Интеллектуальный турнир «Умножая таланты» проводится с 2015 года компанией «Газпром нефть» совместно с университетами из шести регионов в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Это один из крупнейших российских образовательных проектов поддержки талантливых старшеклассников. Победа в турнире дает до десяти дополнительных баллов при поступлении в несколько ведущих технических вузов страны ― в частности, в ИТМО ― и возможность сделать первые шаги в будущей профессии.
Турнир отличается от классических олимпиад ― его участникам необходимо использовать свои академические знания, чтобы решить не только теоретические, но и реальные производственные и технологические задачи нефтегазовой отрасли.
«Дополнительные баллы к ЕГЭ — это приятный бонус, но ценность олимпиады также и в возможности стать частью проектной команды, приложить руку к созданию реальных проектов. Чем быстрее абитуриент сможет погрузиться в такой формат работы, тем больше у него шансов уже на 1–2 курсе присоединиться к серьезному научному проекту или стартапу. На этом и строится сотрудничество ИТМО и “Газпром нефти” — студенты работают над практико-ориентированными исследованиями для промышленности», — подчеркивает первый проректор, руководитель Программы развития ИТМО Дарья Козлова.
Как проходил турнир
В этом году в турнире приняло участие более 3000 учащихся 8–11 классов из восьми российских субъектов — Москвы, Санкт-Петербурга, Омской, Тюменской, Томской и Оренбургской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Учащиеся разных классов соревновались в разных возрастных группах — младшей для 8–9 классов и старшей для 10–11 классов.
Треки. Всем участникам турнира предложили на выбор одно из четырех направлений:
- «Инжиниринг»
- «Нефтехимия»
- «Информационные технологии в нефтегазовой сфере»
- «Математика»
В первых трех треках предусмотрены индивидуальные и командные задания для коллектива из трех человек, а в «Математике» — только индивидуальные.
Этапы. Олимпиада проводилась в несколько этапов. Сначала школьники регистрировались на сайте, выбирали направления и изучали современные нефтегазовые и цифровые технологии на онлайн-курсах. На первом (отборочном) туре участники решали индивидуальные задания. На втором (региональном) туре они образовали команды по трем направлениям и вместе прорабатывали теоретическую часть инженерных кейсов. Команды, представившие лучшие решения, пригласили на финальный тур, который состоялся в Петербурге.
В финал вышли 89 школьников из 8–11 классов. В течение недели с 15 по 21 апреля они решали индивидуальные и командные задания. Помимо этого, участники прокачивали hard и soft skills на лекциях и знакомились с петербургскими вузами. Например, финалисты четырех направлений узнали, как ученые ИТМО улучшают существующие рецепты пива и хлебобулочных изделий, играют музыку вместе с роботом Робертом Роботецким, а также какие исследования проводят в лабораториях научно-образовательного центра инфохимии и Нового физтеха. Также у финалистов направления «Нефтехимия» была возможность провести эксперименты в лабораториях Первого неклассического и разработать образцы для командного кейса, которые они представили экспертам турнира «Умножая таланты».
Кто стал победителем
21 апреля в галерее «Цифергауз» объявили победителей в четырех направлениях по нескольким номинациям — в командном и индивидуальном зачете, а также назвали абсолютных победителей ― тех, кто набрал максимум баллов в сумме за решение индивидуальных и командных заданий.
Победители получили дипломы, возможность пройти стажировку в технологических центрах «Газпром нефти» и специальные подготовительные курсы для абитуриентов, а также до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в один из ведущих технических вузов России — в том числе в ИТМО.
Направление «Математика»
Первое место досталось 11-класснику Дмитрию Мамаеву из Тюмени. Он набрал наибольшее количество баллов за решение олимпиадных задач по соответствующему предмету.
Направление «Нефтехимия»
Победителем среди 10–11 классов в командном зачете стала команда «КВН» из города Мегион. Кира Велиева, Виктория Шпирова и Анастасия Савич проанализировали причины гидратообразования в нефтепромысловом оборудовании во время добычи и транспортировки нефти и предложили метод, который поможет бороться с этой проблемой.
«Мы разработали два вида гидрофобных антикоррозионных покрытий — одно на основе полистирола, а другое на основе полисилоксана. Мы выбрали именно такие материалы, потому что они уже используются в других гидрофобных покрытиях — SLIPS , но мы решили улучшить существующий рецепт. В ходе эксперимента мы покрыли раствором из полистирола одну металлическую пластину, раствором из полисилоксана — вторую, а третью пластину оставили без изменений. Все пластины погрузили в коррозионную среду. В итоге на двух покрытых растворами пластинах не образовалось коррозии, угол смачивания пластины с раствором из полистирола составил 95°, а с раствором из полисилоксана — 82°. Это хороший результат, который означает, что поверхности пластин гидрофобны. К тому же оба предложенных метода обойдутся дешевле уже существующих», — объяснила одна из членов команды, ученица 10 класса МАОУ «СОШ №4» Кира Велиева.
Среди учащихся 8–9 классов в решении командного кейса лучшей стала команда «Инь&Хим», в состав которой вошли Алина Горошкевич (Омск) и София Софиеч (Тюмень). Они решали задачу, как повысить степень обессоливания нефти в системе сборки и подготовки нефти.
Первое место среди учащихся 8–9 классов, набравших наибольшее количество баллов за решение индивидуальных заданий, забрал Макар Чепурной из города Тарко-Сале, а среди учащихся 10–11 классов — Данил Брыксин из Оренбурга. Также Данил Брыксин стал абсолютным победителем, набрав больше всех очков в индивидуальном и командном туре. Вместе с одиннадцатиклассником из ноябрьской МБОУ «Гимназия № 1» Олегом Чертковым он разработал защитное покрытие на основе пенопластовых полимеров, которое поможет бороться с отложением неорганических соединений в нефтепромысловом оборудовании.
«Если честно, не ожидал победить, но думаю, что не зря старался. Очень рад. На олимпиаде я приобрел много новых друзей и получил большой опыт по защите проектов, а также приятный бонус в виде дополнительных баллов к ЕГЭ. Среди вариантов для поступления я рассматриваю ИТМО и Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина», — рассказал учащийся 11 класса МОАУ «СОШ №6» Данил Брыксин.
Направление «Инжиниринг»
В командном зачете среди школьников 8–9 классов первенство взяла команда «Ингрия» из Петербурга. Анастасия Шумеленкова, Виктория Линькова и Полина Гусева работали над реверс-инжинирингом цилиндрических зубчатых колес. Первое место среди 10–11 досталось омской команде VICTORIA, в которую вошли Савелий Новокрещенный и Артем Евтушенко. Старшеклассники занимались реинжинирингом устройства контроля притока с помощью технологии 3D-печати металлов.
В индивидуальном зачете среди учеников 10-11 классов победителей оказалось сразу несколько — Рашид Ибадов из города Муравленко, Софья Скопинцева из Томска, Матвей Андреев и Никита Бараненков из Москвы и Анастасия Новикова из Мегиона. Также Анастасия Новикова стала абсолютной победительницей направления «Инжиниринг».
Направление «Информационные технологии в нефтегазовой сфере»
Лучшей в командном зачете среди 8–9 классов стала команда «Мета» из Оренбурга, Алина Кушмухаметова, Мария Амелина и Дилара Шудабаева. Школьницы решали задачу, как с помощью технологий компьютерного зрения и видеоаналитики выявлять утечки бесцветных газов.
А среди 10–11 классов первое место забрала команда «Альтернативящие». Александру Лазаренко и Александру Бекоеву из Санкт-Петербурга вместе с Олесей Богдановой из Томска удалось с помощью технологий интернета вещей (IoT) придумать систему мониторинга законсервированных и ликвидированных скважин.
В индивидуальном зачете максимальное количество баллов среди 8–9 классов набрала Алина Кушмухаметова из Оренбурга, а среди 10–11 классов — Арсений Каров из Тюмени. Именно они стали победителями индивидуального тура, а Арсения Карова дополнительно признали абсолютным победителем в направлении «Информационные технологии в нефтегазовой сфере».