Олимпиада проводится в несколько этапов в течение учебного года. Зарегистрироваться на нее могут школьники со всей России и других стран. Сначала они проходят два отборочных тура, в которых в этом году участвовало более 19 тысяч человек.  Ребята, которые в сумме набирают больше всего баллов за оба отборочных этапа, проходят в финал. Особенность заданий в том, что участники решают задачи в виде виртуальной лабораторной работы, то есть им дается какой-либо эксперимент или физическая система, а ребята должны провести математические расчеты и сделать модель работы системы.

В мире не существует аналогов подобной технологии проведения олимпиад по физике, подчеркнул Вадим Монахов, организатор из Санкт-Петербургского государственного университета, председатель методической комиссии олимпиады, которая составляет конкурсные задачи. Также характерная черта состязания в том, что участникам дается несколько попыток на решение задачи: если они отправляют неверное решение, им сразу же приходит ответ с указанием ошибок, которые они могут исправить и отправить результаты на проверку повторно.

«Для того, чтобы успешно справиться с олимпиадой, требуются, конечно, способности в физике. Во-вторых, здесь не обойтись без работоспособности. Но самое главное – это умение исправлять свои ошибки. Потому что даже наши победители далеко не всегда могут с первой попытки решить все задачи. Эта способность оценивать результаты своей работы, находить в ней ошибки и исправлять их – это уже аналитическое мышление, способность, необходимая научному сотруднику. Наша олимпиада как раз помогает школьникам воспитывать в себе такие качества, необходимые для обучения в вузе», – прокомментировал Вадим Монахов.

Он добавил, что задания олимпиады намеренно составляются так, чтобы присутствовала неопределенность в выборе инструментов для их решения. То есть у задачи не существует четкого и однозначного решения, что также побуждает школьников проявлять творческие и аналитические способности. Иными словами, задачи состязания выходят за рамки школьной программы, подчеркнул организатор олимпиады.

И это играет важную роль. Ведь для такого высокого уровня образования, которое дается в ведущих технических вузах, в том числе в Университете ИТМО, от абитуриентов требуют гораздо более обширные знания по физике, чем можно получить только в рамках школьной программы, отметил Роман Полозков, заведующий кафедрой физики Университета ИТМО, организатор олимпиады со стороны вуза. Подобные олимпиады стимулируют ребят углублять и расширять свои знания, что поможет им потом справиться с объемами и сложностью задач, которые им придется решать, учась в университете. Физико-технический факультет Университета ИТМО выделил особые призы для лучших призеров олимпиады: три именных стипендии, которые школьники получат, если поступят на факультет.

Награждение победителей Интернет-олимпиады школьников по физике
Награждение победителей Интернет-олимпиады школьников по физике

«Однако здесь также следует понимать, что, хоть участие в олимпиаде действительно серьезно тренирует будущего профессионального физика, главное это не зацикливаться на умении решать только специальные типы задач, подготовленные для олимпиад. Здесь можно сделать такое сравнение: есть спортсмены, которые могут выложиться на все 100%, но только на узкоспециализированных упражнениях и в очень короткий период времени, но если они сделают шаг влево или вправо, то тут же окажутся в тупике; а есть отличные специалисты, которые, возможно, не ставят непобедимых рекордов, но которые могут плодотворно и творчески работать на протяжении долгого времени и над разнообразными задачами. То же самое и в физике. Поэтому зачастую при работе в таких условиях лучше себя проявляют не абсолютные чемпионы олимпиад, а “крепкие” ребята, которые прошли подобные испытания с хорошими достойными результатами», – сказал Роман Полозков.

Конкуренция в этом году среди участников Интернет-олимпиады была довольно высокая: порой первое и второе места разделяли между собой сотые доли баллов. Поэтому участие в олимпиаде – это возможность проверить свои навыки, сравнить себя с другими школьниками, понять, насколько твои знания соответствуют тому, чего ждут от абитуриентов. И конечно, никто не отменяет льгот при поступлении в университеты. Кроме того, победители и призеры этой олимпиады, которые поступят в Университет ИТМО, получат «Серебряный студенческий билет», который гарантирует получение стипендии в 10 тысяч рублей и общежитие в центре города. ITMO.NEWS расспросил призеров Интернет-олимпиады по физике о том, было ли состязание сложным для них, почему они любят физику и что планируют делать в будущем. 

Александр Хрущев, физико-математический лицей №239, дипломант первой степени в 11 классе, получатель именной стипендии физико-технического факультета Университета ИТМО

Александр Хрущев
Александр Хрущев

Я участвовал в Интернет-олимпиаде без какой-либо конкретной цели, просто ради интереса. Задания были не очень сложные, то есть не было чего-то, что было нереально решить, просто требовалось распределить время, чтобы решить задачи максимально эффективно. Я планировал поступать в Политехнический университет Петра Великого, но, может быть, подам документы и в Университет ИТМО. Мне интересно будет заниматься живыми физическими системами, то есть биоинтерфейсами, нейросистемами. Хотелось бы найти себя в такой сфере, где можно будет заниматься наукой, но в то же время разрабатывать какие-либо практические устройства, приборы, то есть совмещать теорию и практическую работу. Возможно, такое можно найти в каких-нибудь инновационных лабораториях на производствах.

Агата Гречко, физико-математический лицей №366, дипломант третьей степени в 11 классе

Я заинтересовалась физикой в шестом классе, после просмотра некоторых фильмов. Когда дисциплина началась в седьмом классе, я поняла, что мне это нравится, потому что в физике математика приобретает какой-то смысл, с помощью физики можно объяснить различные явления, почему происходит так, а не иначе. Особенность Интернет-олимпиады по физике заключалась в том, что в ней было много лабораторных работ, и многих ребят это подкосило, я думаю. Для меня там была очень сложная задача по оптике. В различных олимпиадах я участвовала с восьмого класса, но занять какое-либо достойное место удалось только сейчас, что в принципе очень вовремя, так как я в 11 классе. Поступать думаю в Санкт-Петербургский государственный университет, пока точно не знаю, какой именно областью в физике буду заниматься. Но вижу себя скорее физиком-теоретиком, так как там много сложных задач. Кроме того, именно теория объясняет мир, в ней много различных направлений.

Владимир Малиновский, лицей «Физико-техническая школа», дипломант первой степени в 10 и 11 классах (дважды дипломант)

Владимир Малиновский
Владимир Малиновский

Я начал заниматься физикой еще в третьем классе, так как со мной занималась мама. Когда мы переехали в Санкт-Петербург, я поступил в лицей №239. К олимпиаде я особо не готовился, потому что к ней в принципе невозможно подготовиться: нужно просто понимать, как работают те или иные физические процессы, чтобы справиться с заданиями. Ведь задания каждый год разные. Я планирую поступать в Московский физико-технический институт, но пока не знаю, чем конкретно буду заниматься в будущем, скорее всего, уйду в науку.

Даниил Меньков, гимназия №116, дипломант третьей степени в 11 классе

Даниил Меньков
Даниил Меньков

В восьмом классе я год ходил на кружок по подготовке к олимпиадам по физике, но к Интернет-олимпиаде особо не готовился, то есть мне хватило моих школьных знаний. Больше всего в физике мне нравится механика, потому что там все работает по логичным и однозначным законам. Но при этом мне хотелось бы в будущем работать в области оптики, то есть, возможно, конструировать оптическое оборудование. Поэтому пока думаю поступать в Университет ИТМО. Во время обучения хочу пройти какие-либо стажировки на предприятиях, так как меня больше тянет работать в индустрию.

Следить за новостями олимпиады, узнать, когда начнется регистрация на состязание будущего учебного года, посмотреть задачи прошлых лет и прочитать рекомендации по подготовке от тренеров можно на сайте.

Перейти к содержанию