пройти курсы по техникам публичных выступлений, навыкам работы с научной информацией, практикам креативности и проектной деятельности, а также по разработке социальных проектов, созданию студенческого клуба, научно-технологическому блогерству и так далее.
Всего ИТМО предложил 42 курса, причем некоторые из них подготовлены не преподавателями, а самими студентами ― в рамках факультативов Students for students.
«Мы считаем, что возможность поучиться у своего ровесника, студента, который знает немного больше или научился чему-то другому ― это абсолютно уникальный и, как мы убедились, востребованный опыт. Так что включение таких факультативов в программу обмена очень важно. Это дает гостям университета возможность окунуться в особую атмосферу ИТМО», ― комментирует Юлия Васильева.
В этом году ДВИЖ проходит впервые, это эксперимент, по результатам которого и будут определяться дальнейшие перспективы программы. Но, как подчеркивает Юлия Васильева, активность студентов уже показывает, что интерес к проекту есть и его стоит продолжать.