Неклассический наблюдательный совет
Наблюдательный совет — один из главных органов управления ИТМО, члены которого занимаются широким спектром задач, в частности вносят вклад в содержание и утверждают, как саму программу развития, так и ее результаты, вносят изменения в устав и планируют финансово-хозяйственную деятельность университета. Чтобы принимать эффективные решения, важно найти и объединить в команду топовых представителей власти и разных сфер бизнеса. И ИТМО это удалось.
В конце 2022 года в ИТМО обновился состав наблюдательного совета. Больше половины совета заняли представители бизнеса, и уже на первом заседании стало понятно — новые люди здесь не для того, чтобы просто наблюдать, они хотят активно участвовать в развитии университета. Новый наблюдательный совет ИТМО теперь больше напоминает совет директоров крупной корпорации, чем наблюдательный орган университета. К совету присоединились такие крупные бизнес-игроки как директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов, создатель «Нетологии» Максим Спиридонов, гендиректор группы компаний «Самолет» Антон Елистратов, независимый член совета директоров компании «Хэдхантер» Ольга Филатова.
Также новыми членами совета стали представители Министерства науки и высшего образования РФ: заместитель министра Дарья Кирьянова и директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Олег Чурилов. Среди других членов совета — старший вице-президент ПАО «Сбербанк России» Андрей Белевцев и глава Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Федорова.
Помимо постоянных членов совета в первом заседании в качестве внешних экспертов приняли участие советник по корпоративному развитию «Яндекса» (и бывший вице-премьер) Алексей Кудрин, ректор корпоративного университета «Газпром нефти» Илья Дементьев (он временно заменял постоянного члена наблюдательного совета, председателя правления «Газпром нефти» Александра Дюкова). Руководил встречей председатель набсовета, председатель правления РОСНАНО, глава правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ Сергей Куликов.
Как отметила заместитель министра науки и высшего образования России Дарья Кирьянова, объединение специалистов из разных сфер в составе наблюдательного совета позволит улучшить существующие в университете процессы. А в дальнейшем эти практики можно тиражировать на другие российские учебные заведения:
«В ИТМО уникальная ситуация, когда университетом управляет экспертное сообщество, в котором есть влиятельные голоса. У вас есть рабочие практики, и нужно их зафиксировать. Чтобы другие университеты, особенно те, кто выполняет какие-либо технологические задачи для страны, тоже могли воспользоваться этими практиками и привлечь бизнес к своим внутриструктурным изменениям и вместе обсуждать хозяйственную деятельность и образовательные программы».
Поиск новых моделей работы с индустрией
В середине прошлого года ИТМО объявил о переходе к новой модели ― научно-образовательной корпорации. Она предполагает разработку новых образовательных программ и форматов в более тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами. А также более активное развитие бизнес-сотрудничества и создание совместных продуктов вместе с топовыми компаниями страны.
Уже сейчас вместе с «Татнефтью» и Альметьевским государственным нефтяным институтом ИТМО реализует магистратуру «Искусственный интеллект в биотехнологических системах», а со «Сбербанк-Телекомом», компанией «Хуавей» и «Газпром нефтью» разрабатывает IT-решения в исследовательском центре «Сильный искусственный интеллект в промышленности». Также вместе с «Газпром нефтью» ИТМО создает в Петербурге инновационный индустриальный центр, где займутся разработкой сенсоров, роботов, систем управления беспилотниками, вычислительных систем и других цифровых решений для нефтегазовой отрасли.
В 2010 году ИТМО тратил в среднем 250 тыс. рублей на подготовку одного студента, а к 2022 году увеличил эту сумму практически в три раза — до 740 тыс. рублей. Но и это не предел. К 2030 году петербургский университет планирует тратить на подготовку каждого студента более миллиона рублей.
Также ИТМО занимает второе место по объему доходов от НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на одного НПР (научно-педагогического работника). Если в 2010 году средний показатель составлял 690 тыс. рублей на одного НПР, то в 2022 — уже более пяти миллионов рублей. К 2030 году эту цифру планируют увеличить до 8,5 миллионов рублей.
Чтобы выращивать новых ученых и привлекать их к фундаментальным и прикладным исследованиям, нужно мотивировать студентов бакалавриата продолжать обучение. И с этим ИТМО успешно справляется. За 12 лет университет увеличил прием в магистратуру в 4,5 раза (с 673 до 3182 человек), а к 2030 году собирается набрать 4000 таких студентов.
Как сообщила руководитель Программы развития, первый проректор ИТМО Дарья Козлова, цель ИТМО — к 2030 году увеличить бюджет университета до 20 млрд рублей. При этом 60% от этой суммы должно приходить из бизнеса. Именно для этого необходимо искать новые модели работы ИТМО с индустрией.
По мнению Дарьи Козловой, чтобы университет смог укрепить и расширить сотрудничество с индустрией, сейчас критически важно понять, какие модели для этого будут более эффективны. Традиционно, если компаниям нужно разработать продукт или сервис по уже готовому техническому заданию, они обращаются в университет за экспертизой. И в этом случае речь идет не о сотворчестве и совместном проектировании продукта с нуля, а о типовой задаче и работе по модели «заказчик-исполнитель».
Другой путь коллаборации с бизнесом — модель «партнер-партнер», в которой университет и индустрия находятся в равных позициях, вместе ставят исследовательские задачи и создают новые продукты и технологии. Такой подход позволяет более эффективно отвечать на запросы бизнеса в долгосрочной перспективе, решать не сиюминутные задачи, а разрабатывать «решения будущего» и совершенно на новом уровне наращивать экспертизу сотрудников ИТМО.
«У нас нет задачи привлечь много проектов и загрузить их внутрь ИТМО. Мы строим корпорацию и считаем, что система, которая позволит нам динамично развиваться, — это создание новых юридических лиц за границами университета, но с его участием. Это система сателлитов, которая будет поддерживать развитие университета, в которой будут работать наши студенты и аспиранты и представители индустрии. Мы готовы строить открытую систему малых и средних предприятий вокруг ИТМО. И от этого частично зависит переход от университета к научно-образовательной корпорации», — рассказала Дарья Козлова.
Такой путь — это в том числе продолжение политики ИТМО как открытой организации. Не держать все проекты внутри университета, а давать им двигаться дальше и свободно развиваться в новых форматах.
Интересный подход к сотрудничеству бизнеса и университета озвучила независимый член совета директоров компании «Хэдхантер» Ольга Филатова. Она предложила алгоритм взаимодействий, который участники дискуссии определили как business to science tinder — Tinder (популярное приложение для знакомств) для бизнеса и ученых.
«Сперва нужно "смэтчить", синхронизироваться по языку — как и когда в бизнес-компании происходят инновационные процессы и обсуждаются стратегии бюджета, какие стадии они проходят. Затем нужно объединить экспертную сеть компании и университета с помощью IT-технологий. Так мы поймем, кто за какие процессы отвечает, к кому можно обратиться с вопросами и начнем дружить по поводу и без него. Третий элемент — договориться о правилах вовлечения экспертов ИТМО в бизнес-процесс создания инновации. Это поможет напитываться идеями, создавать ценностные дискуссии и избегать ошибок. Последнее — удобно упаковать этот подход с точки зрения занятости, например в виде стажерских проектов или договоров гражданско-правового характера», — сказала она.
Ректор корпоративного университета «Газпром нефть» Илья Дементьев в свою очередь считает, что концентрироваться только на моделях «заказчик-исполнитель» или «партнер-партнер» не стоит. Опыт взаимодействия компании с разными университетами показывает, что работа как по модели «партнер-партнер», так и по модели «заказчик-исполнитель» подходит не всем организациям. Поэтому необходимо сочетать разные подходы и искать именно те, что подойдут в каждой конкретной ситуации.
«ИТМО хорош тем, что здесь можно проводить быстрые и простые эксперименты, учиться на ошибках и переходить в другую модель. Мне кажется, что во взаимоотношениях с бизнесом сегодня ключевой вектор должен быть разным: нужно подстраиваться под другие механизмы как крупных, так и небольших компаний», — объяснил он.
Например, чтобы находить точки соприкосновения с крупным бизнесом, надо создавать продукты в направлениях, которые не считаются основными для конкретной компании, но могут быть ей очень полезными. Еще один способ — обыграть индустрию по времени. Это значит, что когда у аудитории только появляется какая-либо потребность, вы уже готовы быстро разработать и предложить готовый продукт, который закроет эту боль.
«Есть много разных форм для таких продуктов, но одна из идеальных — это open source. Если вы сделаете решение, которым могут пользоваться все на рынке, большие компании, которым нужна какая-либо кастомизация продукта, будут с удовольствием покупать дополнительные услуги разработки и внедрения. Это создаст очень важное преимущество», — дополнил директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов.
Один из примеров такого open source продукта — нашумевший чат-бот ChatGPT, который осенью прошлого года запустила OpenAI. Он умеет общаться, писать тексты за человека и даже сдавать экзамены. А началась история продукта в 2019 году, когда Microsoft впервые инвестировала в OpenAI $1 млрд. Затем на основе другого open source алгоритма для сжатия аудиоданных и подходов, описанных в открытых публикациях, Microsoft выпустила собственный open source продукт — VALL-E. Это модель искусственного интеллекта, которая на основе 3-секундного аудиообразца голоса человека может синтезировать речь и озвучить с ее помощью текст.
«Несмотря на то, что в мире крупнейшие гиганты конкурируют друг с другом во многих областях, они все равно коллаборируют, например используют open source продукты друг друга и информацию из научных конференций. Так они создают принципиально значимые инновации уже через 2–3 месяца. Мне кажется, это то, чему надо учиться», — поддержал идею старший вице-президент Сбера Андрей Белевцев.
Но какую бы форму сотрудничества с индустрией ни выбрал ИТМО, также необходимо продумать, как измерять эффективность совместной работы. Представитель Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов предположил, что одним из таких показателей может быть количество юридических лиц, созданных университетом вместе с индустриальными партнерами, и объем инвестиций, которые вкладываются в разработку продуктов с обеих сторон. Общий бизнес показывает, что университет готов сотрудничать не разово в рамках одной задачи, а на более долгий срок и развивать стратегические проекты.
По итогам обсуждений члены совета пришли к выводу, что эксперты университета должны сконцентрироваться на продуктовом подходе при разработке проектов совместно с индустриальными партнерами, а также продолжить проработку различных моделей сотрудничества с бизнесом. Параллельно, должен быть прописан понятный маршрут входа бизнеса в ИТМО. Некий гайд, с чего начать новым компаниям сотрудничество с ИТМО, если они захотят привлечь экспертов университета к решению своих задач или создать коллаборацию для совместных проектов.
Редакция новостного портала