Как строится программа
Первый поток ITMO.Mentors запустился в сентябре 2020 года — во время пандемии и перехода университета на смешанный формат обучения. Проект преследовал несколько важных целей. Во-первых, дать возможность студентам посмотреть на процесс преподавания с другой стороны и в дальнейшем присоединиться к профессорско-преподавательскому составу. А во-вторых ― снизить загруженность педагогов, передав менторам часть обязанностей.
Программу реализует офис поддержки сотрудников ИТМО, а ее участниками могут стать студенты магистратуры и аспирантуры. На старте все они проходят предварительный отбор. В первый год проведения программы всех желающих поделили на две траектории. В первую вошли студенты, уже имеющие опыт обучения в ИТМО, а во вторую — новички.
Вне зависимости от траектории все участники прошли обязательное трехмесячное обучение. Отличалась только продолжительность занятий: 32 академических часа для первой траектории и 108 — для второй. На занятиях студенты узнали об образовательной деятельности университета и основах педагогической работы и провели несколько настоящих занятий. Затем в течение трех месяцев они помогали преподавателям — проверяли домашние задания, готовили материалы к занятиям и сопровождали практические и лабораторные работы. А в конце программы все выпускники получили удостоверение о повышении квалификации по основам преподавательской деятельности.
Каждый год на программу поступает порядка 300 студентов, а успешно завершает ее 80% участников. В дальнейшем часть из них продолжает работать в университете и помогать преподавателям.
«По результатам первого года программы 25 менторов стали преподавателями ИТМО: кто-то из них прошел по конкурсу ППС, а кто-то стал работать по совместительству. Мы оцениваем это как хороший результат. По итогам второго года программы также ожидаем увидеть знакомые фамилии в рядах преподавателей», — рассказала директор офиса поддержки сотрудников ИТМО Кристина Иванова.
Вариативность обучения
В разные годы концепция обучения менторов отличается. В первый год программы у более опытных участников была возможность выбрать определенные мастер-классы, чтобы повысить конкретные компетенции. Например, если будущий ментор хорошо владеет техниками публичных выступлений, но не умеет долго удерживать внимание аудитории, он мог пропустить занятия по первой теме и больше сконцентрироваться на второй.
На второй год специалист по учебно-методической работе офиса поддержки сотрудников Екатерина Безызвестных добавила в программу обучения больше вариативности. Теперь в рамках одной тематики проводились несколько разных занятий по темам и видам (онлайн и офлайн), чтобы в итоге каждый обучающийся ментор смог выбрать наиболее интересные и удобные для него варианты.
Помимо обязательных занятий и вебинаров для менторов, в этом году к программе добавилась поездка в Ягодное. На деловой игре «Таинственный лес» ребята знакомились с четырьмя направлениями (наукой, предпринимательством, преподаванием и администрированием), решали разные задачи и прокачивали soft skills.
Что будет в новом учебном году
Традиционно программа ITMO.Mentors стартует параллельно с осенним семестром. Но это может создать сложности для студентов-новичков. Ведь, помимо обучения менторству, им приходится привыкать к новому образовательному процессу, искать тему для диссертации и научного руководителя. Поэтому, чтобы снизить общую нагрузку на студентов, в новом учебном году организаторы ITMO.Mentors изменят время приема заявок для второй траектории. Теперь новички смогут подать заявку на программу в конце января 2023 года и обучиться в весеннем семестре, чтобы помогать педагогам в осеннем семестре следующего учебного года. Следить за сроками и новостями конкурса можно в группе «ВКонтакте».
Также частично изменится и образовательная программа ITMO.Mentors.
«Мы слышим мнение, что форматы групповой или проектной работы не совсем подходят для преподавания технических и естественнонаучных дисциплин. На самом деле это не так. Часто эти образовательные технологии можно использовать на любых дисциплинах. Поэтому для борьбы с этим стереотипом в этом году мы вводим в программу обучения занятия по применению таких образовательных технологии в точных науках», — рассказала Кристина Иванова.
Также, основываясь на опыте уже прошедших потоков, организаторы планируют создать менторское комьюнити, в котором объединятся выпускники программы.
«На выезде в "Ягодное" несколько ребят сказали нам, что было здорово познакомиться с другими менторами, найти единомышленников и понять, что они не одиноки. Таким образом, мы и студенты почувствовали некоторую сопричастность, и это классно. В этом году мы продолжим практику совместных мероприятий: организуем одно в начале программы, а в конце снова поедем в "Ягодное". Нас, как и студентов, это вдохновляет и показывает, что все не зря. Единожды ментор — всегда ментор», — говорит Кристина Иванова.
Корреспондент ITMO.NEWS также узнал у самих менторов, почему они решили участвовать в программе и что для них оказалось самым полезным.
Артем Токарев
выпускник магистратуры факультета технологического менеджмента и инноваций
— Интерес к преподаванию у меня появился, когда я занимался организацией мероприятий для школьников в бакалавриате и пытался в своем университете создать программу помощи студентам младших курсов ― что-то вроде клуба «Адаптер» в ИТМО. После этого я вел занятия по экономике в школе для десятых и одиннадцатых классов. Узнав о программе ITMO.Mentors в магистратуре, я понял, что хочу попробовать себя в этой области и понять, стоит ли дальше идти в аспирантуру.
Мне посчастливилось быть ментором два года подряд вместо одного. В первый раз я подавал заявку, чтобы стать ментором вне этой программы на конкретной дисциплине — «Креативных технологиях». Затем появилась ITMO.Mentors, для меня сделали исключение, и я продолжил обучаться и работать как ментор второй год.
На программе я работал с двумя преподавателями — Валерией Мостовой и Натальей Карасевой: помогал проверять домашние работы, готовить занятия. Это был полезный опыт. Также мне понравились выборочные мастер-классы, в частности про тайм-менеджмент, который полезен для всех, и работу со сложными студентами. За два года менторства я еще сильнее захотел работать преподавателем в университете, поэтому сейчас поступил в аспирантуру, чтобы в будущем участвовать в конкурсе ППС.
Ольга Грекова
магистрантка второго курса факультета технологического менеджмента и инноваций
— Я стараюсь успевать за всеми активностями. Когда узнала о программе ITMO.Mentors, заинтересовалась ею, потому что с ее помощью я могла обучиться преподаванию и трудоустроиться в университет. А еще мне очень нравится общаться с людьми, делиться тем, что правда полезно и поможет в жизни и в работе, особенно если это касается soft skills, и видеть отдачу.
На программе я занималась вместе с преподавателем Института международного развития и партнерства Мариной Казанцевой двумя дисциплинами — «Коммуникации и командообразование» и «Техники публичных выступлений» на русском и английском языках. Во время обучения я проверяла домашние задания, предлагала Марине Васильевне новые активности по темам, например подкасты или книги по теме. Я даже провела две полноценные пары! Сначала нервничала, но потом разрядила обстановку смешными примерами из жизни.
Помимо обучения, я выезжала в «Ягодное» в июне этого года. В течение всей программы я была мало знакома с другими менторами, поэтому было здорово встретиться с ними, поиграть в деловую игру вместе и узнать, кто чем занимался в качестве помощника преподавателя.
Программа ITMO.Mentors показала мне, как правильно построить структуру занятия и провести его, а также что существует другой стиль работы в университете. Кому-то интересно проводить исследования и писать научные статьи, а кому-то, как мне, больше подходит быть преподавателем-практиком, который уделяет свое время преподаванию. Поэтому я бы хотела продолжить работать в ИТМО в таком качестве.
Варвара Петрий
магистрантка второго курса факультета энергетики и экотехнологий
— Мой папа — педагог, и эта сфера всегда была мне близка. К тому же в школе вместо того, чтобы давать списать, я по-честному объясняла материал одноклассникам. Так что интерес к преподаванию сложился давно, и я рада, что узнав об ITMO.Mentors, смогла в ней поучаствовать.
Очень круто, что на программе мне удалось поработать с тремя преподавателями. Сначала на дисциплине «Наилучшие доступные технологии» я проводила квиз с Мариной Кустиковой и еще одним ментором Алиной Ширяевой. На квизе мы проверяли знания экологических ГОСТов у студентов. Это был очень сложный материал, но мы постарались подать его интересно и интерактивно. А затем во втором семестре я работала на «Коммуникациях и командообразовании» и «Техниках публичных выступлений» вместе с одной из лучших преподавательниц блока soft skills — Валерией Лимоновой. Я участвовала в проведении практик и даже провела полностью пару перед комиссией для конкурса «Лучший ментор», однако не взяла призового места. Возможно, буду участвовать в этом году! Также я помогала еще одной преподавательнице блока soft skills Юлии Романенко проводить факультатив «Навыки обучения» и проверять рабочие тетради и тесты.
Я очень рада, что ИТМО даёт такую возможность раскрыть свой потенциал, пообщаться с настоящими профессионалами и быть в дружном сообществе.