Расскажи, пожалуйста, как ты прошел отбор на Универсиаду?
Два года назад у нас проводилась студенческая лига по керлингу — это чемпионат среди студентов со всей России. По правилам лиги можно было участвовать в команде своего университета, но у ИТМО не было желания собирать команду по керлингу, поэтому мы собрали региональную команду — мужскую сборную от Петербурга. В тот год мы завоевали второе место, а в прошлом году стали первыми. Тогда как раз стало известно, что отбор на универсиаду будет проходить между двумя командами — победителями студенческой лиги и второй командой, которую выбирает Федерация керлинга России.
Мы сыграли напряженный отбор. У нас была серия до трех побед: первую игру мы спокойно выиграли, во второй в напряженном матче уступили, в третьей немного поменялся лед, и в итоге мы очень крупно проиграли. Четвертый матч, который мог оказаться для нас последним, тоже начался не очень удачно: мы проигрывали всю первую половину игры, и на счете 11:4 уже подумали, что, видимо, все, придется пробовать в следующий раз. Но после пятого энда вышли на лед и совершили нереальный камбэк, в итоге победив со счетом 12:13. Думаю, что это помогло обыграть соперника в решающем матче и пройти отбор на универсиаду.
Что было самым сложным уже на самих соревнованиях в Красноярске?
Самым сложным с психологической точки зрения на универсиаде было играть с микрофонами, когда тебе цепляют петличку, и все снимается на камеру и транслируется прямым потоком. Конечно, приходилось тщательно следить за собой. Не получалось раскрепоститься, играть по-простому, как мы привыкли.
А с игровой точки зрения в некоторых играх было сложно справиться со льдом. В керлинге к нему предъявляются очень высокие требования, лед – это главная составляющая, мы не можем, как хоккеисты, одинаково хорошо играть на льду разного качества. Дворец спорта имени Ивана Ярыгина — огромная площадка, температура воздуха там довольно высокая, и это может сильно повлиять на состояние льда. Поэтому бригада айсмейкеров приняла решение больше охлаждать лед, и он немного перемораживался. Мы ожидали немного другую кондицию, и то, что мы пытались делать в прошлых играх, здесь не срабатывало. А соперник умел перестраиваться под такой лед.
Универсиада — далеко не первое крупное соревнование в твоей карьере. Где удалось побывать за последние сезоны, каких успехов вы добились?
В позапрошлом сезоне мы выиграли два российских первенства — до 19 лет и до 22. Это было историческое достижение для российского керлинга, потому что петербургские мужские команды никогда не выигрывали первенство до 19 лет, а во-вторых, одна и та же команда в одном составе не выигрывала оба первенства за один сезон. В тот момент мы уже были одними из лучших в молодежке в стране, поэтому на следующий сезон нас взяли в молодежную сборную России, и мы приступили к серьезной подготовке.
Мы ездили на сборы в Японию, там был высококлассный лед и хороший уровень команд. У японцев их хоть и немного, но все они — серьезно подготовлены, поэтому игра с ними стала для нас хорошим опытом. Также почти сразу после Японии мы побывали на сборах в Канаде. На протяжении месяца мы сыграли четыре турнира. Канадцы — законодатели мод в керлинге, у них настолько высокий уровень, что даже отбор в их провинциях — это уже очень сложный этап, не каждый его пройдет. Поэтому в Канаде мы встречались с очень хорошими командами и тоже получили ценный опыт. Даже если мы проигрывали, то понимали, какие у нас ошибки и что нам необходимо изменить. Мы брали самое лучшее от всех команд, с которыми играли.
После этой подготовки мы ездили на молодежный чемпионат мира группы В в Финляндию, где мы заняли второе место. И тем самым обеспечили себе место уже в группе А чемпионата мира, который проходил в Шотландии.
С чего началось твое увлечение керлингом? И почему ты сделал выбор именно в пользу этого вида спорта?
Я попал в керлинг пять лет назад. На тот момент я как раз закончил заниматься фигурным катанием, некоторое время покатался в ледовых шоу, но стало скучно, и я все забросил. А моя сестра, которая учится в Университете имени Лесгафта, спросила меня: «А что, ты будешь дома сидеть?» – и предложила позаниматься этим видом спорта. Ее преподаватель по физиологии в университете как раз тренер по керлингу. Я попробовал и понравилось.
До этого я знал о керлинге довольно мало, смотрел пару игр на Олимпиаде в Сочи в 2014 году и тоже, как, наверное, многие российские зрители, многое не понимал. Но когда пришел, втянулся. Мой тренер сказал мне тогда: «Керлинг — это один из немногих видов спорта, где можно прямо сейчас, в твоем возрасте (а мне тогда было уже 16 лет) пойти в спорт и получить шанс поехать на Олимпиаду. Ты будешь этим заниматься?» Я недолго подумал и сказал да. И сейчас продолжаю идти к своей мечте.
Широко известно, какие требования предъявляются к фигуристам и хоккеистам. Есть ли особые требования в керлинге?
Особых требований нет. Ты можешь быть полным, худым, каким угодно. Например, команда Швеции, которая очень сильно готовится, усиленно тренируется, ездила на множество турниров, выигрывала столько сезонов, в финале Олимпийских игр в Пхенчхане проиграла американцам, которые имеют не совсем атлетичное сложение и не прочь выложить в соцсети, как они пьют пиво. В керлинге не так важны твои физиологические данные, играет роль и удача, но прежде всего нужно думать тактически.
Керлинг иногда даже называют шахматами на льду. Действительно похоже?
Да, это известная фраза. В керлинге есть капитан, который стоит в доме и продумывает тактические действия своей команды. Он называется скип. Но и все остальные игроки тоже думают и, если что, могут ему подсказывать (всего в команде по керлингу четыре участника: скип, вице-скип, первый и второй номера — прим.ред.).
Тактически играть довольно сложно, потому что есть очень много комбинаций. Это не совсем похоже на шахматы, в чем-то даже еще сложнее: в шахматах ты знаешь, что конь ходит буквой Г, пешка на одну или две клетки вперед, ладья двигается только по прямой и так далее. Здесь не так. Твой камень может прийти в одну точку, а может прийти на пять, десять сантиметров правее или левее. Все это очень сложно просчитать. Кроме того, нужно постоянно уметь перестраиваться от ситуации к ситуации, очень быстро думать и уметь просчитывать варианты.
Что в этом спорте привлекает тебя больше всего?
Я играю на позиции секонда (второй номер), и его основные броски — это работа с сильными весами, выбивание чужих камней. Здесь задача, как правило, выбить как можно больше камней. И когда я сажусь в колодку, вижу какой-нибудь сложный, интересный бросок, выезжаю, исполняю и все камни разлетаются, испытываю нереальный драйв.
Но в то же время я свипер, свипую камни скипа, вице-скипа и первого номера. И когда капитан делает последний бросок и его нужно привести в красную зону, в центр, ты тащишь этот камень изо всех сил, а он в итоге приходит на сантиметр ближе камня соперника, вместе со всей командой хочется кричать от радости. Этот драйв есть в керлинге, хотя не все его ощущают. Кажется, что все скучно, игра идет планомерно, но в какой-то момент все меняется и тебя захлестывают эмоции. Справляться со льдом, просчитывать ходы соперника, решать сложные задачи — это именно то, что мне нравится.
Сколько времени у тебя занимают тренировки?
Я тренируюсь пять дней в неделю по два часа — это именно ледовые тренировки. Кроме того, я также самостоятельно занимаюсь в зале, потому что в керлинге все-таки серьезные физические нагрузки. Тем более это необходимо на моей позиции, когда очень много свипуешь.
Есть ли возможность на достойном уровне тренироваться в Петербурге?
В Петербурге, к сожалению, нет специализированного катка, и нам приходится заниматься в торговых центрах. Фактически есть всего лишь две площадки: ТЦ на Бухарестской и на Савушкина. В каждом из них есть одна полноразмерная дорожка и одна урезанная — либо по ширине, либо по длине. Состояние льда там оставляет желать лучшего, потому что это все-таки торгово-развлекательные комплексы, там невозможно поддерживать нужный микроклимат. Мы уже очень долго пытаемся выбить каток, но ситуация не двигается с места.
На твой взгляд, ситуация с отсутствием площадок связана с тем, что керлинг не так популярен, как, условно, хоккей?
Не думаю, потому что в других регионах керлинг развивается, строятся достаточно хорошие катки. Например, в Ярославле, Новосибирске, где есть отличные площадки. Подготовка перед Универсиадой у нас была в Сочи, на олимпийском стадионе, который до сих пор функционирует как площадка для керлинга, там, пожалуй, один из лучших льдов в России. А второй сбор у нас как раз был в Новосибирске.
У нас же каток не строят по неизвестным мне причинам. Хотя подозреваю, дело в том, что питерские спортсмены и так показывают результат. Отличные результаты демонстрирует мужская сборная — команда из Петербурга под руководством Алексея Тимофеева. Женская сборная поехала на чемпионат мира, это также петербургские спортсменки, которые частично представляли Россию на универсиаде. В целом на универсиаде было две команды, которые на 90% состояли из петербургских спортсменов. Возможно, есть мнение, что питерские спортсмены справляются и без катков, тогда зачем им специализированная арена? А мы фактически вывозим на морально-волевых качествах.
А если все-таки говорить о популяризации, есть ли, на твой взгляд, шанс сделать керлинг таким же популярным в России, каким он является в той же Канаде или Норвегии?
Думаю, что это сложно сделать только за счет спортивных достижений. Например, Александр Крушельницкий и Анастасия Брызгалова, которые завоевали бронзу на Олимпиаде в Пхенчхане, показали отличный результат, но от этого люди стали смотреть керлинг чуть больше, и то — только дабл и только Александра Крушельницкого с Анастасией. Женская команда Анны Сидоровой много лет входила в топ мирового керлинга и тоже были любители именно этой команды.
Но в целом любителей керлинга не так много. Думаю, что они появляются за счет проведения таких мероприятий, как универсиада, увеличения количества трансляций. Например, на универсиаде перед каждой игрой ведущий спрашивал: «Вы первый раз на керлинге или нет?» И большинство зрителей отвечали, что да, первый. Некоторые даже потом подходили к нам и говорили: «Спасибо, ребята, мы теперь смотрим керлинг, это очень интересный вид спорта, будем болеть за вас!»
Параллельно со спортом ты учишься на четвертом курсе факультета «Системы управления и робототехника», на направлении «Прикладная математика и информатика». Почему в свое время ты выбрал именно такую специальность?
Довольно забавно, но, в отличие от многих своих одногруппников, которые отслеживали каждую специализацию и программу, я поступил наугад, но сейчас нисколько не жалею, что так получилось. Я сейчас именно там, где хочу быть. Я с детства любил математику, а в конце учебы в школе меня увлекло программирование. Я понял, что работать с машиной мне нравится больше, чем с людьми, поэтому выбрал прикладную математику и информатику.
Моя специализация нравится прежде всего тем, что мы изучаем, как решать сложные задачи, ищем новые пути, модели решения. Заниматься чистым кодингом, на мой взгляд, скучно, мне нравится решать проблемы и находить новые, интересные, крутые решения, которые будут быстрыми и эффективными.
Математика помогает в керлинге?
Да, то мышление, которое развивается при решении задач, помогает в решении тактических заданий в керлинге. В керлинге не обойтись без цифр, мы оперируем конкретными данными и статистикой: например, мы засекаем, сколько движется камень, следим за состоянием площадки, за каждым треком в отдельности, у нас есть процентаж исполнения бросков. Кроме того, мы, безусловно, анализируем показатели соперника: о его слабых местах могут сказать цифры, и они не врут. Следить за всеми этими факторами, показателями и держать много цифр в голове сложно, но мне удается. Все-таки я математик, и оперировать цифрами — моя профессия.
Чем ты планируешь заниматься в будущем — работать по специальности или все-таки сконцентрироваться на спортивной карьере?
Я надеюсь, что, как и сейчас, у меня получится совмещать. Например, так вполне успешно делают в Канаде. Это у нас в стране принято так, что если ты спортсмен, то ты практически нигде больше не задействован. А канадцы живут по такому графику: поработали, после работы пришли в керлинг-клуб, покидали камушки пару часов в свое удовольствие и поехали домой. А потом собрались в команду, поехали на турнир и выиграли его.
А какие твои ближайшие спортивные планы?
Через два года хочется еще раз поехать на Универсиаду, это грандиозное событие, на котором хочется побывать еще раз. И по возрасту я еще смогу пройти. Кроме того, мы стремимся и планомерно идем к тому, чтобы стать основной мужской сборной России по керлингу. Мы упорно тренируемся и с каждым годом становимся все сильнее. Уже с этого сезона мы начинаем снова бороться в Высшей лиге чемпионата России, где постараемся остаться и в перспективе побороться за плей-офф, потому что призеры чемпионата России как раз и играют между собой за право выступать на чемпионатах Европы и мира.