Одним из главных отличий проведения международной Летней школы по нанофотонике и метаматериалам в Университете ИТМО стала сама организация образовательного интенсива. Первые две летние школы были организованы при содействии Российского научного фонда на средства гранта, однако в этом году Университет ИТМО принял решение самостоятельно продолжить традицию по организации летней школы и пригласить как иностранных участников, так и зарубежных лекторов для обсуждения актуальных вопросов в области нанофтоники и метаматериалов.
«Мы поняли, что Летняя школа по нанофотонике и метаматериалам нравится и организаторам, и лекторам, и участникам. В этом году внешне разница не заметна, однако мы как организаторы видим, что участники стали более целевыми. Школу, благодаря опыту первых двух лет, узнают, растет уровень докладов. Мы видим, что теперь к нам приезжают молодые ученые, которые хотят послушать конкретных лекторов, обсудить свои работы с конкретными людьми. Как и прежде, мы выделяем тревел-гранты для тех молодых ученых, которые в этом нуждаются. К слову, выбор не всегда падает на самого успешного с академической точки зрения учащегося. Например, в Летнюю школу по нанофотонике и метаматериалам может подать заявку успешный студент из Германии, однако выбор мы можем сделать в пользу учащегося из страны третьего мира, у которого меньше шансов ездить на научные мероприятия из-за отсутствия регулярного финансирования», – рассказал научный сотрудник физико-технического факультета Университета ИТМО Михаил Петров.
При отборе участников в летнюю школу организаторы обращают внимание, помимо традиционных CV и мотивационного письма, на заявки-доклады потенциальных участников. Несмотря на то, что доклад не является обязательным условием участия, зачастую именно он определяет, попадает молодой ученый в летнюю школу или нет. Также организаторы обращают внимание на научную группу, в которой работает ученый, и на его возраст. Так, молодой аспирант может быть приглашен, чтобы начать карьеру со знакомства с ведущими экспертами, а ученый в конце аспирантуры сможет рассмотреть Университет ИТМО в качестве дальнейшего места трудоустройства. По словам Михаила Петрова, в летнюю школу также стараются принять как можно больше представителей из тех научных групп, с которыми Университет ИТМО сотрудничает, так как молодым ученым в таком случае удается не только прослушать образовательный курс, но и поработать в лабораториях Университета ИТМО над совместными проектами.
«Ранее я уже становилась участником летних школ по нанофотонике для аспирантов, поэтому могу сказать, что школа в Университете ИТМО организована на высшем уровне. Я занимаюсь нелинейной оптикой кремниевых наноструктур. Мне было интересно послушать иностранных ученых, которые приехали прочитать лекции. Поскольку они ведущие специалисты в моей профессиональной области, можно было одновременно улучшить свои знания основ и узнать о неопубликованных результатах, а также представить свою работу в рамках стендового доклада и обсудить ее с передовыми экспертами. Я уже давно занимаюсь изучением такого нелинейного оптического эффекта, как генерация третьей гармоники в кремниевых дисках резонаторах. В Летней школе по нанофотонике и метаматериалам я представила исследование, в ходе которого выяснила, что с помощью использования структурированного света можно увидеть интересные эффекты, например, узнать, что, меняя поляризацию входного излучения, можно получать сигнал третьей гармоники или нулевой сигнал с одного и того же диска и, таким образом, осуществлять селективность излучения, что может быть полезным для фотонных устройств. В рамках летней школы больше всего мне запомнилась лекция Юрия Кившаря из Австралийского национального университета. С профессором мы работали над общими проектами, также я проходила обучение в Австралийском национальном университете, поэтому у нас много точек соприкосновения. Также мне запомнилась лекция Константина Блеха из Японии, который объяснял значение орбитального и спинового момента с помощью большого количества реквизита – он старался рассказать просто об очень сложных вещах», – поделилась аспирантка кафедры квантовой электроники МГУ Елизавета Мелик-Гаяказян.
В этом году география участников и лекторов осталась прежней – поровну разделились представители Европы и Азии. Несмотря на то, что в Летней школе по нанофотонике и метаматериалам за время ее существования сформировался основной костяк лекторов, в состав которых входят Юрий Кившарь (Australian National University, Australia), Константин Симовский (AALTO UNIVERSITY, Finland), Андрей Лавриненко (Technical University Of Denmark, Denmark) и другие, ежегодно 70 % состава лекторов летней школы меняется. В этом году для участников школы лекции прочитали специалисты из Германии, Франции, Южной Кореи, России, Саудовской Аравии, США, Италии, Хорватии, Японии и Дании. По словам организаторов школы, большое количество участников прибыли из научных групп МГУ и МФТИ, с которыми сегодня сотрудничает Университет ИТМО.
«Я стал лектором в Летней школе по нанофотонике и метаматериалам в Университете ИТМО впервые. Я принял решение поучаствовать по нескольким причинам. Главная заключается в том, что я знаю об опыте, который предшествовал этой школе, а также знаю, что Университет ИТМО – очень хорошее место для изучения оптики и фотоники, я знаю спикеров, которые согласились приехать в школу, и организаторов. Ранее мне уже удавалось поработать с Университетом ИТМО, однако не напрямую. В этот раз я прочитал лекцию о нелинейной оптике в нанофотнике, а именно о полупроводниковых наноустройствах. Мне было интересно общаться с участниками, я увидел серьезный подход и высокий уровень подготовки участников», – поделился профессор Университета Брешиа (Италия) Константино де Ангелис.
Как и в прошлые годы, участники летней школы посещали полуторачасовые лекции приглашенных спикеров, однако в этом году организаторы расширили время перерывов между лекционными частями, а также совместили ужины и обеды для лекторов и слушателей для того, чтобы участники школы больше общались в неформальной обстановке. В завершение летней школы участников ожидал экзамен.
«Согласно общей концепции мы прослушали лекции, а на пятый день нас разделили на группы. К каждой группе, в свою очередь, был приставлен лектор, который составил список задач на основе своих лекций. Задачи были интересны, так как они максимально приближены к реальным научным челленджам. Так, один из профессоров рассказывал про свой эксперимент и упомянул про использование конкретного инструмента. Часто в задачах нужно было объяснить, почему в том или ином эксперименте или исследовании необходимо использовать именно такое устройство, или нужно было проверить ранее посчитанную профессором величину. Таким образом, задачи превратились в целую научную работу в рамках одного дня», – рассказал магистрант СПб АУ РАН Иван Тофтул.