«Вы до всего должны дойти сами»
«У нас не было четкого учебного плана: мы могли выбрать любое количество дисциплин, которые мы потом согласовывали с нашим университетом. Курсы, которые мы выбрали, можно назвать более классическими. Они делились на лекции и семинары, а по их окончании мы сдавали устный экзамен», — отмечает Антон Овчаренко.
По словам магистрантов, в EPFL весь лекционный материал, как и домашние задания, выкладываются в электронном виде, обновляясь после каждого занятия. Ребята отметили и другое швейцарское ноу-хау — систему еженедельной оценки качества преподавания лекторов и их ассистентов для повышения качества работы университета. Семинарские занятия были принципиально иными, чем принято в российских университетах. Как выразилась Александра Маюрова, швейцарские вузы работают по принципу «вы до всего должны дойти сами». Это же касается и порядка посещения занятий: постоянного присутствия на парах никто не требует, это личное дело студента.
«Если у нас во время семинара преподаватель объясняет типовые задачи, указывает на трудные моменты и вызывает к доске, то в Швейцарии система другая. Там у преподавателя есть два ассистента на курс численностью пятьдесят человек, которые дают студентам задание. После начинается или групповое бурное обсуждение задачи, или ее индивидуальное решение в молчании. Задача ассистента — сделать так, чтобы у студента не оставалось вопросов. Кто-то объясняет более доступно, кто-то менее — все зависит от человека. Также на любом занятии можно пробежаться с асссистентом по материалам всего семестра. Каждую неделю в электронную систему загружается файл с подробным решением всех задач и некоторая сопутствующая информация по теме. Если после этого все еще остаются вопросы, ассистенты ответят и, возможно, помогут с решением», — отметил Антон Овчаренко.
Как добавила Александра Маюрова, такая система хорошо работает для тех, кто учится на курсе с нуля. Однако тем, кто приехал на один семестр по программе академического обмена, нелегко в нее вписаться из-за кардинальных различий в преподавании и проверке знаний. Обучение на иностранном языке еще больше осложняет задачу.
Студенты по обмену могут выбирать для изучения предметы со всех факультетов: например, поступившие на факультет экологии могут изучать физику. Так, Александра Маюрова выполняла лабораторные работы с вакуумными насосами и жидким азотом, делала оптические опыты и эксперименты с электричеством.
«Я получила незабываемый опыт работы на очень хорошем, новом и дорогостоящем оборудовании. В EPFL есть электронные микроскопы, которыми студенты могут свободно пользоваться», — добавила студентка.
Антон и Олег взяли на изучение курс продвинутой квантовой физики. Магистранты отметили, что этот курс, хоть и идёт вразрез с оптическими технологиями, необходим для понимания физики частиц. Тем более, не так далеко находится Большой адронный коллайдер, шутят студенты. Молодые люди надеются применить полученные знания в своих научных работах. Курс по физике частиц читал представитель отечественной школы, бывший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН. В EPFL немало русскоязычных преподавателей, добавляет Александра Маюрова.
«Швейцарцы выбирают универсальный путь: преподают предмет абстрактно и обобщенно, чего нельзя сказать об обучении в нашем вузе. В Университете ИТМО принято больше идти от простого к сложному — так информация воспринимается последовательнее и лучше. В целом, преподавание на нашей кафедре нанофотоники и метаматериалов не уступает швейцарскому качеству», — пояснил Олег Ермаков.
Вне учебы
Федеральная политехническая школа Лозанны известна на весь мир своим отношением к спорту — любой студент может позволить себе занятия большим теннисом, парапланеризмом, стрельбой из лука, танцами и многим другим. Большое количество бесплатных занятий доступны по карте студента. Однако для посещения секций стоит серьезно подойти к планированию времени. Олег и Антон, например, не смогли заниматься большим теннисом из-за большой загруженности.
«Швейцарцы помешаны на спорте. Если вы видите неподтянутого человека, то это, однозначно, иностранец, — делится Александра Маюрова. - Я играла в футбол, баскетбол, занималась зумбой и ходила на батуты. Некоторые тренеры говорили только по-французски, но, к счастью, спорт — весьма интернациональная вещь».
Советы для тех, кто хочет поучиться в Швейцарии
Магистранты Университета ИТМО советуют снимать жилье самостоятельно: швейцарское общежитие стоит не дешевле съемной квартиры. Если же вы все-таки решили сделать выбор в пользу общежития, подавать заявление на заселение лучше за полгода до поездки, так как задолго до начала семестра все комнаты разбирают более предприимчивые студенты. Примечательно, что в Лозанне вам не нужно будет делить комнату с соседом, так как все комнаты рассчитаны на одного «хозяина».
Не стоит пренебрегать возможностью консультироваться с преподавателями лично или по почте, выделяют второй лайфхак студенты. В Лозанне нет установленного времени для консультаций, так что связаться с ними можно в любой момент. Вдобавок, найти нужного профессора не составит труда.
Самый главный совет, которым должны воспользоваться все студенты по обмену, — найти заранее информацию о дополнительных налогах и прочих сборах, которые характерны для принимающей стороны. В Швейцарии, например, при въезде в страну на относительно долгий срок приходится выложить немалую сумму. Поэтому стоит быть готовым ко всему, полагаясь не только на данные международных отделов обоих вузов, но и на советы уже прошедших обучение за границей студентов.
Редакция новостного портала Университета ИТМО