Ранняя профориентация
Вопросы подготовки будущих инженеров для нас как физико-математического лицея всегда были очень актуальны. Глубокие и разносторонние теоретические знания, которые ребенок получает здесь, должны закрепляться в ходе практических занятий, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, научно-техническим творчеством. Это помогает заинтересовать школьника научными и прикладными разработками с раннего детства, что становится определяющим моментом при выборе будущей профессии. Одна из задач, стоящих перед педагогическим коллективом лицея, — выстраивание цепи непрерывного инженерного образования «лицей-вуз-предприятие», активное участие в системе подготовки будущих инженерных кадров высокой квалификации.
Лицей является центром допрофессиональной подготовки учащихся. Здесь действует программа предпрофильной подготовки учащихся, цель которой — создание образовательного пространства, способствующего самоопределению ребят, начиная с пятых классов, через организацию дополнительных занятий по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Школьники участвуют в олимпиадном движении, посещают такие мероприятия, как фестиваль «Молодые инженеры Петербурга», выставки «Шаг в профессию», «Горизонты образования».
Важно, чтобы в школах работали различные кружки по интересам. Например, у нас в лицее работают кружки для занятий робототехникой, программированием, моделированием, не говоря о дополнительных занятиях по математике, физике, астрономии. В учебный процесс необходимо привлекать преподавателей вузов. Так, мы сотрудничаем с Университетом ИТМО, представители которого ведут кружок «Наноинженерия и биотехнологии» совместно с Центром прогрессивного образования. На кафедре «Теоретическая механика» Политехнического университета Петра Великого готовится цикл занятий 3D-моделированием. На таких занятиях школьники могут применить теоретические знания на практике и разработать конкретный проект.
С разработанными проектами школьники выступают на различных конференциях и фестивалях, проводимых на базе университетов, — например, на международной конференции «Мир Науки» в Университете ИТМО, ежегодном фестивале «Ветер перемен» в СПбГУАП. Благодаря этому труд ребят может быть оценен профессионалами, что очень важно для развития интереса ребенка к продолжению этой деятельности.
Конечно, большую роль в самоопределении ребенка играют родители хотя бы потому, что отдают его в профильные школы с первого класса. Но ребенок растет, развивается, и именно школа и вуз помогают ученикам сделать правильный выбор своего будущего, предоставляя информацию о разных профессиях, их востребованности на рынке труда.
Профориентация с помощью вузов
Для организации непрерывной образовательной цепи «школа-вуз» наш лицей на протяжении многих лет тесно сотрудничает с профильными вузами Петербурга: Институтом прикладной математики и механики Политехнического университета Петра Великого, факультетом информационных технологий и программирования и естественнонаучным факультетом Университета ИТМО, математико-механическим, физическим и экономическим факультетами Санкт-Петербургского государственного университета, с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом (ЛЭТИ) и другими.
С университетами проводится большая работа, о которой я уже частично рассказала, но одно из главных направлений профориентации школьников — это летняя учебно-исследовательская практика для учащихся 10-х классов на базе вузов-партнеров. Особое значение в этом вопросе для нас имеет Университет ИТМО, представители которого ежегодно организуют занятия для школьников в июне. Такие мероприятия позволяют ребятам погрузиться в реальную студенческую жизнь. Но самое главное, в результате будущие абитуриенты могут понять, нравится ли им это или стоит продолжать поиски? При 100% поступлении наших выпускников на выбранные ими направления не все из них поступают сугубо на технические специальности. Есть выпускники, которые становятся студентами художественных и театральных академий или выбирают специальности, связанные с экономикой и менеджментом, — в каждом выпуске есть будущие врачи, юристы, экономисты. Школы должны предоставлять школьнику максимум выбора, показывать ему различные пути развития.
Сложно переоценить значение экскурсий на профильные кафедры и встречи представителей вузов с учениками и родителями для профориентации школьников. Ежегодно в нашем лицее проводятся от трех до пяти таких встреч. На одних сотрудники университетов рассказывают о будущих профессиях, по которым готовят бакалавров и магистров, о научной работе и студенческой жизни на различных факультетах университетов. На других встречах старшеклассникам и их родителям объясняют, как правильно подавать документы в приемные комиссии вузов. В подобных встречах принимают участие и наши выпускники, представляя свои университеты уже в качестве студентов, аспирантов или сотрудников.
Сейчас на базе физико-математических лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, центров технического творчества школьников в разных районах города открываются инженерные центры для детей. Мы также работаем в этом направлении. В таких центрах ребята могут заниматься техническим творчеством, приобщаться к науке и инженерной профессии. Хотелось бы, чтобы в реализации таких инициатив в школах помогали и вузы — как преподавательским составом, так и оборудованием, которого всегда не хватает.
Профориентация с помощью предприятий
Главная цель системы образования — это создать непрерывный процесс подготовки ребенка к взрослой профессиональной жизни. В этом смысле школы и вузы сотрудничают не только друг с другом, но и с предприятиями. Начинать такую работу можно с экскурсий школьных групп на производственные площадки. У нас в лицее, например, они проводятся для учеников 8−11 классов. Таким образом, ребята могут заранее понять, кем они будут работать, чем заниматься и хотят ли они обучаться этой профессии в вузе.
Хотелось бы, чтобы представители предприятий проявляли больше активности во взаимодействии со школами и вузами. Сегодня менеджеры различных компаний понимают, что проблемы на рынке труда есть, и они заинтересованы в ранней профориентации подрастающих кадров. Но, как мне кажется, на предприятиях нет четкого понимания того, с какими именно школами и вузами и в какой форме им необходимо сотрудничать, чтобы получить высококвалифицированных специалистов. Следует коллаборировать с теми образовательными учреждениями, которые готовят ребят по необходимому каждому производству профилю. То же самое можно сказать и о вузах: университеты должны приходить со своими проектами и помощью в профильные школы. Тогда мы сможем достигнуть большей преемственности в образовании и профессиональной подготовке и деятельности ребят.
Сейчас же предприятия взаимодействуют со школами слишком пассивно. Очень полезный опыт — это проведение не просто информационных встреч со школьниками, а именно тематических занятий представителями заинтересованных организаций. Например, у нас в лицее проводились уроки финансовой грамотности для учащихся 9−11 классов, которые вели представители Сбербанка. Такие занятия всегда вызывают у детей большой интерес.
Но особое внимание должно уделяться участию представителей производственной сферы в области оснащения кружков и создаваемых инженерных центров необходимым оборудованием, программным обеспечением, в укреплении материально-технической базы образовательных организаций. Залог успеха в подготовке будущих инженеров — в нашей совместной деятельности.