Навык работы с GPT-инструментами — новая грамотность. Все больше специалистов используют нейросети для работы ― подготовки текстов, презентаций и аналитики, а также для решения творческих задач. ИИ-инструменты уже берут на себя многие рутинные процессы в образовательной сфере: например, еще с 2023 года Благотворительный фонд Владимира Потанина разрешил участникам конкурсов использовать ИИ-инструменты для написания заявок, а грантополучателям — для отчетов.

С Центром научной коммуникации Фонд Потанина начал сотрудничать с 2020 года: вместе они запустили программы повышения квалификации по креативным коммуникационным стратегиям для продвижения проектов выпускникам Фонда. Осенью 2024-года Фонд обратился в ИТМО и предложил Центру научной коммуникации сделать программу, которая позволила бы грантополучателям улучшить навыки и найти ИИ-инструменты для типовых задач, связанных с реализацией проектов: от упаковки до продвижения. Так появилась программа «Инструменты искусственного интеллекта в профессиональной жизни: навигатор возможностей».

«Навык работы с искусственным интеллектом — это уже не про будущее, а про настоящее. Фонд Потанина стремится помочь грантополучателям, преподавателям, музейным специалистам и представителям НКО уверенно осваивать ИИ-инструменты и превращать их в надежных помощников в профессиональной деятельности. Программа, разработанная Центром научной коммуникации ИТМО по инициативе Фонда, помогает не просто познакомиться с технологиями, но и научиться применять их осмысленно и этично — для развития проектов, повышения эффективности и реализации самых амбициозных идей», — объясняют в Фонде Потанина.

Фото: Шамиль Трояновский / Центр научной коммуникации ИТМО

Фото: Шамиль Трояновский / Центр научной коммуникации ИТМО

С октября прошлого года эксперты Центра провели три запуска курса для 150 грантополучателей. Программу слушали в 65 городах России специалисты из сотен организаций — университетов, музеев, библиотек, общественных организаций и культурных центров. А совсем скоро, 14 апреля, начнется четвертый сезон курса.

Обучение длится месяц — за это время участники знакомятся с доступными ИИ-инструментами и сервисами, в основе которых лежит GPT. Участники работают в небольших группах, где обмениваются своими находками и исследованиями, сделанными с помощью нейросетей. На всем пути их поддерживают тьюторы: консультируют и помогают внедрить инструменты в рутину, а также преодолеть сомнения и страхи.

Во время курса слушатели учатся решать креативные и рутинные задачи с помощью технологий, анализируют, в какие процессы могут внедрять сервисы, а также критически смотрят на образовательные и этические аспекты искусственного интеллекта. Вот несколько историй, как курс повлиял на жизнь и рутину участников программы.

Испытание мифами

Елена Спиридонова, археолог и доцент кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета, пришла на курс по рекомендации Фонда Потанина.

«Решила, что это будет полезно, ведь раньше с ИИ-инструментами почти не сталкивалась. Некоторые программы пригодились — например, по обработке фотографий. Я археолог, и часто приходится работать с большим количеством однотипных снимков — раньше обрабатывала их вручную, теперь — одной кнопкой», — рассказывает она.

Слева — фото фрагмента керамики, который нашли археологи. Справа — фото, обработанные с помощью ИИ-сервиса. Фото: Елена Спиридонова / личный архив

Слева — фото фрагмента керамики, который нашли археологи. Справа — фото, обработанные с помощью ИИ-сервиса. Фото: Елена Спиридонова / личный архив

Еще Елена исследовала, как много инструменты генерации изображений знают о мифологических существах и фольклоре:

«Оказалось, что лучше всего генеративные сервисы работают с греческой и средневековой европейской мифологией. Русский фольклор — проблема: домового почти никакой инструмент не смог нарисовать, а ступа Бабы Яги на изображениях превращалась в буддийский храм. Персонажей японских мифов нейросети тоже знают не очень хорошо: например, кицунэ инструменты правильно рисовали в виде лисы, но, или с одним хвостом, или с множеством лап», — говорит слушательница.

Мини-исследование пригодилось для занятий в рамках курса о мифологии — Елена показывает рисунки студентам на лекциях и предлагает угадать, какой персонаж попыталась изобразить нейросеть. Эксперимент, который, на первый взгляд, может показаться развлечением, поднимает важный этический вопрос — насколько полон датасет, на котором обучаются генеративные нейросети, и не упускают ли разработчики ценные культурные знания.

Дуэт ИИ и экспертов

«У меня и раньше был высокий уровень владения нейросетевыми инструментами — я использовала их на работе, в обычной жизни. Но курс помог мне увидеть, как можно выстроить более системную работу: я перестала воспринимать нейросети как набор отдельных инструментов и увидела экосистему», — говорит Ольга Шелюгина, кандидат искусствоведения и доцент кафедры культурологии и дизайна в Алтайском государственном университете.

Помимо системного взгляда, курс дал Ольге практические инструменты: она чаще стала использовать специализированные сервисы — от Semantic Scholar для быстрого поиска и анализа научных публикаций до Recraft для работы с визуальным контентом. Особенно ценным оказалось одно из домашних заданий на курсе — слушателям предложили составить план, как внедрить инструменты-ИИ в профессиональные задачи. Еще одной ценностью стало общение с участниками курса — это помогло не только расширить инструментарий, но и по-новому взглянуть на исследовательскую и преподавательскую практику.

Фото: Мария Бакина / Центр научной коммуникации ИТМО

Фото: Мария Бакина / Центр научной коммуникации ИТМО

«Раньше я думала, что нейросети сами по себе весьма интеллектуальные, и их можно направить на решение практически любых задач. Теперь я считаю, что нужно делать акцент на другом: максимальный эффект достигается, когда мы совмещаем высокую квалификацию человека с возможностями мощной нейросетевой модели — в такой связке рождается настоящая синергия», — делится Ольга Шелюгина.

Возможность быть востребованным

Ольга Фролова, директор Музея невьянских смыслов «Усадьба Подвинцева», по итогам курса не просто разобралась в работе нейросетей, но и начала использовать их в проектах — с результатами. С помощью GPT-сервисов она подготовила заявку на грант Фонда Потанина, и проект получил поддержку.

«Я загрузила в нейросеть принципы конкурса, добавила описание своей идеи и попросила разложить ее по структуре. Потом дописала, уточнила — и все получилось. Это удивительный инструмент. Он помогает огранить мысль — как алмаз: из неоформленного замысла рождается точный, сильный проект», ― рассказывает участница.

После этого она помогла еще нескольким коллегам — от заявок до презентаций с визуалами, сгенерированными в Recraft. Кроме того, курс стал для Ольги способом не только освоить технологии, но и остаться «на волне» профессии: «Мне 55, но теперь я уверена, что могу идти в ногу со временем. Нейросети вдохновляют, удивляют и дают почувствовать, что ты не теряешь актуальности. А еще — что ты можешь расти дальше».

Фото: Шамиль Трояновский / Центр научной коммуникации ИТМО

Фото: Шамиль Трояновский / Центр научной коммуникации ИТМО

В целом слушатели курса отмечают: генеративный ИИ — не угроза, а дополнительный ресурс. Он помогает не только автоматизировать задачи, но и по-новому осмыслить свою работу, увидеть потенциал для роста и делиться этим опытом с другими.

Важно не просто обучать инструментам, а создавать среду, где участники чувствуют уверенность, поддержку и готовность экспериментировать, говорит Дарья Денисова, руководитель программы и директор Центра научной коммуникации:

«Мы всегда на стороне участников программы: мы понимаем, что такое обучение для взрослых и как сложно бывает начать пользоваться чем-то новым, о чём все говорят, но что пока вызывает фрустрацию. В разных запусках мы замечаем, насколько по-разному (но всегда продуктивно!) участники реагируют на визионерские лекции профессора Александра Бухановского, директора по маркетингу Яндекса Андрея Себранта, экс-заместителя директора по цифровому развитию Пушкинского музея Владимира Определенова и многих других.

Наша задача — дать возможность сделать первые шаги и развить на конкретных примерах то, что профессор Бухановский называет AI-soft skills, в задачах, связанных с проектированием образовательного опыта, коммуникацией и рабочей рутиной. Отдельный повод для радости
интерес к образовательным возможностям и партнерствам, которые могут возникнуть в ИТМО».