Летняя школа для студентов Университета Рочестера состоялась в Санкт-Петербурге уже во второй раз. В этом году девять иностранных студентов занимались научными исследованиями на кафедре фотоники и оптоинформатики по четырем направлениям: квантовая криптография, фемтосекундная оптика и фемтотехнологии, терагерцовая биофотоника, обработка изображений. Научными руководителями для пяти исследовательских групп выступили инженер кафедры, сотрудник лаборатории «Квантовая информатика» Владимир Егоров, старший научный сотрудник кафедры Николай Петров, ассистент кафедры, руководитель лаборатории «Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии» Антон Цыпкин, доцент кафедры Ольга Смолянская, доцент кафедры Анна Возианова, а также руководитель лабораторий «Терагерцевая биомедицина», «Лучевая медицина» Михаил Ходзицкий.
«В этом году мы сделали акцент исключительно на научных исследованиях, тогда как в прошлом году мы потратили часть времени американских студентов на знакомство с русским языком и традициями. У них действительно получилось провести полноценное научное исследование. Важно, что они не просто успели изучить чужие труды по выбранной ими тематике, но и получили собственные оригинальные результаты, самостоятельно пришли к выводам», — прокомментировала координатор летней школы, ассистент кафедры фотоники и оптоинформатики Елизавета Буяновская.
Для большинства американских студентов исследования, которые они провели в лабораториях Университета ИТМО, стали их первым опытом научной работы. Кроме того, иностранные студенты смогли поработать в лабораториях вуза, аналогов которым нет в мире, например, в лаборатории квантовой информатики Международного института фотоники и оптоинформатики. Разработкой своих проектов обучающиеся Университета Рочестера занимались две недели, а по их завершении представили результаты своих проектов научным руководителям. Для многих опыт таких презентаций также был первым в жизни.
Американские студенты подчеркнули, что для них было очень важно ощущать поддержку и заинтересованность в развитии их проектов со стороны преподавателей и ребят из Университета ИТМО. Ребята заявили, что будут рекомендовать летнюю школу по фотонике своим друзьям в Университете Рочестера. Для нашего новостного портала они рассказали о том, что было самым полезным, необычным и сложным во время обучения в Университете ИТМО и пребывания в России.
Ма Шиюй (Ma Shiyu): Мне было трудно изучать новый теоретический материал, так как у меня в Университете Рочестера был только один курс по оптике. Но преподаватели и научные сотрудники Университета ИТМО — действительно одни из лучших в этой области. Они постоянно помогали мне в освоении нового материала, причем не только преподаватели, но и российские студенты. Я привык к тому, что если я чего-то не понимаю, то мне никто не объяснит этого дополнительно, поэтому я просто беру учебники и пытаюсь разобраться самостоятельно. Это нормально для высшего образования. Но здесь я чувствовал, что преподаватели и студенты стремятся помочь мне. Кроме того, в Университете ИТМО я получил первый опыт работы в научных лабораториях.
Ли Госинь (Li Guoxin): До моего приезда в Россию я не занимался еще никакой научно-исследовательской работой. Здесь я провел свой первый эксперимент и познакомился с российскими стандартами научных исследований. Для меня самым необычным было то, что у меня сложились очень теплые и дружественные отношения с моим научным руководителем.
Хеберт Эрик (Herbert Eric): Преподаватели и научные сотрудники Университета ИТМО были открыты для обсуждения вопросов, которые возникали у меня во время исследования. Конечно, иногда коммуникация затруднялась языковым барьером — приходилось тратить время на то, чтобы просто понять, имеем ли мы в виду одно и то же. На самом деле, в научных исследованиях возможность свободно общаться очень важна. На протяжении этих двух недель мы действительно очень много работали, и зачастую не оставалось времени, чтобы посмотреть город или сходить в какой-либо музей. Также для меня было необычно, что в Санкт-Петербурге так холодно.
Лу Юй (Yu Lu): До приезда в Санкт-Петербург мы прожили неделю в Москве. Я думала, что этот город — показательный в плане того, какие устои жизни в России. Но, когда мы приехали сюда, в Университет ИТМО, в качестве студентов, здесь все оказалось немного по-другому. Несмотря на погоду и то, что в Санкт-Петербурге очень мало ярких красок, город серый, люди здесь очень дружелюбные. Иногда возникали трудности в быту: было непросто заказать еду в ресторане, но петербуржцы все равно пытались разговаривать с нами, хотя бы при помощи жестов. На самом деле, русские очень терпеливы и с пониманием относятся друг к другу и к иностранцам. Сотрудники Университета ИТМО также были очень открыты, я чувствовала, что им не все равно, они были готовы тратить свое личное время, чтобы объяснить нам материал или просто помочь с какой-то проблемой. Например, я ходила здесь к врачу, и мой научный руководитель сопровождала меня, чтобы переводить мои жалобы доктору. Преподаватели во время работы над проектом были внимательны к моему мнению. В Университете Рочестера нам просто говорят, что нужно делать, но здесь во время исследования обсуждают, какой методикой лучше воспользоваться, к чему это может привести. Ты не знаешь наперед, какие получишь результаты, и это повышает интерес к работе. Кроме того, такой подход побуждал меня проявлять больше инициативы: я стремилась работать усерднее, чтобы мой вклад в проект был значительнее. Эта поездка позволила мне не только получить опыт научной работы, но и узнать больше о российском менталитете, о жизни в этой стране.