«В России медиков не учат общаться с пациентами»
Максим, с чего начался ваш путь преподавателя основ медицинской коммуникации?
Это довольно длинная история. Изначально я начал проводить подобные семинары именно для врачей. Просто потому, что в наших медицинских вузах этому не учат.
То есть у вас не было подобного курса в университете?
Нет. Мы изучали профильные дисциплины: анатомию, физиологию и множество других предметов, которые никак не связаны с непосредственным общением врача и пациента. В программе медицинских вузов есть учебный курс «Этика и деонтология», который преподают шесть лет, но проблема в том, что он не прикладной. То есть студент абсолютно не понимает, как эти знания можно применить на практике.
Получается, что врач должен сам разобраться, как строить диалог с пациентами?
По сути, да. Самый главный недостаток такого общения — отсутствие структуры. Если у врача нет четкого алгоритма, то диалог строится интуитивно. Сегодня он может быть удачным, потому что врач и пациент в хорошем настроении и погружены в проблему, а завтра — нет. Получается, что такой важный аспект лечения, как коммуникация отдается на волю случая: с этим человеком сложится, а с другим, может быть, и нет.
Какие последствия могут быть у такого подхода?
Они уже есть. Мы сейчас наблюдаем огромное количество жалоб на медиков, на систему здравоохранения в стране как раз по причине недопонимания, возникающего при общении лечащего врача и его пациента.
Переход к преподаванию
Где вы получили навыки профессионального общения?
Впервые про то, что существует такая дисциплина, я узнал от моего ментора из США Вадима Гущина, когда учился в ординатуре в образовательной программе «Высшая школа онкологии». Для меня стало потрясением, что во всем мире врачей учат профессионально строить коммуникацию с пациентами, а у нас нет.
А когда впервые почувствовали пользу от этих занятий?
После двух лет обучения этой методике в Высшей школе онкологии я начал на практике применять новые знания и постепенно заметил, что они работают. Мне стало проще и комфортнее общаться с пациентами, они уходили более удовлетворенные результатом.
После этого вы решили учить других?
Нет, сначала я продолжил исследования этого вопроса. Постепенно начал переводить англоязычные работы на русский язык. В 2017 году перевел протокол «SPIKES: сообщение плохих новостей» и опубликовал материал на своей странице в Facebook. В ответ мне пришло много положительных отзывов, тогда я понял, что российскому профессиональному сообществу врачей это интересно, на такую информацию есть спрос.
Затем я прошел курс в школе медицинской коммуникации Анны Дорман, после чего начал разрабатывать собственный образовательный интенсив в соответствии с Калгари-Кембриджской моделью медицинской консультации, моего опыта и тех знаний, который я приобрел за все время учебы в России и за рубежом.
Алгоритм медицинской консультации для научных коммуникаторов
Почему этот предмет может быть полезен популяризаторам науки?
Потому что многие из них специализируются на коммуникации в медицине. Естественно, им полезно знать, как происходит взаимодействие между доктором и пациентом, какие существуют модели общения, какие проблемы есть в этой области, как их решают. Я надеюсь, что специалисты по научной коммуникации найдут прикладные точки применения этих знаний, например, в информировании врачей и пациентов, в разработке образовательных программ и привлечении внимания к этому вопросу.
Их обучение отличается от программы для врачей?
Да, но в первую очередь отсутствием практики с пациентами. Мы рассматриваем примеры хороших и плохих консультаций, учимся определять, почему один диалог более удачный, чем другой. Целый блок в программе посвящен обучению врачей навыкам общения. Для коммуникатора важно понять, какой стиль изложения приемлем для пациента: иначе как просвещать, не умея говорить с аудиторией на одном языке? Мы обсудим разные этапы консультации, типичные ошибки, алгоритмы эффективного поведения, речевые конструкции, правила употребления данных в беседе с пациентом, а также как собирать информацию у больных, как доносить до них новости, хорошие и плохие, как выходить из конфликтов и, в целом, как избежать острых углов в диалоге. Надеюсь, что в будущем это станет для них серьезным подспорьем в профессиональной деятельности.