Всего в «Сириусе» три направления обучения: наука, искусство и спорт. В рамках двух из них — науки и искусства — с 1 по 24 июля прошли проектные смены, где одаренные дети, прошедшие по конкурсу, работали над реальными проектами, участвовали в практических мастер-классах и продемонстрировали результаты, которых они добились за смену.
В рамках направления «Наука» дети сформировались в команды и решали исследовательские и прикладные задачи по семи категориям. Юные ученые и инженеры приспосабливали космос для жизни человека, конструировали электромобиль для МЧС, исследовали среду обитания, проектировали разработки, обеспечивающие безопасность жизни человека, извлекали пользу из BigData, а также разрабатывали функциональную замену частей тела человека.
В составлении программы первой проектной смены приняли участие российские вузы, научно-исследовательские центры и корпорации, в числе которых МГУ им. М. В. Ломоносова, Курчатовский институт, МФТИ, «Яндекс» и другие. Соглашение о партнерстве с «Сириусом» Университет ИТМО заключил в мае: в его рамках университет организовал ряд проектных групп в сфере робототехники и «умных» технологий, а также предоставил свои разработки для опытно-демонстрационной площадки, созданной в центре.
Умная мебель и заботливые роботы
Всего в июльской смене «Сириуса» приняло участие 69 проектных групп. Перед каждой стояла определенная задача, выполнение которой может впоследствии решить какую-нибудь реальную проблему производства. В команде тренеров школьных и студенческих команд-участников международных роботехнических олимпиад, сотрудников мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО Игоря Лосицкого и Александра Капитонова, а также их партнера, выпускника СПбГУ Ильи Широколобова обучались 19 школьников. За время, проведенное в «Сириусе», они успели реализовать три проекта. Первый робот был нацелен на взаимодействие с человеком, поэтому ребята должны были не просто сконструировать работающего робота, но сделать так, чтобы он мог распознавать речь и говорить сам, имел приятный внешний вид. «Глазастого» робота снабдили технологией распознавания речи Yandex SpeechKit и синтезатором речи eSpeak, он также свободно двигается и даже разворачивает глаза в сторону собеседника, привлекая его внимание. Вторая разработка одаренных детей получила рабочее название «робот-ластик: двухколесный робот, запрограммированный на поиск «загрязнений» на маркерной доске, самостоятельно обнаруживает рисунки и надписи, которые нужно стереть с поверхности. Наконец, цель третьего проекта состояла в создании прототипа автоматизированной общественной парковки у бизнес-центра: школьники собрали два полноприводных автомобиля, соорудили здание и парковочные места с метками, чтобы продемонстрировать работу прототипа парковки будущего.
«Первая проектная смена получилась очень масштабной: впечатляющая задумка, к реализации которой приложили силы многие люди, включая высший эшелон власти, была осуществлена на отличном уровне, — делится сотрудник кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО Игорь Лосицкий. — Под центр „Сириус“ отдали олимпийский медиацентр — гигантское здание, которое освоено сейчас только на треть, так что перспективы у „Сириуса“ очень большие. Уже сейчас здесь есть серьезное и качественное оборудование, а в будущем, я уверен, эта база будет только пополняться. Подобные инициативы неоценимы для популяризации науки и инженерных направлений среди детей, в том числе робототехники. Детям очень нравится конструировать своих роботов, ведь они сразу же могут увидеть результат своей работы. В наших группах большинство ребят уже имели опыт в робототехнике, и это диктовало нам определенный уровень заданий, которые мы с ними выполняли. Мы занимались творческим видом робототехники: воплощали в жизнь все задумки, которые приходили на ум нашим ребятам. И этот процесс творчества и делает робототехнику такой популярной у детей любых возрастов. Многие школьники из Петербурга, которые раньше не знали о существовании лаборатории робототехники в Университете ИТМО, теперь хотят к нам записаться. Ведь, по сути, эти ребята претворяют в жизнь то, что еще не так давно было фантазией, — создают умных роботов»
Студенты Университета ИТМО Никита Липкан и Артем Москалев вместе со своими подопечными думали, как модифицировать свой рабочий стол и шкаф: учащиеся разрабатывали дизайн «умной» мебели, проектировали «инженерную начинку» и программировали систему управления. Стол с дистанционным управлением станет помощником не только прилежному школьнику, но и офисному работнику. Он учитывает привычки хозяина и составляет расписание его работы, не забывая о перерывах. Трансформируемый моторизированный шкаф, в свою очередь, также оснащен дистанционным управлением и поможет своему обладателю правильно подобрать себе одежду на все случаи жизни. Робототехнику и технологии «умного дома» объединил в своем проекте студент Университета ИТМО Александр Сумовский. Под его руководством юные инженеры создавали прототип робота-пылесоса с дополнительными функциями на базе отечественного комплекта ТРИК «Учебная пара».
Заручившись поддержкой сотрудников Университета ИТМО, таланты «Сириуса» также проектировали основу для многофункциональной беспилотной субмарины, создавали макет функциональной замены уха человека на основе волоконно-оптического микрофона и собирали экспериментальный образец устройства, позволяющего измерить и записать данные для определения характера примесей в воде.
Полезные знакомства
Помимо практической работы в команде и реализации своих проектов, школьники «Сириуса» знакомились с ведущими российскими учеными и экспертами в области образования, науки, бизнеса, инноваций. Так, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев выступил перед ребятами на тему «Профессионалы новой эры. Кто они» и ответил на вопросы о последних тенденциях в образовании и прогнозах на рынке труда. Он также рассказал, на какие направления подготовки стоит поступать, а на какие лучше даже не подавать документы — эти профессии «вымрут» к моменту получения диплома о высшем образовании.
19 июля «Сириус» посетила делегация представителей власти и бизнеса во главе с президентом России Владимиром Путиным. Глава страны ознакомился с основными площадками «Сириуса» и проектами, которые выполнили дети в рамках проектной смены. Вместе с ним работу школьников оценили помощник президента Андрей Фурсенко и председатель правления группы «РОСНАНО» Анатолий Чубайс.
«Прогрессивные вузы уже построили и продолжают строить крепкие партнерства по модели „вуз-работодатель“. Студенты с первых годов обучения ведут свое электронное портфолио, которое находится в свободном доступе для потенциальных работодателей, — рассказывает куратор проектной смены „Сириуса“ Владимир Ларин. — Мы же благодаря „Сириусу“ пытаемся продлить эту цепочку до школы, помогая ребятам, еще будучи подростками, встретиться со своим потенциальным работодателем — для этого и нужны наши партнеры. Мы работаем с одаренными детьми — теми, кто выигрывает конкурсы, побеждает в олимпиадах. И очень важно вести их дальше, показать, где они могут приложить свой талант, продемонстрировать многообразие профессий. Так мы даем им возможность выбрать свой дальнейший путь осознанно, „пощупав“ профессию, познакомившись с коллегами, проанализировав их опыт. Мы получаем мотивированного выпускника школы, который видит цель, и эта цель — не просто поступление в престижный вуз, а работа в конкретной компании. Сейчас, к сожалению, у многих школьников недостаточно полные представления о спектре современных и востребованных профессий. Миссия „Сириуса“ заключается, в том числе, в том, чтобы исправлять это».
Полигон для талантов
Таланты в Сочи взращиваются в совершенно особых условиях. Кроме того, что дети окружены лучшими специалистами страны, они также имеют возможность работать на оснащенных современным оборудованием Полигонах, где представлены реальные научные разработки ведущих научных групп со всей России. Полигоны — это не столько выставка, сколько пространство, где люди, окруженные современными результатами науки и технологий, творят что-то свое. Куратором экспозиции выступила ведущий эксперт в области музейно-выставочной деятельности и ScienceArt Ирина Актуганова, а научным редактором — Любовь Стрельникова, главный редактор научно-популярного журнала «Химия и жизнь». В Полигонах можно взаимодействовать с объектами, поставить эксперимент, получить информацию и экспериментальные данные для проектов. В таком интерактивном пространстве представлены и разработки Университета ИТМО. НИИ наукоемких компьютерных технологий подготовил для юных коллег 3D-атлас человека, на котором можно проследить состояние пациента, у которого образовался тромб, также на одной из установок можно было сыграть в «эпидемию», посмотрев, как распространяется инфекция в поезде. Убедиться, что «Сириус» — самая счастливая часть Сочи можно было еще на одной установке НИИ НКТ, которая называется «Эмоциональный город»: разработка представляет собой интерактивный демонстрационный модуль исследования эмоциональной оценки различных мест в городе Сочи. Полигоны представляли собой прямоугольные боксы, названные латинскими терминами — in agro, in vivo/in vitro/in fabrica, in corpus, in homo apparatus, in apparatus, in numerus/in conputatio. Красочные прямоугольные помещения были посвящены биологии и химии, физике и математике, а один из полигонов — Ego — содержал в себе экспонаты, связанные с эмоциональным и социальным интеллектом человека.
Добавим, что «Сириус» работает круглый год. Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 600 детей в возрасте 10−17 лет из нескольких десятков регионов России.