На международный курс Experimental Interaction Design по проектированию интерактивных цифровых изделий, систем, сред и услуг приехали около 20 студентов из разных стран. Организаторы курса предложили участникам сформировать свою собственную цифровую среду, которая обеспечит новый уровень цифровой грамотности и поможет человечеству решить какую-либо проблему из области здоровья.
В первую неделю обучения учащиеся, разделившись на подгруппы, сначала проанализировали существующие проблемы в сфере здорового образа жизни и определились с темой будущей работы, подтвердив ее актуальность с помощью кратких интервью и социологических опросов. Следующим этапом стал мозговой штурм с целью выбрать лучшее решение, а уже в конце первой недели ученики летней школы демонстрировали бумажный прототип, который протестировали участники программы и кураторы школы. С таким «багажом» студенты отправились в лабораторию для сборки прототипа – на это участникам отводилась лишь одна неделя. Всего за деятельностью участников программы следили три куратора. Куратор лаборатории помогал студентам собирать свои девайсы с нуля.
Оба проекта, в которых приняли участие магистранты Университета ИТМО, связаны с проблемой сидячего образа жизни. Разработка, в создании которой участвовала Анна Ксенофонтова, призвана контролировать положение спины человека, когда он сидит за компьютером. В результате девушка работала над жилетом с 3D-датчиком, который следит за положением спины человека. Вибрирующие моторчики, использованные в девайсе, срабатывают в том случае, если при перемене положения новая позиция доставляет позвоночнику дискомфорт. Сами моторчики вибрируют до тех пор, пока спина не вернется в правильную позицию.
Помимо жилета, участники проекта разработали еще и прототип приложения, которое производит начальную калибровку жилета под фигуру и физиологические особенности пользователя. В приложении у каждого пользователя есть личный кабинет, где он может отслеживать статистику сидения за разные периоды: здесь выводится информация о том, насколько правильно сидит пользователь в разные временные промежутки, в разной степени усталости или бодрствования. Приложение связано с жилетом и получает от него информацию о положении спины пользователя. Если человек не может занять правильную позицию, жилет продолжает вибрировать, а приложение помогает добиться нужного положения осанки.
В создании жилета участвовали четыре студента – представителя разных стран. Так, Анна на две недели стала коллегой студентам из Бразилии, Эстонии и Южной Кореи. Все участницы связаны с IT-сферой.
«Вторую неделю мы провели в лаборатории, где со своими командами превращали идеи в действующие девайсы. Этап создания Hi-Fi прототипов был для нас новым и очень увлекательным. Во время всего обучения преподаватели читали лекции и курировали наши проекты. И в результате двухнедельной работы у нас был продукт, практически готовый к использованию», – поделилась Анна Ксенофонтова.
Второй проект, участие в котором приняла Анна Филиппова, охватывает более широкую тему – сидячий образ жизни в целом. По словам студентки, человек проводит в положении сидя много времени не только за компьютером, но и в других местах – например, в общественном транспорте (некоторые тратят на дорогу до работы от 1,5 часов, а когда приезжают на работу, снова садятся за компьютер). Решением разработчиков стал комплекс, состоящий из браслета и чипа. Чип кладется в задний карман брюк/джинсов и измеряет количество времени, проведенного в сидячем положении. Отдельная разработка – браслет, который оповещает пользователя световым и вибро-сигналом о том, что пора встать и прогуляться. Все настройки системы регулируются через приложение, прототип которого также был разработан в лаборатории Таллиннского университета. Пользователь может задать ограниченное время, отведенное под сидение, а также установить продолжительность прогулки или другой активной деятельности в перерывах между сидением. Также приложение предоставляет пользователю индивидуальную статистику за разные периоды времени.
Над реализацией этого проекта трудились студентка из Южной Кореи, студенты из Эстонии и магистрантка Университета ИТМО – Анна Филиппова. Все участники проекта специализируются на работе с интерфейсами.
«Руководители курсов поставили перед собой задачу познакомить нас с полным циклом разработки и посмотрели на процесс с разных сторон. Здесь мы были аналитиками, программистами, дизайнерами. Особенно интересно было за небольшое время перейти от идеи к работающему прототипу», – поделилась Анна Филиппова.
По словам студенток, стартовые наборы из необходимых элементов для сборки девайса у всех команд были идентичные. Однако в ходе проработки своих проектов участники могли попросить у организаторов необходимые конкретно им компоненты. Так, при создании системы из чипа и браслета участники проекта единственными использовали специальный чип, реагирующий на давление, а в стандартный набор входили только микросхемы и вибромоторчики. Программный код участники команд также писали самостоятельно. Уникальной деталью проекта, предотвращающего неправильное сидение за компьютером, стал жилет.
«Мы благодарны нашей кафедре за предоставление такой замечательной возможности. Курс международный, поэтому нам удалось пообщаться с людьми из других стран и увидеть, как они выполняют ту же самую работу, как их обучают тому, чему учат нас в вузе. Кроме того, мы получили уникальный опыт работы в лаборатории, собирая девайсы своими руками», – поделилась Анна Филиппова.