Заявки на конкурс принимались от всех научно-педагогических работников Университета ИТМО, работающих в вузе на постоянной основе. Важными требованиями были преподавательский стаж (не менее трех лет), собственные разработанные учебные дисциплины и уровень английского языка не ниже В2 (Upper-intermediate). Особое внимание уделялось содержанию заявок: формулировкам целей и задач, которые участники ставят перед собой при прохождении программы повышения квалификации за рубежом.
«По результатам первого конкурса в апреле мы отправляем группу преподавателей в Университет Йорка. Их целью во время стажировки станет изучение образовательной системы университета, разработки и переработки своих учебных дисциплин под руководством преподавателей британского вуза. Сейчас для каждого из наших преподавателей принимающая сторона готовит руководителя, вместе с которым преподаватели смогут в соответствии с мировыми стандартами переработать программы своих дисциплин, получив необходимые рекомендации и замечания. После стажировки преподаватели приедут с готовыми курсами/модулями, которые впоследствии станут внедрять в работу и обмениваться опытом в рамках проекта ITMO.EXPERT. Наша идея – произвести коллективное повышение квалификации в соответствии с общими целями вуза. Нам важно, чтобы у участников программы сформировалось единое видение на развитие университета, именно поэтому сейчас развитие образовательной деятельности ведется “единым фронтом”, в том числе через создание групп единомышленников», – объяснила Ирина Ким, начальник Управления международного сотрудничества.
Среди победителей конкурса есть представители всех четырех мегафакультетов Университета ИТМО, причем как преподаватели, так и аспиранты. По количеству заявок и победителей лидирует мегафакультет компьютерных технологий и управления. По возвращении участники стажировки представят отчет о внедрении приобретенного опыта в практику работы Университета ИТМО, а также проведут серию встреч по обмену опытом в рамках программы профессионального развития профессорско-преподавательского состава ITMO.Expert.
Проект ITMO.EXPERT был запущен весной 2018 года, для того чтобы преподаватели Университета ИТМО могли делиться друг с другом практическим опытом использования различных образовательных технологий, в том числе цифровых, для обучения студентов, тем самым повышая свой профессиональный уровень и качество преподавания в университете в целом.
«Нам очень важно организовать образовательное пространство для преподавателей нашего университета, в котором они смогут не только обмениваться идеями в рамках своей методической и педагогической деятельности друг с другом, реализуя тем самым принцип сетевого обучения, но и иметь возможность найти единомышленников для реализации совместных образовательных проектов. Победители конкурса готовы к переменам, готовы обучаться и пробовать что-то новое», — прокомментировала Ольга Елисеева, начальник Управления качества образовательного процесса.
Поездка в Великобританию станет не единственной возможностью для преподавателей Университета ИТМО повысить квалификацию. Также в течение года запланированы краткосрочные и долгосрочные поездки в США (изучение системы индивидуальных траекторий студентов), Нидерланды (изучение особенностей учебных планов) и Финляндию. Несмотря на то, что траектории поездок отличаются, их общая цель – изучение передового опыта, совершенствование знаний и умений в учебно-методической, научно-педагогической деятельности, освоение инновационных технологий, методов обучения для внедрения в учебный процесс. Также благодаря полученному опыту появится возможность выработать конкретные предложения по совершенствованию учебного процесса и методов управления, внедрить в практику обучения инновационные образовательные технологии, создать системы управления персоналом мирового уровня и формирования высокопрофессионального кадрового состава.
Дарья Денисова, победитель конкурса, преподаватель Института международного развития и партнерства, заместитель директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО
Повышение квалификации, помимо очевидных возможностей развить свои компетенции и расширить сеть контактов, это еще и важный момент, предупреждающий профессиональное выгорание. Погружение в зарубежный контекст позволяет нащупать зону ближайшего развития, а также найти практические и методические решения, обсудить с коллегами общие «боли», пожить в другом темпе и задачах, удивиться тому, насколько проблемы и источники вдохновения схожи.
В 2015 году очень важной для меня стала стажировка для PR-специалистов вузов-участников Проекта 5-100, которая прошла в Вашингтоне. Это был ценный опыт погружения в реалии рынка образования и США вместе с коллегами из ведущих вузов страны. Кстати, именно там я познакомилась с командой Университета ИТМО.
Отмечу также участие в программе «Новое поколение лидеров высшего образования», которую Университет ИТМО проводил совместно с UCLA в 2017 году. Коллеги из Калифорнийского университета обеспечили погружение в вопросы профессионального развития в высшей школе, а также включили в программу глубинные тестирования и интервью. На следующем этапе мы уже принимали американских делегатов. Эта стажировка имела отложенный эффект: по рекомендации американской участницы Алисы Хэрли я подалась на годичную программу SURF (SURF Stanford U.S.-Russia Forum). Теперь проект, над которым мы работаем с аспиранткой MIT, мы представим весной в Стэнфорде.
Дмитрий Лукичев, кандидат технических наук, доцент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО
Как известно, в университетах центральное место занимает именно обучение студентов. Ведущие мировые вузы к настоящему моменту прошли уже достаточной большой путь трансформации. И, что немаловажно, эти изменения проверены временем. В России же университеты взяли курс на преобразования сравнительно недавно. Поэтому цель, которую я ставил себе как преподаватель и как ученый, участвуя в конкурсе – получить возможность сделать обучение более интересным, а подготовку максимально продуктивной с точки зрения запросов динамично меняющегося мира.
Я являюсь руководителем образовательных программ по направлению «Электроэнергетика и электротехника». В этой области сейчас происходят глобальные изменения, начиная от «интеллектуализации» различных объектов управления и заканчивая «интернетом энергии». У нас всегда была сильная научная школа, но сейчас как никогда важно быть в курсе мировых исследований и тенденций, чтобы спрос как на разрабатываемые технологии, так и на наших выпускников год от года только увеличивался. Я регулярно езжу на международные конференции, но случая ознакомиться с учебным процессом в университете мирового уровня изнутри еще не было.
Асель Романова, аспирант и преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО
На протяжении нескольких лет я участвую в программах повышения квалификации. В научно-исследовательской сфере необходимо постоянно совершенствовать профессиональные навыки, обновлять теоретические и практические знания. Моей главной целью участия в конкурсе программы повышения квалификации за рубежом является перенятие опыта, участие в тренингах, мастер-классах, налаживание связей для дальнейшего сотрудничества и коллабораций. Кроме того, такие конкурсы повышают интерес со стороны молодых преподавателей и научных сотрудников.
Ранее у меня был подобный опыт. Так, на прошлой неделе я участвовала в программе по развитию навыков научной коммуникации Research Connect, организованной ITMO Teaching Community. На протяжении трех дней мы практиковались в написании аннотаций, убедительных заявок на гранты и налаживали связи в международных коллаборациях.
В сфере моей деятельности проблемой является стремительное развитие мобильных и веб-технологий, что означает постоянный апдейт учебных материалов, лекций, практических, лабораторных и самостоятельных заданий. Возможно, в решении этих задач потребуется помощь коллег и международная экспертиза.
Андрей Куликов, кандидат технических наук, доцент факультета лазерной фотоники и оптоэлектроники
Для меня основной целью для участия в предстоящих программах повышения квалификации является расширение сотрудничества и установление прочных научных и академических связей с учеными и преподавателями ведущих зарубежных образовательных организаций и научно-исследовательских компаний, а также проведение совместных научных исследований и написание статей в соавторстве по тематике современных волоконно-оптических измерительных систем, оптических и оптоэлектронных элементов световодной фотоники.
В моей работе есть конкретные аспекты, которые требуют изменений с учетом международной экспертизы. В первую очередь, это «прокачка» английского языка с целью повышения качества чтения лекций и проведения семинаров на базе международных организаций и зарубежных образовательных структур, этому также может способствовать практика проведения аудиторных занятий на английском языке со студентами Университета ИТМО. Другим аспектом является ориентация НИЦ Световодной фотоники на участие в совместных международных научно-исследовательских проектах с привлечением ведущих зарубежных ученых в предметных областях работы центра.
Прежде я уже участвовал в программах повышения квалификации за рубежом. Так, в 2018 году я участвовал в программе STAFF MOBILITY FOR TEACHING ERASMUS+ на базе Кипрского технологического университета, а в 2015 году стал участником программы повышения квалификации на базе Института фотонных технологий города Йена, Германия.
Ольга Тихомирова, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, участник программы повышения квалификации преподавателей Университета ИТМО за рубежом в 2018 году (посетила Oxford Brookes University)
Безусловно, поездка в Oxford Brookes University была полезна с точки зрения ознакомления и внедрения технологий обучения. В своей практике я стала внедрять так называемое «перевернутое» обучение, предполагающее перенос большей части ознакомления с теоретическим материалом на самостоятельную работу обучающихся. Так, у меня есть монография по управлению проектами, которая представлена в библиотеке Университета ИТМО. Студентам я даю задание прочитать или ознакомится с какой-либо темой, а в аудитории мы обсуждаем ее, решаем кейсы. Таким образом, нет необходимости в классическом лекционном занятии. В следующем семестре я планирую использовать метод, основанный на сочетании очного и oнлайн-обучения.
Безусловно, важнейшим опытом стала практика общения со студентами и поддержка их в процессе обучения. Я всегда старалась развивать творческое мышление и инициативность, исключать страх неправильного ответа у студентов. В Oxford Brookes University я увидела аналогичный подход, способствующий именно обучению, а не «гонке» за баллами.
Я также использую интеллект-карты в работе для поиска оригинальных решений нестандартных задач. Ассоциативные или ментальные матрицы позволяют в достаточно неформальной атмосфере подойти к решению рутинных и типичных проблем, например в области предпринимательства или проектного управления.
«Мы очень рады, что среди победителей конкурса есть не только руководители образовательных программ, отвечающие за качество своих программ и обеспечивающие конкурентоспособность выпускников на рынке труда, но и аспиранты, только начинающие свою преподавательскую карьеру. Такой разнообразный состав свидетельствует о принятии преподавателями задачи по трансформации образования в Университете ИТМО. Изменения не могут идти только по вертикали сверху-вниз, необходима сопричастность каждого участника образовательного процесса в решении вопросов повышения эффективности обучения и качества образования», – прокомментировала начальник Департамента по образовательной деятельности Алия Багаутдинова.
Конкурсный отбор сотрудников Университета ИТМО для участия в программах повышения квалификации за рубежом на базе международных организаций, зарубежных образовательных структур и компаний проводится Институтом международного развития и партнерства совместно с Департаментом по образовательной деятельности.