— Расскажите о своем бэкграунде, вы оба поступили в ИТМО сразу после школы?
Алексей Овчаров: Я в ИТМО начиная с бакалавриата — поступал на направление, которое в то время называлось «Системы управления и информатики». На самом деле оно мало чем отличается от робототехники — почти все практические работы были сосредоточены на программировании для роботов и синтезе алгоритмов управления. Как следствие, в магистратуру я поступал уже на интеллектуальную робототехнику. В том числе потому, что программа получила международную аккредитацию и я мог получить диплом на двух языках.
Михаил Каканов: Я учился в бакалавриате Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники на направлении «Системный анализ и управление». Там уклон был немного другой, мы больше рассматривали экологические системы, бизнес-процессы и так далее.
На момент поступления в магистратуру ИТМО я уже взаимодействовал с робототехникой, делал проекты для школьников 7–11 классов. Тогда я работал в маленькой организации в Томске, которая занимается дополнительным образованием школьников. Поступить в ИТМО получилось без экзаменов. Выбрал этот университет, потому что это один из топовых вузов — именно тут написали практически все учебники, по которым я учился.
— А почему вообще решили поступить именно на робототехнику?
А.О.: Еще со школы я очень любил программирование. С седьмого класса занимался самообучением, проходил курсы, смотрел туториалы. Хотел посвятить жизнь именно этой области, но оказалось, что заниматься чисто программированием, писать приложения и так далее мне не так интересно, как разрабатывать алгоритмы и программировать тех же роботов — физические объекты с математическим описанием.
Робототехника мне понравилась именно широтой охвата: получается, здесь нужны и навыки программирования, конструирования, и математика. И это всё гораздо интереснее, чем просто работа программистом. Плюс, я считаю, что это достаточно перспективная профессия. В России она ещё только развивается, и специалистов очень активно ищут.
М.К.: После школы я вообще хотел отказаться от высшего образования — тогда я активно работал в IT, казалось, что мне всё это не нужно.
Но потом в стране произошли события, которые изменили мои представления о положении дел в мире. Я понял, что надо предпринимать какие-то действия: когда вокруг нестабильно, необходимо вкладываться в себя, в своё образование. И учитывая то, что я ещё не знал, чем хочу заниматься, решил выбрать максимально универсальную специальность. Случайно наткнулся на программу в ТУСУР, прочитал описание и понял, что это идеальный выбор, потому что робототехника — это и системный подход, системный анализ, и управление процессами. По сути это то, что можно применить вообще в любой области.
— А почему решили остаться ещё и в аспирантуре ― продолжать развитие в научной сфере, а не добрать каких-то прикладных навыков и уйти работать в индустрию?
М.К.: Когда я только поступил в бакалавриат, решил, что хочу заниматься наукой. В магистратуре появились сомнения: смогу ли я, способен ли я на это? Но научный руководитель вдохновил меня заниматься этим дальше. После аспирантуры я планирую идти по академическому треку. Для меня это естественное развитие.
Наверное, главный плюс обучения — это невероятная команда людей, полных крутых идей. У нас постоянно происходят коллаборации с крутыми учеными, специалистами из индустрии — и это одно из главных преимуществ, которые предоставляет ИТМО магистрантам и аспирантам. Думаю, что именно благодаря этому мое обучение в магистратуре было успешным. Я приехал из другого города, у меня не было возможности полноценно работать, но мне дали полный доступ в лаборатории — и так я потихоньку начал вливаться в текущие проекты.
А.О.: По поводу людей — это на самом деле очень большой плюс. Для нас обоих коллектив стал решающим фактором.
Я очень долго размышлял, поступать ли мне в аспирантуру. И в первую очередь мотивацией послужило развитие тех навыков, которые точно нельзя получить в индустрии. Это прежде всего глубокие фундаментальные знания, которые позволяют лучше разбираться в своей предметной области. Плюс здесь я получил опыт работы в команде и управления ею, а также навыки коммуникации и тайм-менеджмента.
Мне нравится, что зачастую можно делать то, что не особо умеешь — и есть возможность этому научиться. Зачастую проблемы, с которыми ты сталкиваешься, раньше никто не решал — это одна из немногих вещей, где можно применить креативное мышление. Еще один большой плюс: у нас есть возможность не заниматься одними и теми же проектами постоянно, а переключаться. Всё-таки делать один и тот же проект каждый день на протяжении года (а то и больше) очень сложно. И это тоже отличает то, чем мы занимаемся, от работы в индустрии, где ребята занимаются одним проектом по несколько лет и их работа меняется не настолько сильно.
В университете достаточно развита проектная деятельность. И мне это всегда очень нравилось. Здесь есть доступ к технологическому аппарату, самим роботам — это редко встретишь в других университетах и лабораториях. Ну и большие возможности академической мобильности — мы ездили с коллегами в Корею, Японию, Канаду, участвовали в соревнованиях.
— Вы сказали о коллаборациях, в том числе со специалистами из индустрии. А лично вы как-то взаимодействовали с коммерческими компаниями?
А.О.: Мы много взаимодействуем с индустрией и работаем с ней напрямую: у нас были проекты с Arrival LTD (ранее — TRA Robotics), «Диаконтом», Starline, для которых мы делали мобильных роботов, был опыт сотрудничества с различными компаниями по обработке материалов.
Ещё я работал в стартапе Airlab, мы делали робота-художника. На эту работу ушло много времени, я много общался с ребятами-программистами. Сейчас мы с большой командой делаем ещё одного робота-художника для американской компании Robohood. Мне импонирует, что, работая в университете, можно с головой уходить в работу над проектами для компаний — это совершенно не наказывается.
Также мы продолжаем работать с Arrival LTD. Вместе с Михаилом мы, собственно, начинали с проекта для них, очень часто посещали их офис и лабораторию. Думаю, что именно опыт работы с компаниями помог определиться мне с моим дальнейшим развитием.
— На чем вы специализируетесь сейчас, какая тема у вашей диссертации?
М.К.: Я занимаюсь разработкой алгоритмов робастного управления. Например, мы сейчас реализуем проект по гранту РНФ — управление автономным малогабаритным плавательным судном для выполнения экомониторинга водоемов. Лично моя задача — разработать эффективный алгоритм управления этим судном с гарантией устойчивости. Главный козырь моей диссертации — это совмещение классических алгоритмов управления с машинным обучением, чтобы получилась система, которая может улучшать управление в режиме реального времени, чтобы делать его не только безопасным, но и эффективным.
Исследование началось ещё в магистратуре: я проходил стажировку в компании Navis Engineering, которая занимается системами позиционирования больших надводных судов. Эта тема меня заинтересовала, я активно погружался в предметную область. Параллельно мы занимались научными изысканиями на эту тему. И так как пошли определенные успехи, к моменту, когда я заканчивал магистратуру, мы с научным руководителем и деканом подали заявку на грант по этому проекту. Мы с командой смогли развить наши результаты, довели это до полноценной системы, проработали не только алгоритмы управления, но и смарт-контракты, траекторное планирование и так далее.
А.О.: Мы с Мишей занимаемся достаточно близкими вещами — управлением манипуляторов. Я занимаюсь методами управления и оценивания для электромеханических систем в целом. Это может быть управление положением квадрокоптера, навигация мобильных роботов в закрытом пространстве, управление синхронным приводом, сегментация и классификация объектов по камере, применение методов машинного обучения к электромеханическим системам.
В рамках проекта для Arrival мы разрабатывали бездатчиковые методы силоммоментного управления для артикулированных манипуляторов — это когда есть датчик силы, и он используется как тактильный сенсор, чтобы что-то положить, искривить, согнуть на определенный угол. Это очень часто используется для шлифовки самолетов, резки, фрезеровки. Таким образом мы пытались убрать датчик силы из цепи управления — он достаточно дорогой и стоит как сам робот.
Основное направление, которым я занимаюсь, это новый метод оценивания. Он достаточно общий и решает проблему избыточной параметризации — в нейронных сетях это называется переобучением. Результаты мы публиковали в журнале Q1.
— А как вы видите своё будущее? Будете дальше строить карьеру в науке?
М.К.: Я бы хотел остаться в ИТМО, но при этом выйти на международный уровень. После аспирантуры я думал получить должность постдока в Финляндии или Швейцарии. Мечтал об этом, но не знаю, получится ли. Но вообще, я планирую связать свою жизнь именно с наукой. При этом мне очень интересна индустрия, и я не исключаю, что мог бы поработать и там.
А.О.: Я бы тоже хотел взаимодействовать с другими университетами, при этом оставаясь в ИТМО. Университет очень лояльно относится к тому, что сотрудники совмещают работу. У нас много примеров международного сотрудничества, и это нормальная практика — уезжать работать за границу и при этом часто приезжать сюда. Это ценится и приветствуется, ведь так расширяется круг общения и взаимодействия.
Работа в компании наскучивает достаточно быстро. Там стараются применять уже известные, классические алгоритмы, что не всегда бывает красивым решением. А мне интересно заниматься чем-то более теоретизированным, находить новые применения для одних и тех же систем.
Я считаю, что такие люди, как мы, нужны — и на самом деле их не так уж и много. В основном специалисты работают с тем, что уже есть, что они выучили. А университет подразумевает, что ты будешь постоянно изучать что-то новое, придумывать, коммуницировать с людьми. Мы с Мишей очень часто что-то обсуждаем, читаем научные статьи, помогаем друг другу, вместе выводим формулы на бумажке — это вообще святое. И я очень благодарен, что в моей жизни это есть.