«Зеленая экономика»: ключевые направления

Идея зеленой экономики в качестве программы ООН по окружающей среде была принята еще в 2008 году. В самом простом понимании «зеленая» экономика — это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества, говорится в докладе UNEP (Программа ООН по окружающей среде).

Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «зеленые» технологии охватывают следующие сферы:

  • общее экологическое управление (управление отходами, борьба с загрязнением воды, воздуха, восстановление земель и пр.);
  • производство энергии из возобновляемых источников (солнечная энергия, биотопливо и пр.);
  • смягчение последствий изменения климата;
  • снижение вредных выбросов в атмосферу;
  • повышение эффективности использования топлива, а также энергоэффективности в зданиях и осветительных приборах.

Глобальными трендами в мировой «зеленой» экономике, в частности, являются повышение энергоэффективности и внедрение возобновляемых источников энергии. Одним из мировых лидеров в этой сфере является Южная Корея. Однако крупнейшие страны мира продолжают наращивать количество инвестиций в «зеленые технологии». Например, еще четыре года назад инвестиции в возобновляемую энергетику в мире составили $270,2 млрд, увеличившись за предыдущее десятилетие в шесть раз. Наибольшая доля инвестиций приходится на Китай (31%), Европу (21%) и США (14%).

«Зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства эко-поселений, а также систем утилизации разработаны практически во всех странах Евросоюза. В ЕС введен стандарт на автомобильные выхлопы Евро-6 (В России с 1 июля 2016 года пока действует стандарт Евро-5, но несколько компаний уже наладили выпуск бензина следующего стандарта). А Великобритания, например, приняла экономику «зеленых» технологий в качестве стратегии своего национального развития и ранее уже обнародовала свои «зеленые» проекты, нацеленные на создание 100 тыс. новых рабочих мест.

Образование в рамках зеленой экономики

За рубежом накоплен значительный опыт в реализации образовательных программ в рамках «зеленой экономики» и устойчивого развития. Например, в Финляндии реализуется программа Boreal Green Bioeconomy. Эта страна уже несколько лет играет важную роль в развитии биоэкономики, потому что имеет как необходимые природные, так и человеческие ресурсы, считают эксперты. В целом, в Европе проводится большое количество научных конференций и образовательных мероприятий, связанных с этой тематикой. О некоторых из них можно прочитать на сайте Еврокомиссии.

«В настоящее время одной из важнейших задач в развитии всех стран мира является проблема рационального использования топливно-энергетической системы и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Именно поэтому сегодня очень актуально создание, внедрение и эксплуатация энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в различных производствах (например, неорганических веществ, полимерных материалов, продуктов переработки нефти и твердого топлива, микробиологического синтеза, лекарственных препаратов, пищевых продуктов и так далее), а также методы обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами», — говорит Мария Фокина, заместитель декана факультета прикладной оптики Университета ИТМО.

Елизавета Шекланова
Елизавета Шекланова

«Биоэкономика и управление ресурсами» — новая программа в Университете ИТМО

Университет ИТМО не остался в стороне мировых тенденций, поэтому с 2019 года в вузе открывается новая магистерская программа «Биоэкономика и управление ресурсами», основная цель которой – подготовка высококвалифицированных специалистов в области энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии с использованием технологий зеленой химии.

«Почему возникла идея, а точнее острая потребность в открытии такой программы? – говорит руководитель МНИИ «БиоИнженерия» Майя Успенская. – Поскольку в последние годы большое число иностранных студентов, приезжая на практику, желают узнать и использовать новые инновационные подходы решения острых экологических проблем, в частности, свалки мусора, наличие биопластика в экосистемах, вопросы мониторинга и утилизации ТБО, прогнозирование и устойчивого использования. Не только, что можно сделать сейчас и исправить, но и то, как не допустить новых ошибок человечества».

Программа обучения сочетает фундаментальную подготовку в области информационных технологий и моделирования, экологии и физико-химических методов анализа, вторичной переработки и утилизации материалов, нанотехнологий и общей химической технологии. Однако, как подчеркивают разработчики, она нацелена на формирование у студентов не только профессиональных компетенций в технической сфере, но компетенций в сфере управления проектами, производствами. Для этого в программе предусмотрен большой блок дисциплин управленческого и экономического характера, в результате изучения которого студенты получат знания и навыки в сфере экономики, логистики, управления ресурсами предприятия и так далее.

Майя Успенская
Майя Успенская

Современный специалист с экономическим образованием должен уметь анализировать конъюнктуру рынка, прогнозировать его изменения и принимать эффективные решения для достижения наилучшего результата и получения максимальной прибыли. Соответственно, блок управленческих и экономических дисциплин программы нацелен именно на то, чтобы обучение строилось в связи с современными тенденциями развития экономической и управленческой науки и практики, развития цифровой среды и позволяла выпускникам программы быть максимально востребованным на современном рынке труда, адаптироваться к рынкам будущего.

Состав программы

Магистерская программа «Биоэкономика и управление ресурсами» является междисциплинарной и реализуется сотрудниками нескольких факультетов. Над ее созданием работали команды специалистов в области биоинженерии, экономики и управления.

Обучающиеся программы смогут выстраивать индивидуальную образовательную траекторию как на уровне отдельных дисциплин, так и на уровне специализаций, что позволит студентам более полно реализовать свои образовательные потребности.

И что самое важное, данная программа позволит за время обучения в магистратуре получить сразу два диплома по двум разным направлениям подготовки – Биоинженерии и Экономике.

«Мы предлагаем студентам один из вариантов программ двойного диплома: сочетание “специализированного” образования с бизнес-образованием, чтобы и основы профессионализма заложить, и научить успешно вести дела или наладить свой бизнес. Кроме того, подобные программы – идеальное подспорье для создания консорциумов с работодателями», – отмечает заместитель директора Института развития предпринимательства Анастасия Мальчукова.

Зачисление на интегрированную программу происходит по заявлению абитуриента и далее выбирается специализация программы, которая позволит получить сразу два диплома.

Кто может поступить на программу

Прежде всего программа рассчитана на студентов, у которых уже есть техническая база — знания по химии, физике и материаловедению, но которые при этом хотят получить практические знания в области управления ресурсами, альтернативных источников энергии и утилизации отходов, а также наработать опыт управления проектами в этой сфере.

Кроме того, это направление будет также интересно студентам, уже окончившим бакалавриат в области менеджмента и экономики. Они, в свою очередь, смогут получить в процессе обучения технические знания, которые будут необходимы им для более эффективного управления.

Как будет строиться обучение

Практика и стажировки студентов предусмотрены на таких профильных предприятиях, как «Газпромнефть», «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», «Северо-западный центр экспертиз», ОАО «ЕвроХим», СЭС, ОАО «Водоканал» и других.

Однако, как отмечает Елизавета Шекланова, тьютор факультета прикладной оптики, в зависимости от собственных интересов, каждый студент программы сможет выбрать для реализации своего проекта как конкретную компанию, так и сконцентрироваться на научной работе и заниматься исследовательской деятельностью.

«Мы не ограничиваем студентов и будем выстраивать работу в зависимости от того, в каких именно направлениях им будет интересно работать, — говорит она. — На данный момент мы можем обеспечить как хорошую научно-исследовательскую базу, у нас есть технические возможности для реализации различных направлений исследований: ребята, которые обучаются на других программах, активно и успешно участвуют в различных конкурсах и научных конференциях, пишут научные работы. С другой стороны, всегда есть и те, кому близка более практическая сфера. Такой выбор тоже, безусловно, понятен. И мы готовы помогать студентам развивать свои компетенции в сотрудничестве с компаниями».

Траектории развития и трудоустройство

Системы контроля качества и мониторинга безопасности сегодня применяются практически на всех предприятиях и лабораториях химического и нефтехимического профиля, а также в металлургической, пищевой и фармацевтической промышленности, поэтому выпускники имеют широкие перспективы трудоустройства. Среди компаний, где они смогут применить свои компетенции — лаборатории СЭС, центры экспертиз, а также такие предприятия, как «Газпромнефть», «Ленгазспецстрой», «Ленгипротранс», «Лукойл», «ЕвроХим», НПФ «Аналитика» и другие производственные компании.

Газпром трансгаз Казань. Источник: kazan-tr.gazprom.ru
Газпром трансгаз Казань. Источник: kazan-tr.gazprom.ru

Однако выпускники смогут попробовать создать и собственное дело.

«Успешные выпускники будут востребованы в компаниях, которые представлены в разных направлениях — например, вторичная переработка и утилизация отходов, ресурсоэффективность, в целом. Это крупные энергетические, газовые компании, предприятия топливно-энергетического комплекса, а также компании, которые занимаются разработками в сфере альтернативных источников энергии, — комментирует заместитель декана факультета прикладной оптики Мария Фокина. — Однако стоит также отметить, что программы Университета ИТМО в целом направлены не только на то, чтобы выпускники уходили в крупные компании, но и пытались создавать новые. Для этого у нас есть различные варианты поддержки».

Перспективы развития программы

В перспективе развития образовательной программы ее студенты получат возможность отправиться на краткосрочные стажировки в зарубежные университеты, говорит Мария Фокина. У сотрудников факультета уже налажен соответствующий опыт и есть устоявшиеся связи с университетами Европы и Америки. Например, с Университетом Монпелье, Университетом Нью-Мексико, Университетом Дебрецен, Университетом прикладных наук города Висмар и другими вузами.

«Когда мы только формировали программу, безусловно, мы обращались к опыту ведущих зарубежных вузов. В перспективе будет интересно обменяться знаниями с нашими партнерами, реализовав такие программы с возможностью мобильности студентов, а также приглашением зарубежных преподавателей», — отмечает она.