Наглядный инструмент
Бизнес-модель Канвас (Business Model Canvas) — изобретение швейцарского предпринимателя и теоретика бизнеса Александра Остервальдера. Она представляет собой визуальный инструмент проработки бизнес-идеи: на листе бумаги в девяти модулях подробно описываются стратегически важные аспекты бизнеса — его достоинства и предложения, ключевые ресурсы, каналы поставки, затраты и источники доходов, ключевые партнеры и отношения с заказчиком и так далее.
По словам Тиины Викман-Виитала (Tiina Wickman-Viitala), преподавателя ТАМК и автора проекта, этот инструмент очень удобен для работы в мультикультурных командах — его наглядность помогает преодолеть языковой барьер. Главная же цель интенсива — научить студентов инновационному мышлению.
«Главная цель мероприятия — научить студентов пользоваться инструментом, чтобы они научились мыслить нестандартно. Каждый день мы подкидываем им какие-то кейсы, задания, связанные с новым взглядом на вещи, пытаемся заставить их мозг работать в усиленном режиме. Ведь сидя на занятиях в аудиториях, мы только слушаем преподавателей, сами ничего не придумываем, только ждем готовых ответов. Здесь же я постоянно подчеркиваю, что не буду давать никаких готовых ответов, они должны сами до всего докопаться. И, конечно же, для этого они должны научиться ставить правильные вопросы», — комментирует эксперт.
Идея ответственного бизнеса как глобальная повестка
В этом году интенсив был полностью посвящен теме устойчивого бизнеса (Sustainable Business). Вопрос ответственного подхода к экологическим проблемам со стороны бизнеса — сокращения отходов производства и влияния на окружающую среду — главная глобальная повестка сегодняшнего дня. Тиина Викман-Виитала подчеркивает, что в обучающей программе недели большое внимание уделяется программе «17 целей устойчивого развития», принятой ООН в 2015 году.
«Тема устойчивости — очень важная в глобальном плане. Повестка ООН на 2030 год касается всех стран мира — и все они должны ее соблюдать. Мы, можно сказать, занимаемся распространением этих идей среди молодых людей — пусть даже они сами не будут основывать собственные компании, но они смогут рассказать об этих принципах своим работодателям и, возможно, повлиять на какие-то их решения», — уточняет она.
Как рассказывает Ирина Сергеева, профессор факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО и организатор мероприятия, тему переработки отходов предложила финская сторона, но ИТМО она тоже очень близка:
«Даже в прошлом году половина студенческих кейсов была так или иначе связана с экологией — потому что у нас всегда присутствуют студенты с кафедры промышленной экологии, — говорит она. — Студенты факультета технологического менеджмента и инноваций обеспечивают управленческо-экономическую составляющую. Естественно, бизнес-модель canvas им гораздо более знакома, чем представителям технологических направлений. У нас получается удачное соединение — каждый раз студентов делят на группы так, чтобы это были смешанные группы технарей и управленцев».
Как проходил интенсив
В мероприятии приняли участие двадцать шесть студентов: из ИТМО, РАНХиГС, Университета Тампере, Университета Хельсинки, а также студенты из немецкого Университета прикладных наук Циттау/Герлиц (Zittau/Goerlitz University of Applied Sciences) — магистранты программы двойных дипломов, проходящие учебу в ИТМО.
В течение пяти дней участники не только учились работать по методу Канвас, но и прослушали обширную программу лекций по экологической ситуации в России и проблеме переработки отходов. Их прочитали преподаватели из Александровского института Университета Хельсинки (The Aleksanteri Institute), который занимается исследованием России и Восточной Европы, представители Финско-Российской торгово-промышленной палаты и Северо-Западного института управления.
Также в рамках экскурсии они посетили музей воды «Водоканала Санкт-Петербурга» и предприятие, занимающееся переработкой бумаги и стекла.
Перед началом интенсива ребятам была поставлена задача — подготовить групповые презентации об опыте переработки отходов в России, Финляндии и Германии. В итоге свои изначальные наработки они должны были трансформировать согласно модели Канвас и подготовить презентации — но не просто сухие отчеты, а жизнеспособный бизнес-продукт.
«Студенты пришли со своими готовыми идеями — это было предварительное требование. Потому что работать над бизнес-моделью, будучи совершенно не заинтересованным в теме, бессмысленно. Важно было, чтобы студенты выбрали интересующие их области, и потом думали, как их можно развивать в концепции устойчивого развития», — рассказывает Тиина Викман-Виитала.
Газпром и восстановление популяции рыб
Также в течение недели редакция ITMO.NEWS поговорила с российскими и финскими участниками Недели Business Model Canvas о проектах, над которыми они работали и ожиданиях от этого мероприятия.
Полина Аптикашева, 4 курс бакалавриата, программа «Финансовый менеджмент», факультет технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО
Для нашего проекта мы проанализировали, как в России в целом осуществляется управление отходами на примере крупнейших российских компаний — «Газпрома», «Роснефти» и НЛМК. Например, «Газпром» с 2013 года сокращает количество отходов и увеличивает число очистительных сооружений. Также они проводят рекультивацию, сажают деревья в местах бурения, восстанавливают популяции рыб в водоемах.
Когда я училась в Финляндии, была поражена, насколько там распространен и привычен раздельный сбор мусора — контейнеры для пластика, бумаги, стекла, пищевых отходов стоят возле каждого дома и в каждой квартире.
Для них экологические темы настолько важны, что даже в рамках моего обучения на программе по международному бизнесу в Университете прикладных наук города Тампере у нас был обязательный курс — Corporate social responsibility / Корпоративная социальная ответственность. Весь этот курс был посвящен минимизации воздействия деятельности компаний на окружающую среду.
У нас в России пока что все на начальном этапе, но мы хотя бы начали задумываться об этих проблемах.
Для меня участие в этом проекте — в первую очередь хорошая практика английского. Кроме того, хочется послушать, как все устроено в других странах, а также познакомиться с ребятами. Я вообще стараюсь участвовать во всех международных проектах. Это мой способ поддерживать приемлемый уровень языка.
Интересно также посмотреть, как мы, студенты, сможем самостоятельно придумать бизнес-кейсы без помощи преподавателей. В Финляндии, кстати, образование так и устроено: преподаватель только дает тему, а разрабатывают ее уже сами студенты. Это очень интересно и помогает отвлекаться от учебной рутины.
Лада Емельянова, 3 курс бакалавриата, факультет экономики и финансов, направление «Экономика предприятий и организаций», РАНХиГС
Я часто участвую в подобных мероприятиях — на финских неделях, любых международных активностях, взаимодействую с иностранными студентами. В прошлом году я ездила по программе обмена в Болгарию. В своем университете я являюсь куратором иностранных студентов на нашем факультете.
О недели Business Model Canvas я узнала от нашего студенческого совета — и сразу же записалась. Моя цель — в первую очередь нетворкинг и общение, как со студентами ИТМО, так и с иностранными студентами. В наших странах разные системы образования, разные цели, поэтому очень интересно их сравнить и обсудить.
Вообще, тема экологии и устойчивого бизнеса очень актуальна. Я состою в нескольких экологических проектах: мы участвуем в конкурсах, решаем бизнес-кейсы больших компаний — Valio, L`oreal. Сейчас бренды стараются активно взаимодействовать со студентами и хотят уменьшить количество пластика, который они производят. И мы пытаемся эту проблему решить. Мы выезжаем на производство в эти компании и потом предлагаем им свои идеи.
Наш проект на этом интенсиве посвящен мусорной реформе в России. Мы будем думать над вариантами, как можно перерабатывать твердые отходы: пластик, бумагу, стекло. Будем разрабатывать именно бизнес-идею, думать над тем, как на этом можно заработать.
Перед началом работы мы провели полевое исследование: искали информацию по реформе, по реальной ситуации в России. В проекте мы хотим использовать знания, которыми с нами поделятся иностранные участники.
Кристина Голяков, 2 курс магистратуры «Russian studies», Университет Хельсинки, Александровский институт
Я учусь на курсе «Russian studies», он запустился только два года назад. Это мультидисциплинарная программа, которая включает совершенно разные дисциплины. Например, себя я нашла на стыке управления отходами и международной кооперации.
В данный момент я пишу свою магистерскую работу — она посвящена именно управлению отходами. И участие в данном мероприятии поможет мне закончить ту часть моего научного исследования, которая касается международной кооперации.Так что сейчас я занимаюсь поиском русских компаний, которые заинтересованы в этом формате или уже его практикуют.
Я никогда не изучала ни бизнес, ни менеджмент, но поняла, что, если хочу заниматься этой сферой, то должна понимать, как она работает. Мне было очень интересно посмотреть, как в России устроена система управления отходами. Как носитель русского языка в Финляндии я считаю, что должна знать об этом. Если я буду говорить про управление отходами в России — значит, я должна приехать сюда и посмотреть на все своими глазами.
Вообще, я считаю, что это очень классно — когда люди из разных стран встречаются и говорят на какие-то общие темы. Это очень сближает и способствует кооперации на международном уровне. Я считаю, что именно так и должны решаться все проблемы.