WorldSkills – это соревнования профессионального мастерства, которые проводятся с целью повышения престижности и статуса рабочих профессий. По всему миру соревнования организуются международной организацией WorldSkills International, в деятельности которой участвует уже 77 стран. Последние международные соревнования состоялись в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах, в которых команда России заняла первое место в общекомандном зачете и привезла на Родину шесть золотых, четыре серебряные и одну бронзовую медаль, а также 21 медальон за профессионализм. В 2019 международные соревнования состоятся в Казани.
Движение WorldSkills зародилось в Испании после Второй Мировой войны. Тогда в стране не хватало рабочих рук, и состоялся национальный конкурс по профессионально-технической подготовке, чтобы поднять статус рабочих профессий. В 1950 году прошли первые международные соревнования между Испанией и Португалией, а еще через три года в конкурсе участвовали представители и других стран Европы и остального мира. Россия впервые провела национальный чемпионат WorldSkills в 2013 году в Тольятти, где была сформирована первая национальная сборная для участия в международных соревнованиях.
«Движение WorldSkills позволяет выявлять лучших молодых специалистов и развивать сотрудничество с международными предприятиями. Привлекая к участию в конкурсах индустриальных партнеров, вузы могут также продвигать у себя определенные компетенции. Например, Университет ИТМО проводит отборочные этап по компетенции “Лазерные технологии” совместно с партнерами, компаниями ООО “Лазерный центр” и ООО “Проколорит”. Специалист по лазерным технологиям – это высококлассный профессионал, которые сам проектирует, собирает и налаживает оборудование», – сказал Эльдар Османов, главный эксперт по компетенции «Лазерные технологии» в отборочном чемпионате WorldSkills Университета ИТМО.
Для участия в отборочном туре были отобраны шесть студентов факультета лазерной и световой инженерии. Декан факультета, Анна Возненсенская подчеркнула, что конкурс дает возможность развивать индивидуальные личные качества, а также реализовать на практике креативность, инженерные способности. Профессор факультета, эксперт по взаимодействию лазерного излучения с веществом Евгений Яковлев добавил, что сегодня лазерные технологии играют большую роль в промышленности.
«Это доказывается и статистикой о продажах лазерного оборудования. Это требует повышения квалификации не только инженеров-разработчиков, но и специалистов-рабочих», – сказал он.
Так, на вузовском отборочном чемпионате участники по компетенции «Лазерные технологии» должны были проявить навыки работы с лазерными установками и материалами. Согласно критериям конкурса, высококлассные специалисты должны не только конструировать лазерные системы, но и проводить пусконаладочные работы, осуществлять техническое обслуживание, устранять неисправности и программировать оборудование. Кроме того, они должны знать, как обращаться с самыми разными материалами, чтобы рабочий процесс был безопасным и максимально эффективным.
Так, на вузовских соревнованиях участники должны были показать себя в роли инженера-технолога и продемонстрировать навыки работы с различными материалами, например, нержавеющей сталью, алюминием, фанерой, резиной и другими. Конкурсные задания они выполняли на лазерных установках Минимаркер-2 и Trotec. Также конкурсанты должны были показать свои компетенции по работе с системами автоматизированного проектирования. Задания выполнялись как на площадке Университета ИТМО, так и на территории ООО «Лазерный центр». У каждого участника был куратор из преподавателей, сотрудников или студентов старших курсов Университета ИТМО.
В ходе соревнований студенты проявили свои умения, выполняя несколько задач: изготовляли приборную панель, занимались ее маркировкой, цветной маркировкой металла, а также маркировкой промышленных изделий, изготавливали элементы со сложным контуром и макеты деталей с послойной сборкой, создавали штампы из экорезины. Задания участники получали непосредственно перед тем, как приступить к работе, до этого проводился обязательный инструктаж по технике безопасности. Судейская коллегия оценивала не только результаты выполненной задачи, но и то, как молодой специалист подходит к самому процессу работы. Например, насколько хорошо он разбирается в оборудовании и подбирает комплектующие к нему, насколько экономично расходует материал, может ли планировать свою работу.
По словам победителя вузовского конкурса, интересно было выполнять абсолютно все задачи. При этом самым сложным было соревноваться с товарищами.
«Если говорить о технической стороне, то самым сложным заданием для меня была цветная лазерная маркировка. Я и некоторые другие участники подбирали режим более часа. Но, когда в итоге цвета получаются, чувствуешь прям гордость и радость. Вообще, из-за ограниченного количества материалов формируется очень особенная эмоция, когда ты смотришь с замиранием сердца, как делается твоя чистовая деталь. И буквально, и фигурально пылинки сдуваешь. И при этом лучше всего у меня получилась эта самая цветная маркировка и, наверное, картонная приборная панель. Хуже всего – сборка послойной модели. Из листа фанеры необходимо было сделать пятислойную конструкцию и скрепить ее. Скреплял сваями, натяг рассчитать было сложно, и фанера шла щепками, так что итоговый продукт немного шатался. Хотя краш-тест сбрасыванием с высоты роста, который проходили наши детали, как-то выдержал. Больше всего, однако, понравилась работа в программе AutoCAD, это было для меня открытием: я не знал, что это так захватывающе. Впрочем, в любом этапе лазерных технологий хватает эстетики», – поделился своими впечатлениями Ярослав Голубев.
Для подготовки к национальным соревнованиям Ярослав планирует исследовать всевозможные материалы, пробовать режимы работы на оборудовании, а также хочет сделать то, на что не хватило времени на подготовке, – большую цветную палитру.
«Уж очень хочется посмотреть на эту красоту. Благо, оборудования и поддержки на кафедре очень много. Мне кажется, все участники конкурса были достойны победы, это видно даже из итоговых баллов. Я просто оказался стабильнее, не допустил серьезных промахов. Так, например, я считаю, что выгравированная мною резиновая печать лучше получилась у Екатерины Грачковой, а картонная приборная панель – у Павла Варламова», – добавил Ярослав.
Он подчеркнул, что такой конкурсный опыт должны испытать как можно больше обучающихся, потому что форс-мажор учит очень качественно. Когда за 16 часов участник конкурса должен гравировать и резать картон, титановую фольгу, сталь, алюминий, фанеру и резину, предварительно все начертив с нуля, это заставляет собрать в кучу все, что есть в голове, сказал победитель. Кроме того, это проверка выбранного профессионального пути: учишься ли ты там, где должен, нравится ли тебе это. По словам Ярослава, он убедился, что это то, чем он хочет заниматься.
Студент отправится на финал первого Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», где будет соревноваться с ребятами из десятков других российских вузов. Всего соревнования будут проходить в 30 рабочих специальностях, в том числе это лазерные технологии, электроника, промышленная автоматика, мобильная робототехника, флористика, инженерный дизайн CAD, ресторанный сервис и другие.
ITMO.NEWS также поинтересовался у других участников вузовского отборочного этапа WorldSkills, что было для них самым сложным и приятным в конкурсе, что удалось легко, а над какими задачами пришлось покорпеть.
Екатерина Грачкова
Самым сложным было не переговариваться с другими конкурсантами, так как по правилам за это могли дисквалифицировать: хотелось как-нибудь разрядить обстановку или обсудить некоторые моменты по заданиям. Что касается самого интересного, то это была вся олимпиада, которая помогла поверить в свои силы и почувствовать себя настоящим инженером! В каждом задании были свои нюансы, которые затрудняли работу, но, в целом, я довольна результатами. Все задания были разные и интересные, поэтому часы, проведенные за работой, очень быстро пролетели. Надеюсь, что данная олимпиада отныне будет проводиться каждый год, как минимум, в рамках вуза, ведь это отличная возможность для студентов на деле познакомиться с оборудованием в своей области и его применением, а также приобрести ценные навыки по специальности.
Александр Сиверс
Самым сложным для меня было справиться с нервами и это, конечно, сказалось на качестве выполняемых мною заданий. Самым интересным было, на мой взгляд, задание про цветную маркировку, хоть мне и не удалось получить все цвета. Но в процессе его выполнения ты в наибольшей степени чувствуешь себя технологом или исследователем. Лучше всего получалась работа в САПРах и графических редакторах. Также удавалось довольно быстро и в отведенный срок справляться с заданиями. Хуже всего дело обстояло с внимательностью. Первое задание было самым трудным, а для «разогрева» хотелось чего-то попроще. В целом, участие в олимпиаде оставило приятные впечатления. Рад, что смог поработать с разными лазерами, и надеюсь, что это мне пригодится в будущем.
Павел Варламов
Олимпиада для меня в первую очередь являлась не соревнованием, а способом получения прикладных навыков использования лазерного оборудования. За время подготовки я получил достаточное количество потрясающих навыков, а когда смог самостоятельно их использовать непосредственно при выполнении самих заданий, то я был просто счастлив. Именно поэтому я не проиграл в любом случае! Также эта олимпиада помогла мне осознать свои слабые стороны, которые я, конечно же, постараюсь исправить в дальнейшем. Соревнование будит желание работать над собой. В общем, это был колоссальный опыт! Огромное спасибо хотелось бы сказать организаторам, которые следили за ходом нашей работы и оценивали ее. Мне кажется, им пришлось куда тяжелее, чем участникам.
Роман Яцук
Самым интересным было в конце выполненных инженерных работ держать в руках готовое изделие с осознанием того, что это изделие создано только тобой от начала и до конца. Почувствовал себя специалистом, выполняющим серьезную работу. Больше всего, конечно же, понравилась цветная лазерная маркировка и изготовление объемных деталей из фанеры и резины. Лучше всего вышли задания с резкой и маркировкой изделий. На самом деле, все очень понравилось: и чертить, и работать за лазерными установками. Я повторил курс инженерного проектирования и углубил свои навыки в сфере лазерных технологий, оба навыка незаменимы в нашем профессиональном деле.
В соревнованиях также участвовал студент Евгений Минкевич. Оценку конкурсных заданий производили молодые и опытные эксперты, сотрудники кафедры лазерных технологий и систем Галина Одинцова, Андрей Самохвалов, Дмитрий Синев, Эдуард Агеев, Роман Заколдаев и Валерий Романов.