Партнерами мероприятия выступили Таллинский университет и компания UsabilityLab, а генеральным спонсором стала компания EPAM.
Три дня с гуру юзабилити
Главным новшеством этого года стал не только переход в онлайн, но и расширение программы конференции до трех дней — благодаря компании UsabilityLab и, в частности, Дмитрию Сатину, основателю и управляющему партнеру компании.
«В прошлом году на пятой конференции WUD@ITMO Дмитрий Сатин закрывал мероприятие большим интересным митапом. В этот раз он предложил нам партнерство и предоставил свою платформу для проведения конференций, — рассказывает Артем Смолин, директор Центра юзабилити и смешанной реальности факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО и один из организаторов WUD@ITMO. — Он же решил организовать два дополнительных дня — поскольку UsabilityLab является одной из ведущих компаний в сфере юзабилити в России, вокруг нее сформировалось мощное профессиональное сообщество и партнерство с крупными корпорациями, например, с Альфа-банком».
Первый день конференции — WUD@USABILITYLAB — был полностью посвящен обсуждению специфики работы UX-специалистов. Своим опытом поделились эксперты крупнейших российских компаний: Сбер, Mail.ru Group, Emerging Travel Group, JetBrains и Тинькофф Банк, а также сотрудники самой UsabilityLab.
Второй день, с самыми звездными спикерами, прошел при поддержке Альфа-банка. Наконец, финальная часть конференции состоялась на базе Университета ИТМО — основными спикерами выступили сотрудники и студенты вуза. В частности, они рассказали о проекте редизайна интернет-сервисов университета и проекте цифрового ассистента для студентов «Аватар ИТМО».
Интерфейсы для повышения качества жизни
Специальным гостем стал Якоб Нильсен — один из самых известных специалистов по юзабилити в мире, основатель Nielsen Norman Group. Он рассказал об истории появления сферы UX-дизайн и поделился своим видением будущего ― что ждать от грядущих социальных изменений, к чему приведет рост числа пожилых людей как в целом, так и среди пользователей интерфейсов, на что повлияет рост уровня качества жизни и благосостояния людей в мире. По словам эксперта, в ответ на эти изменения потребность людей в удобных интерфейсах вырастет на порядок.
Социальная тема в принципе доминировала в выступлениях спикеров. Многие из них подчеркнули, насколько важно не просто делать красивые и удобные приложения, но и использовать технологии для повышения качества жизни всех людей — в том числе больных, пожилых и людей с ограниченными возможностями. А иногда и спасать жизни — как это показал Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса Beeline. Он привел примеры использования дронов в спасательных операциях «Лиза Алерт» и программ машинного обучения для автоматического анализа полученных с дрона снимков, разрабатываемых в Beeline.
Непосредственно на WUD@ITMO говорили о том, как ИИ в технологиях «Умного дома» может помогать в уходе за пожилыми людьми в удаленном режиме — о разработке рассказала Анастасия Капитонова из People Power Company, — а также о том, как Microsoft и Apple адаптируют свои интерфейсы под людей с нарушениями зрения, слуха и двигательной активности. О последнем подробно рассказала Валерия Курмак, эксперт по инклюзивному дизайну и глава UX-отдела в дизайн-агентстве AIC.
«Если еще в 80-х годах ВОЗ определяла понятие “disability” как ограниченные возможности конкретного человека, то сегодня это слово стало использоваться для описания ограничений среды, в которой этот человек живет. То есть это нестыковки между самой средой и тем, как человек с ней взаимодействует. И здесь мы говорим и про цифровую среду, и про физическую, и про сами способы коммуникации, ― говорит она. ― Например, можно говорить о ситуативном ограничении (ребенок на руках), временном ограничении (сломанная рука) и постоянном ограничении (отсутствие руки). Важно понимать, что проектируя сервисы мы сами создаем то самое “disability” во взаимодействии с пользователем. И роль дизайнера, проектировщика и исследователя становится крайне важной».
Почему вы не хотите общаться с роботом
Главную тему года — искусственный интеллект — обсудили Артем Смолин, Дмитрий Сатин и Александр Волосюк, преподаватель ЛЭТИ. Артем Смолин поднял тему отображения искусственного интеллекта и связанной с ним проблематики в научной фантастике — от рассказа Джанни Родари «Робот, который захотел спать» до культового романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Оба эти произведения написаны в 1967-1968 годах, но и спустя 50 лет нам так и не удалось ни создать достаточно сильный ИИ, ни решить этические и моральные дилеммы, связанные с ним.
Александр Волосюк провел краткий экскурс по истории и теории взаимодействия человека и робота, рассказал об основных концепциях ключевых экспертов по этой теме. Более подробно он рассказал о тех проблемах, которые решают специалисты по ИИ в настоящее время и о рисках, которые связаны с разработкой технологий, например, беспилотных автомобилей.
Дмитрий Сатин поднял проблему чат-ботов и голосовых помощников: почему люди не готовы взаимодействовать с ними на равных и выстраивать полноценные отношения.
В качестве примера он привел операционную систему из фильма Спайка Джонза «Она», которая была настолько реалистичной, что быстро стала объектом любви своего хозяина. По мнению Дмитрия Сатина, проблема в том, что голосовым помощникам не дают возможность флиртовать со своим пользователем, не прописывают функцию запоминания имени хозяина и тем предыдущих разговоров. Из-за этого ИИ кажется недостаточно эмпатичным, а значит к нему не возникает привязанности. Но будущее, по мнению Дмитрия, именно за теми ИИ, которые умеют имитировать человеческое общение.
«Странный феномен: голосовые помощники и станции есть, производятся новые — их часто покупают для пожилых людей, которым трудно разобраться в гаджетах, тач-интерфейсах, которым трудно нажимать на кнопки. И кажется, что они должны были восполнить большой провал, цифровой разрыв. Но что-то идет не так, мы используем голосовое управление только для активации навигатора в машине, а все купленные на энтузиазме станции пылятся у нас на полках. Мы ожидали от этих устройств гораздо большего. Фундаментальная проблема в том, что они не инициируют общение, не спрашивают, как прошел наш день и как мы себя чувствуем. Они даже не могут запомнить наше имя. Тем самым они разрушают магию контакта. Нам всем, как разработчикам диалоговых интерфейсов, нужно обратиться к социальной психологии общения. Потому что люди любят рассказывать о себе, а не только заказывать такси и еду на дом. Нам нужен кто-то, с кем можно поговорить», ― говорит он.
Итоги
Как отмечают организаторы, у них получилось создать самое массовое UX-событие в этом году — всего на него зарегистрировалось более 2700 человек.
«Мы переживали, что в формате онлайн что-то пойдет не так, но у нас все получилось, была интересная программа, хорошие вопросы и положительные отзывы. Мы продолжаем активно работать в этой области как в Университете ИТМО, делая междисциплинарные проекты и помогая коллегам, так и вне его, работая с различными частными компаниями. В частности, мы уже подали Power Pitch доклад “Без UX и HCI вам не светит KPI” на грядущую конференцию ITMO OPEN SCIENCE — хотим продемонстрировать коллегам всю важность и необходимость качественного проектирования интерфейсов для любых систем, будь то робототехника, фотоника или киберфизические системы», ― комментирует Артем Смолин.
Записи всех дней конференции и выступления отдельных спикеров доступны на канале в Youtube.