В пятницу, 3 июля, прошло онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Его темой стала пандемия коронавируса и ее влияние на работу российских университетов. Участники встречи обсудили доклад, подготовленный ректорами 13 ведущих вузов России о том, как вузовская система страны справляется с глобальными сложностями, вызванными распространением COVID-19.
«Когда мы в середине марта оказались в этой ситуации, мы не знали зачастую, что делать, и, может быть, нередко действовали по наитию, но именно в тот момент вместе с университетами министерство договорилось и определилось, что надо одновременно попытаться посмотреть на себя со стороны, — сказал в своем приветственном слове министр науки и высшего образования Валерий Фальков, — я хочу выразить особую благодарность представителям вузовских команд, ректорам университетов, которые откликнулись на предложение самоорганизоваться и постараться в достаточно короткие сроки подготовить аналитический доклад. […] Это результат работы большого количества очень квалифицированных людей. Мы постарались, чтобы он был максимально объективным, очень надеемся, что он поможет нашим университетам, нашим законодателям, экспертному сообществу и обществу посмотреть на эту ситуацию более профессионально».
Система прошла стресс-тест
По мнению авторов доклада, российская система высшего образования, столкнувшись с масштабными сложностями, вызванными пандемией, смогла пройти этот «стресс-тест». К 23 марта более чем 80% вузов смогли перейти на работу в дистанционном режиме. Это привело к тому, что процент заражения студентов и преподавателей вузов оказался ниже, чем процент зараженных в среднем по населению страны.
«Две трети студентов удовлетворены, как организовано онлайн-обучение в их вузе, — отметил один из соавторов доклада, ректор Высшей школы экономики, Ярослав Кузьминов, — 32% российских студентов предпочитают онлайн очному формату. Однако очень важно, что в докладе отмечается, что многие университетские активности, которые являются традиционными для классического образования: это проектная и практическая работа, это внеучебные активности, воспитательная работа — не могут быть переведены в онлайн без существенного снижения эффекта. Более 40% студентов отмечают как серьезную проблему нехватку общения с однокурсниками и очных дискуссий с преподавателями университетов».
Также в ходе заседания отмечалось, что после пандемии необходимо максимально загрузить лаборатории и творческие классы для реализации тех практических проектов, которых не хватает в настоящий момент.
Цифровая педагогика и проблема социальной ответственности
Несмотря на то, что в целом система высшего образования смогла успешно переформатировать свою работу в условиях пандемии, она столкнулась с рядом вопросов, на которые только предстоит найти ответы.
В первую очередь с проблемами при переходе на онлайн-занятия столкнулись студенты-первокурсники. Ситуация показала, что у них не хватает навыков самоорганизации, горизонтального взаимодействия, самостоятельной работы в группах, что усложнило для них обучение в сложившихся условиях. Поэтому особенно возросла роль тьюторов и менторов. Впрочем, с проблемами столкнулись и студенты старших курсов.
«Пандемия поставила вопрос о разработке новой педагогики, — отмечает соавтор доклада, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, представляя презентацию. — Иногда мы считаем, что переход в цифру — это просто перевод того процесса, который существует, на другой носитель, но стало ясно, что нужна совершенно новая дидактика, что нужны совершенно новые способы удержания мотивации, индивидуализации, интерактивности, вовлечения студентов».
При этом, работая над адекватным переходом занятий в дистанционный формат, вузам и министерству также было важно решить социальную проблему. Более половины студентов столкнулись со снижением доходов, что побудило вузы принять программы поддержки занятости студентов в кампусе, чтобы снизить социальную напряженность и дать студентам дополнительные возможности для заработка и продолжения обучения.
Болевые точки: неравенство и инфраструктура
Ситуация с коронавирусом обнажила и старые проблемы, которые требуют решения. Стало особенно заметным неравенство на самых разных уровнях: между вузами, имеющими разное финансирование и статус; неравенство между преподавателями, имеющими разные навыки работы с онлайн-площадками; между студентами с разным достатком.
Также стала очевидна проблема инфраструктуры, в первую очередь аппаратной и программной. Так, выяснилось, что около трети вузов не располагают адекватно функционирующей LMS (системой управления обучением). Возникали сложности с использованием онлайн-площадок для проведения занятий, что вызывало дискомфорт для обучающихся.
«Что касается студентов — не все они обеспечены планшетами и мобильными компьютерами, процент таких обучающихся достаточно высокий, и вузы принимали активное участие, чтобы помочь им», — сказал соавтор доклада, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
При этом он отметил, что вузам необходимо пересмотреть свою работу в части коммуникации со студентами, представленности в цифровом пространстве, в первую очередь в социальных сетях.
«Мы перешли к ребятам digital native, которые «родились» в сети, которые работают в сети, именно с мобильными приложениями, — пояснил в своем выступлении Васильев. — Мы знаем, что вузы не могли быстро наладить коммуникационную связь, иногда не имея соответствующих групп в сети "ВКонтакте", "Одноклассниках" и так далее. Не все вузы даже имеют сайты с мобильными приложениями. Речь идет не только о создании компьютерного и программного обеспечения, а о переходе именно на мобильные приложения [для взаимодействия со студентами]».
Также ректор Университета ИТМО отметил, что необходимо создание распределенной по России сети консультационных и методических центров на базе ведущих региональных вузов, которые могли бы разрабатывать, хранить и предоставлять ядро программного обеспечения, необходимого для организации новой работы университетов.
Как было отмечено в ходе заседания, подготовка и представление доклада — это только первый шаг в осмыслении уроков пандемии для высшего образования в стране. В конце августа — начале сентября рабочая группа представит конкретные рекомендации регулятору и университетам, основанные на анализе и лучших практиках.
Полную запись заседания Общественного совета при Министерстве науки и высшей школы можно посмотреть по ссылке.