Как вам в голову пришла идея написать детскую книжку вместо новой научной статьи?
Александр: Мы занимаемся исследованием сложных микробных сообществ и биоинформатикой – например, анализируем генетические данные разных бактерий. Для этого недостаточно разбираться только в вычислительных алгоритмах, нужно знать биологические законы и следить за последними открытиями в этой области. Так, за время работы мы накопили ряд простых и вместе с тем неожиданных фактов, которые могут быть интересны широкой аудитории. Нам хотелось поделиться этим, и Дима предложил сделать детскую книжку с запоминающимися персонажами, красивыми иллюстрациями, историями, которые могли бы увлечь даже детей. Так родилась идея детской книжки про мальчика Тима, который вместе со своим другом Бактероидом путешествует по человеческому телу и окружающему миру, чтобы выяснить, где какие бактерии живут, кто они такие, откуда взялись и зачем нужны.
Сложно было увлекательно рассказать о науке детям и не уйти слишком далеко от правды?
Дмитрий: Своей книжкой мы хотели вызвать у детей интерес к науке и донести до них важные идеи. Мы старались изобразить бактерии интересными, наделили их фантастическими чертами и характерами. В итоге иллюстрации получились красочными, но, конечно, не идеально достоверными. Тем не менее, в основе все равно лежат научные факты: Саша тщательно проверял картинки и текст, чтобы соблюдать баланс между выдумкой и реальностью. Мы пожертвовали научной точностью, чтобы главные мотивы книги воспринимались лучше, чтобы дети интуитивно понимали, почему им стоит есть меньше конфет и больше овощей или почему из-за промокших ног может заболеть горло.
Александр: Сюжетные истории и иллюстрации, хоть и не идеально достоверны, в главном все равно основаны на научных данных. Сделать все красиво, интересно и при этом научно было сложной задачей. Мы работали целой командой. Дима придумал основную концепцию и накидал часть сюжетных идей. В составлении текста нам помогала писательница Мария Косовская, а иллюстратор Алла Тяхт визуализировала все идеи. Я подкидывал научные наблюдения и занимался консультированием, то есть смотрел на картинки и говорил, как лучше нарисовать или сформулировать. Мы не ставили цели сделать все иллюстрации идеально научными, иначе книжка превратилась бы в учебник биологии. Но некоторые места мы все же правили в соответствии с научными данными.
Расскажите, что делать ученым, которые по вашему примеру захотят опубликовать детскую книжку?
Дмитрий: Книжек мы, конечно, никогда не делали, но, когда появилась такая идея, стали всем про нее рассказывать. В какой-то момент среди наших слушателей оказались знакомые директора детского издательства «Клевер». Мы спросили у них, что делать, чтобы получилась книга, и, разумеется, их ответ разошелся с нашими ожиданиями. Мы думали, что, придумав книжку, можно просто прийти к кому-то, получить кучу денег, и отправиться писать ее на острова. Но все оказалось не так просто. Нам самим нужно было сделать несколько первых страниц и дальнейший план, потом показать его в издательстве, а после их отзыва и договоренности о публикации продолжать работу, не получая при этом ни копейки денег.
Александр: Первые 5-6 страниц мы делали несколько лет, потому что идея у нас была, а как ее воплотить, было непонятно. Когда мы принесли результат в издательство, они нас очень вдохновили. Оказалось, что мы удачно попали в популярный жанр детской научно-популярной литературы, да еще и сами все делаем: от текстов и иллюстраций до проверки достоверности. Оставшиеся 90% работы мы сделали очень быстро, буквально за несколько месяцев. Когда мы поняли, что у нас действительно хорошо получается и что это действительно нужно, работать стало легче.
Первый тираж книги уже нашел своих маленьких читателей. Как вам реакция аудитории? Все получилось, как задумано?
Александр: Мы очень радуемся, когда друзья и знакомые присылают видео или рассказы про детей, которые не расстаются с нашей книжкой или, прочитав, говорят, что хотят стать микробиологом, например. Мы занимались этим не ради прибыли, а из собственного интереса и энтузиазма. Поэтому нам так приятно, что это приносит реальную пользу, прививает детям новые интересы и, может, даже повлияет на их будущее. Хотелось бы, чтобы в итоге ученых стало больше.
Дмитрий: Я часто представляю, как ребенок, прочитав нашу книжку, приходит на первый урок биологии. Если у него в голове с 5 лет будет заложена, например, концепция ДНК, то на уроках ему все будет казаться логичным и знакомым. Дети, которые постигают концептуально сложные вещи в раннем возрасте, лучше их усваивают. Кроме того, оказалось, что книжка интересна и взрослым. А если у нас получилось сделать историю, которую взрослым с детьми интересно читать и обсуждать вместе – это очень здорово.
Будет ли продолжение у книги?
Дмитрий: Мы планируем сделать целую серию, и для нее уже есть две идеи. Сейчас мы работаем над историей про питание и обмен веществ. Там будут и знакомые, и новые герои, связанные детективной историей. Тим с папой будут путешествовать по обмену веществ и выяснять, что такое белки, жиры, углеводы; зачем они нужны, как связаны со здоровьем и метаболизмом. Мы надеемся донести принципы правильного питания через интересную историю.
Еще одна книжка задумана как знакомство с компьютерами и искусственным интеллектом. Ее задача – познакомить юного читателя с тем, что он встретит в мире, где будет расти и жить. Думаю, будучи биоинформатиками, близко знакомыми с вычислительными системами, мы сможем это сделать.