«Турнир двух столиц» состоялся во второй раз, в прошлом сезоне финал проходил в Москве. Состязания делятся на несколько этапов. В ходе первого команды предварительно фильтруются по заявкам, затем в ходе отборочных туров в двух городах выявляются лучшие команды – по 20 команд от каждого региона. Они объединяются в сборные двух столиц и соревнуются в финале.
В турнире школьники двух возрастных групп, до 14 лет и до 18 лет, соревнуются в четырех дисциплинах: младшие участвуют в «Царе горы» и «Мостах», а старшие – в «Гонках» и «Качелях». Первая категория – это, по сути, битва роботов-сумоистов, которые должны вытолкнуть друг друга с небольшого возвышения. В категории «Мосты» робот сначала возводит дамбу путем перемещения губок, а затем едет по проложенным другим роботом мостам. Третье состязание – это гоночные соревнования, в которых устройства ориентируются по линии с помощью датчиков. В «Качелях» также участвуют два робота: один должен забраться по качелям наверх и взять оттуда цилиндрический груз, пока его напарник удерживает качели под уклоном своим весом. При этом роботы должны работать автономно, то есть без какой-либо помощи своих создателей.
В финале команды также соревнуются между собой в четырех категориях, однако на второй день сборные двух городов испытывают своих роботов в пятом задании, суть которого раскрывается только накануне. В этом году задание называлось «Пятый элемент», а команды должны были с помощью своих роботов «спасти мир». Задание собрали из всех четырех дисциплин. Робот должен был двигаться по линии, чтобы получить на мостах «пятый элемент», представленный в виде губки, и довезти его до установленной точки. Преодолевать путь ему помогали аппараты с других состязаний: робот из «Царя горы» должен был забраться на гору и столкнуть банку, робот из «Качелей» – удерживать качель в нужном положении, а пара роботов из «Мостов» – найти «пятый элемент» и передать его роботу-гонщику. Одновременно с этим «вселенское зло» воплощалось в роботе, который медленно двигался по прямой к той же самой точке. Если команда не полностью выполняла задание, робот «вселенского зла» двигался немного быстрее, и если бы он добрался до финиша быстрее соревнующегося робота, то зло бы победило.
«Но ни одна из команд не позволила этому случиться. Все участники соблюдали регламент, а если и делали ошибки, то только от волнения, а не потому, что хотели схитрить. Поэтому мы шли им навстречу, потому что для нас главное, чтобы дети получили удовольствие и радость от соревнований. В этом году на пятом задании судейство было необычным: московские судьи оценивали петербургскую команду, а петербургские – московских школьников», – прокомментировала ведущий судья, аспирант и сотрудник кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО Нина Вундер.
ITMO.NEWS спросил у тренеров команд из Москвы и Санкт-Петербурга, как они готовили участников к выступлениям на турнире и в чем значимость соревнования для начинающих робототехников.
В Москве сейчас идет большая работа по формированию городской сборной школьников для различных соревнований по робототехнике, которую проводит Центр педагогического мастерства, сообщила член методической группы «Турнира двух столиц», тренер, учитель школы №2086 Москвы Лидия Кобцева. Так, перед отборочным туром и финалом турнира участников готовили на специальных трехдневных курсах, где они проверяли своих роботов на полигонах, писали для них программы, получали рекомендации от тренеров, общались с другими участниками сборной. Также одна из целей проведения курсов заключалась в том, чтобы «обкатать» регламент турнира.
«Сейчас в Москве формируются сильные команды ребят для выступлений на соревнованиях по робототехнике. И эта возможность доступна абсолютно всем, ведь регистрация на различные соревнования типа “Турнира двух столиц” свободная. Школьники, участвуя в таких конкурсах, учатся добиваться результатов, решать задачи путем многократного повторения, тренировок, то есть они учатся ставить перед собой цели и достигать их. А также демонстрировать свои навыки, сравнивать их с навыками других ребят. Мы проводим эту работу со школьниками не ради медалей, а именно ради этого пути, который преодолевают ребята.
Для многих робототехника – это будущая профессия, школьники затем поступают на инженерные специальности. Поэтому и родители, если видят заинтересованность в ребенке, поддерживают их, точно так же, как директора школ, когда необходимо отпускать участников соревнований на подготовительные курсы или сами конкурсы. Ведь занятия робототехникой и участие в соревнованиях – это то же самое, что и занятия музыкой, спортом, где ребята тоже участвуют в конкурсах, выезжают на турниры», – прокомментировала Лидия Кобцева.
Она добавила, что участие в соревнованиях также идет на пользу тренерам начинающих робототехников, потому что они могут обмениваться опытом, видят, как работают и занимаются другие школьники. В Центре педагогического мастерства для тренеров также проводятся семинары, на которых они могут ознакомиться с расписанием всех значимых соревнований по робототехнике, чтобы планировать подготовку своих подопечных. По словам Лидии Кобцевой, нет ни одного месяца, в котором бы московские школьники-робототехники не участвовали бы в каком-нибудь конкурсе.
В Санкт-Петербурге основной заслугой конкурса можно назвать то, что турнир вышел за границы города, и в нем стали активно участвовать команды из Ленинградской области. Так, треть участников сборной Северной столицы – это жители соседнего региона. Например, после первого «Турнира двух столиц» в Лужском центре дополнительного образования «Компьютерный центр» в три раза увеличилось количество желающих заниматься робототехникой, сообщил педагог центра, тренер команды «Лужский рубеж» Алексей Чистяков. В прошлом году его подопечные выиграли отборочный тур конкурса в категории «Царь горы», участвовали в финале в Москве. Новость об этом разлетелась быстро, что и стало, вероятно, причиной неожиданно возросшего интереса школьников Луги к робототехнике.
По его словам, ребята с интересом участвуют в «Турнире двух столиц», несмотря на то, что он сложнее, чем другие аналогичные конкурсы, например, тот же «Робофинист». Задания «Царь горы» и «Гонки» более сложные, а аналоги «Мостам» и «Качелям» вообще найти трудно. Так, в «Царе горы» на «Турнире двух столиц» надо не только найти противника, а еще заехать в гору и вытолкать его там. В «Гонках» роботам приходится добавлять элементы для реакции на препятствия и соперника, а также писать программы для расчета поворотов и разворотов.
«Задача турнира, на мой взгляд, это не столько победа, сколько развитие самих детей. Здесь как на экзаменах, когда за время подготовки узнаешь больше, чем за все время обучения. Ребята во время подготовки к соревнованиям, во время отборочных и финала узнают и запоминают больше, чем когда-либо. Выявить талантливых ребят и дать им этот качественный скачок – это и есть смысл турнира. Кроме того, для школьников участие в таком крупном соревновании – это возможность пообщаться с другими робототехниками, они здесь все на одной волне, и в этом для детей самый большой драйв. Также такие турниры способствуют развитию робототехники среди школьников и их родителей в целом. Например, на соревнования из Луги приехали родители двух моих учеников, чтобы просто посмотреть, чем их дети занимаются. И они были в полном восторге. Они расскажут своим друзьям, те – своим и так далее», – сказал Алексей Чистяков.
Он добавил, что для подготовки к соревнованиям он с учениками сам сконструировал полигоны для «Царя горы» и «Мостов» из кусков винила, черной изоленты и столов. Ознакомиться с техническими параметрами полигонов можно на сайте «Турнира двух столиц». Алексей Чистяков подчеркнул, что в развитии способностей у детей большую роль играет заинтересованность самого тренера. Если у тренера есть интерес, то он сможет зажечь им детей.
Кроме медалей в командном зачете и кубка сборной, были также вручены призы в спецноминациях. Алгоритм присуждения этих наград оргкомитетом не раскрывается, но, возможно, ответ кроется в названиях номинаций: «Достойный противник» в «Мостах», «Первая космическая» в «Гонках», «Кто проживает на дне океана?» в «Качелях» и «Это фиаско, братан» в категории «Царь Горы».
Результаты командного зачета:
Состязание «Мосты»
- Комета (школа №1573, школа №29, г. Химки, МО):
- Лев Азманов;
- Егор Свирид;
- тренер Юлия Шевченко.
- ЯрД (школа №1518, г. Москва):
- Дарья Михайлова;
- Ярослав Михайленко;
- тренер Ольга Антонова.
- МосМост (Студия спортивной робототехники при школе №1101, г. Москва):
- Александр Кадров;
- Андрей Пилипенко;
- тренер Михаил Глухов.
Состязание «Качели»
1. Osmo (школа №444, школа №1329, г .Москва):
- Михаил Пашедко;
- Игорь Шкабаро;
- тренер Наталья Шкабаро.
2. Горящий гусь (лицей №1547, г. Москва):
- Дмитрий Хард;
- Александр Колесников;
- тренер Елена Афанасьева.
3. Dope90 (ЦДЮТТ Колпинского района, г. Санкт-Петербург):
- Дмитрий Головнев;
- Павел Прокопьев;
- тренер Андрей Логинов.
Состязание «Гонки»
1. 2 часа по МЦК (гимназия №16, г. Химки, МО):
- Егор Кологерманский;
- Павел Бондарев;
- тренер Юлия Шевченко.
2. Валерочка (ЦДЮТТ Колпинского района, г. Санкт-Петербург)
- Валерий Повеликин;
- Валерий Хлюстин;
- тренер Андрей Логинов.
3. Вакуоль (ДДЮТ Выборгского района, Санкт-Петербург):
- Алексей Орехов;
- Александр Поляков;
- тренер Михаил Квартин;
- помощник тренера Владимир Поляков.
Состязание «Царь горы»
1. 1540_KookOUT (школа №1518, школа №1540, г.Москва):
- Дмитрий Мельник;
- Ангелина Холопова;
- тренер Михаил Диченко.
2. E2E4 (Межшкольный учебный комбинат, г. Кириши, ЛО):
- Артем Гончаров;
- Андрей Панов;
- тренер Сергей Щеколдин.
3. Robotronix-1 (школа № 2070, г. Москва):
- Артем Киселев;
- Никита Васин;
- тренер Александр Липатов.
Спецноминации:
«Достойный противник» — команда «Алёша и Антоша» (ЦДЮТТ Колпинского района, г. Санкт-Петербург):
- Антон Кузнецов;
- тренер Андрей Логинов.
«Кто проживает на дне океана?» — команда «Поляк» (ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург):
- Алексей Шелягов;
- тренер Евгений Сементинов.
«Первая космическая» — команда «I have no idea» (школа №179, школа №1828, г. Москва):
- Ольга Козлова;
- Сергей Чуприков;
- тренер Сергей Мустафин.
«Это фиаско, братан» — команда «Полигон» (школа «ШИК 16», АНО Детский центр робототехники и инженерии «Полигон», г. Москва):
- Илья Мазаев;
- Семён Трафняк;
- тренер Лев Трафняк.
Победителем второго «Турнира двух столиц» стала сборная школьников из Москвы, так что на этот раз кубок соревнований снова сменил «место жительства».