В чем практическое значение сотрудничества между Университетом ИТМО и Комитетом по информатизации и связи?
Комитет занимается политикой в области информатизации в Санкт-Петербурге. Но сотрудники комитета — это не научное сообщество. Да, мы можем отслеживать информацию о лучших российских и мировых практиках в области информатизации. Но, прежде чем применять их, эти решения требуют адаптации под реалии нашего города. Этот процесс невозможен без помощи, исследовательского потенциала ведущих вузов в области информатизации, таких как Университет ИТМО. Специалисты университета могут помочь грамотно выстроить стратегию работы комитета для достижения ключевых показателей.
В каких именно научных исследованиях нуждается Комитет по информатизации и связи?
Сейчас ведется большая работа по детальному описанию проблем в транспортной инфраструктуре города, и мы очень рассчитываем на помощь Университета ИТМО в этом вопросе. Нам необходимо оптимизировать работу общественного транспорта через реализацию ряда информационных возможностей. Второй блок исследований связан с организацией современных систем связи. Такие системы используют не классические «вышки» или базовые станции, а современные технологии, когда, например, транспортное средство одновременно является ретранслятором. Еще один вектор взаимодействия с вузом не связан с исследованиями, но является не менее важным в реализации наших общих целей. Так, совместно с Университетом ИТМО мы проводим мероприятия, напрямую связанные с задачами информатизации. Ближайшее из них — Всероссийский студенческий хакатон «Code4Piter», который будет проходить с 13 по 15 мая этого года в Санкт-Петербурге. Тематика проектов хакатона охватывает широкий спектр жизненно важных для горожан областей: образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство и другие. Команды должны будут предложить общедоступные, социально значимые, инновационные приложения и сервисы на базе предоставленных интерфейсов программирования приложений (API), в том числе тестовых сервисов федеральных органов государственной власти РФ в рамках Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Какие именно информационные технологии необходимо внедрить в транспортную систему города?
В нашем городе впервые в России были автоматизированы процессы управления городским пассажирским транспортом и объединены системы оплаты проезда. Безусловно, мир не стоит на месте, и даже те технологии, что являлись современными еще несколько лет назад, сейчас уже устаревают. В наших целях — оптимизация работы по управлению системами городского пассажирского транспорта через внедрение дополнительных функций. Помимо этого, необходимо повысить качество обслуживания в общественном транспорте и безопасность пользования им. Последнее требует улучшения систем видеонаблюдения и доступа к их трафику через беспроводные каналы связи. Мы хотим иметь возможность видеть онлайн, что происходит в любом транспортом средстве на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Также необходимо организовать для пассажиров и водителей возможность оперативно вызывать службы реагирования в условиях ЧС.
Какие еще вызовы стоят перед правительством города в области информатизации?
Существует амбициозная задача в сфере строительства. Застройщикам перед началом возведения здания требуется согласовать объемный пакет документов в ряде официальных инстанций города. Зачастую этот процесс растягивается на очень длинный период времени. С помощью информатизации мы планируем сократить срок согласования до 130 дней максимум. Это возможно реализовать с помощью единой информационной системы, которой будут пользоваться различные ведомства в строительной отрасли.
Также губернатором Петербурга поставлена задача реализовать проект социальной карты петербуржца. С помощью него мы планируем усилить контроль за распределением социальных льгот, которые положены любому гражданину. Мы хотим иметь возможность быстро проверять, доведена ли до конкретного горожанина информация о льготах, оказана ли необходимая помощь в каждом отдельном случае. Сейчас для этого требуется оформлять много отчетной документации, мы же планируем отслеживать распределение социальных льгот и расходование средств в электронном виде. Кроме того, с помощью единой карты петербуржцы смогут пользоваться различными сервисами, в числе которых оплата проезда, соцпомощь, бесплатные юридические консультации, социальное такси и другие услуги.
Каким образом развиваются системы оповещения горожан о новых возможностях, которые у них появляются в результате информатизации?
Сейчас мы пытаемся уходить от большого количества отраслевых новостных порталов, чтобы горожане получали максимум необходимой информации в одном-трех источниках. Основной ресурс для населения — это портал gov.spb.ru. Что касается сведений о возможностях применения социальных карт, то горожане о них узнают в первую очередь при их получении. Большую роль в реализации так называемого электронного правительства играют многофункциональные центры «Мои документы» (МФЦ). Ежегодно количество услуг, предоставляемых этими центрами, удваивается. Двукратный рост спроса на услуги МФЦ — прямой показатель того, что мы грамотно доводим до населения информацию об их правах на те или иные услуги с использованием современных возможностей.
Соглашение между комитетом и Университетом ИТМО подразумевает и образовательную деятельность. Каким набором навыков должен обладать специалист в области информатизации?
Стоит понимать, что профессионалы в этой области, как и в любой другой, формируются не сразу. Зарплаты в этой отрасли достаточно высокие, на порядок выше средней ставки. При этом настоящих специалистов крайне мало. В Комитете по информатизации и связи и в подведомственных комитету структурах работают специалисты с качественным образованием, и в их числе выпускники Университета ИТМО. Это специалисты в области информатизации, систем безопасности и связи, которые занимаются практической разработкой, умеют принимать собственные решения и управлять проектами. Такой специалист впоследствии может перейти на госслужбу, это немного другой статус, чем в подведомственном учреждении. Так, в комитете появляется полноценный сотрудник, который технически, научно подкован и прошел все необходимые нам ступени подготовки: обучение в одном из лучших вузов страны, плюс работа в подведомственных предприятиях с практическими разработками.
В каких именно подведомственных учреждениях комитета могут набраться опыта выпускники российских вузов?
Например, это ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Основное направление работы центра — развитие и сопровождение информационных систем городского уровня в области здравоохранения, образования, безопасности. Также это ГУП «АТС Смольного», которое является оператором связи правительства Петербурга. Сейчас у предприятия есть базовый рынок в виде городских сетей связи, но учреждение также стремится завоевать часть коммерческого рынка в этой области. Еще одно подведомственное учреждение, где могут работать молодые специалисты — это ГКУ «Городской мониторинговый центр». Центр является оператором городских систем безопасности — видеонаблюдения, фотофиксации, а также систем оповещения, мониторинга техногенного состояния. Все эти и другие данные консолидируются в центре для поддержки принятия решений в той или иной ситуации и для оперативного реагирования дежурно-диспетчерских служб города.