«Прежде всего мы хотели наладить обмен студентами, и для этого обсуждали интересующие каждую из сторон курсы по робототехнике. С нашей стороны мы предложили курс, который представлен на платформе „Открытое образование“, и курс „Introduction to Robot Operating System“. Второй курс сейчас преподается студентам Академического Университета — с уклоном в программирование. Наши коллеги из университетов Бразилии UFES, UNESP и UFABC заинтересовались российскими разработками и уже готовят список возможных курсов со своей стороны», — рассказал Александр Капитонов.
В первый день поездки в UFES молодые люди посетили лабораторию технического зрения. Оказалось, что основное оборудование идентично тому, что используется в Университете ИТМО. Бразильцы интересуются теми же тремя направлениями — это управление манипуляторами, квадрокоптеры, мобильные роботы. При этом студентов, которые принимают участие в данных проектах, меньше, чем в Университете ИТМО.
Одним из важных результатов встречи стала возможность того, что молодые люди из обеих стран объединятся в интернациональную команду для участия в международных соревнованиях RoboCup и LARC. По словам Александра Капитонова, совместно они готовы показать себя в нескольких дисциплинах соревнований — RoboCup@Works, RoboCup@Festo, а также в автономном футболе 3×3. Вместе с тем, обе стороны поговорили и о совместной исследовательской деятельности, а также о возможном приглашении профессоров для обучения студентов.
Бразильские коллеги проявили интерес не только к совместному участию в соревнованиях, но и к опыту Университета ИТМО в работе со школами. Студенты вуза преподают в некоторых школах материалы университетской программы в упрощенном и адаптированном виде. При этом часть программы реализуется на практике в процессе решения роботехнических задач.
«Наши ребята ориентированы на соревнования World Robot Olympiad (WRO), проводимые преимущественно в Азии. Бразилия же ориентируется на First Lego League и First Tech Challenge (FLL, FTC), которые проводятся в Америке. Идеология в этих соревнованиях совершенно разная, как и критерии оценки проектов. Чемпионат WRO, золотыми медалистами которого стала команда петербургского лицея № 239 под руководством Игоря Лосицкого и поддержке Университета ИТМО, больше ориентирован на технологическую сложность и качество презентации проекта. FLL и FTC рассчитаны на командную работу, где оценивается вклад каждого из участников команды и роли строго определены. У нас достаточно много различий, но это к лучшему. Значит, будет полезно обменяться знаниями в различных областях», — отметил Александр Капитонов.
В рамках поездки делегаты встретились с руководством UFES. Бразильские коллеги готовы подписать меморандум о взаимодействии между университетами и соглашение об основных направлениях развития. В планах — обмен студентами и образовательная деятельность, научная деятельность, совместная исследовательская работа и написание статей, а также подготовка совместных команд для участия в международных соревнованиях.
Университет ИТМО и ряд бразильских вузов высказали свое желание сотрудничать еще в конце 2014 года. В прошлом году в Москве коллеги обсудили задачи, стоящие перед Россией и Бразилией в контексте академического и научного сотрудничества. Как и в России, в Бразилии преподавание на английском языке развито далеко не повсеместно, однако университеты обеих стран, стремящиеся повышать качество образования и желающие быть более вовлеченными в международную деятельность, активно улучшают свои показатели в рамках программ повышения конкурентоспособности. Сотрудничество с латиноамериканскими странами в Университете ИТМО считают одним из приоритетных направлений.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО