Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ имени аль-Фараби) является лидером Генерального рейтинга вузов Казахстана, членом Международной Ассоциации университетов и соучредителем Евразийской Ассоциации университетов. В составе университета 16 факультетов, 67 кафедр, 32 научно-исследовательских центра, а также технопарк. В университете обучаются более 25 000 студентов и магистрантов. Вуз сотрудничает с 418 крупными международными вузами мира по реализации совместных международных программ обучения, обмену студентов и проведению стажировок.

Одним из вузов-партнеров КазНУ является Университет ИТМО. На весенний семестр в Санкт-Петербург приехали семь студентов: Аяжан Ажгалиева, Зарина Ильясова, Улмекен Кенесбаева, Адиль Токумтаев, Арман Утегенов, Альбина Мухамбетова и Лаура Искакова, которые обучаются по направлению подготовки «Техническая физика». Как рассказывает Зарина, еще до решения отправиться в Петербург, студенты слышали много отзывов от тех, кто уже обучался по обмену в Университете ИТМО.

«До нас в Университет ИТМО по программе академической мобильности ездили многие студенты. Они, конечно, делились впечатлениями, рассказывали, что это большой опыт, можно получить новые знания, познакомиться со многими людьми, увидеть город. Все это в комплексе расширяет кругозор. Они советовали поехать. С другой стороны, в Казахстан также регулярно приезжают студенты из Университета ИТМО. Для них это тоже хорошая возможность познакомиться с тем, как все устроено у нас», — говорит она.

Зарина Ильясова
Зарина Ильясова

Обучение в Университете ИТМО

Сейчас Аяжан, Зарина и Улмекен учатся на третьем курсе физико-технического факультета КазНУ (кафедра технической физики и теплофизики). На этом этапе студенты уже могут выбирать индивидуальную траекторию обучения. В сферу их интересов входит теплоэнергетика. В Университете ИТМО студенты изучают пять дисциплин, в том числе системы автоматизированного проектирования технологических процессов, экспериментальные методы исследования, диагностика энергофизических процессов, системы охлаждения приборов, также ряд предметов они проходят дистанционно.

«Эти дисциплины наиболее подходят тем, которые мы должны изучать на третьем курсе в соответствии с выбранной нами траекторией. Но из-за того, что в КазНУ и Университете ИТМО немного различаются учебные планы, здесь мы обучаемся вместе со студентами четвертого курса. Поначалу было сложновато, потому что мы не так углубленно изучили некоторые понятия. Но нам помогали и сами студенты, и преподаватели, предлагали дополнительные занятия, разъясняли материал», — говорит Зарина.

Кроме того, в Казахстане студенты учатся на английском языке, поэтому в Петербурге пришлось перестраиваться на другой язык, добавляет Аяжан. В Университете ИТМО они получили как теоретическую, так и практическую подготовку. Например, студенты выполняли целый ряд работ в химических лабораториях, а также попрактиковали свои навыки с помощью различных IT-инструментов.

«Нам очень помогла дисциплина «Системы автоматизированного управления», которую мы изучали здесь. Мы работали в ряде специализированных программ и учились разрабатывать детали для установок. Кроме того, достаточно большую долю обучения занимала лабораторная практика. Среди прочего мы делали работы по химии, этот опыт также был очень полезен», — рассказывают студентки.

Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Источник: express-k.kz
Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Источник: express-k.kz

В процессе обучения студенты поработали над собственными проектами вместе с научными руководителями. Проект Зарины Ильясовой был посвящен расчету теплопотерь в квартирах, расположенных в многоэтажных домах. В этой работе она исследовала существующие тарифы на отопление, сколько пользователи могут переплачивать из-за потерь, а также в целом — как можно оптимизировать эту систему. Эту работу она планирует продолжить и после завершения обменного семестра в Петербурге.

Улмекен Кенесбаева вместе с научным руководителем исследовала тему, посвященную контактным термическим сопротивлениям, а именно - влияние различных термопроводящих материалов на теплопроводность. Теплопроводные материалы, в частности пасты, обеспечивают эффективный тепловой контакт в приборах при отводе тепла от электронных элементов. Термопасты уменьшают термическое сопротивление и используются в изделиях тепло- и электротехники. В электронной промышленности материалы с низким тепловым сопротивлением и высокой теплопроводностью в данный момент находятся в процессе разработки.

«По итогам проекта мы поняли, что это не сильно разработанная тема и есть много аспектов, которые можно исследовать. Мой руководитель дал много дополнительной литературы и посоветовал мне заниматься исследованием и в дальнейшем. Вернувшись в Казахстан, я планирую развивать эту тему вместе со своими научными руководителями на кафедре», — говорит она.

Теплопотери в доме. Источник: bn.ru
Теплопотери в доме. Источник: bn.ru

Аяжан Ажгалиева, в свою очередь, работала над проектом, посвященным теплозащитным материалам. Такие материалы также применяются в широком спектре областей. Например, в авиастроении они используются в качестве пассивного средства защиты какой-либо поверхности летательного аппарата или других элементов конструкций от аэродинамического нагревания или воздействия горячего газового потока. Большие перспективы применения таких материалов в строительстве и даже при производстве одежды.

Было и несколько особенностей обучения, которые удивили студентов из Казахстана. Например, до приезда в Петербург они никогда не сталкивались с делением недель на четные и нечетные. Пришлось привыкать и к парам по полтора часа, ведь в Казахстане лекции длятся 50 минут. И наконец, если в КазНУ все экзамены проходят в письменном формате, то в России студенты готовились в том числе и к устным зачетам, а также завели зачетные книжки. Кроме того, как отмечает Аяжан, в Университете ИТМО они заметили достаточно много иностранных студентов.

Перспективы

В будущем студенты видят себя инженерами и нацелены на практическую работу. Они уверены, что теплоэнергетика — востребованная и перспективная область, которая активно развивается как в России, так и в Казахстане.

«Теплоэнергетики могут находить новые, альтернативные методы использования энергии, оптимизировать теплофизические процессы, работать над созданием новых моделей, нацеленных на внедрение новых технологий в энергетику страны в целом. С каждым годом на планете все меньше и меньше ресурсов, поэтому необходимо разрабатывать новые способы использования энергии, в том числе альтернативные источники. Это экологично, удобно, экономично. И сейчас в Казахстане очень большой потенциал для развития в этой области», — говорят Зарина и Улмекен.

Аяжан добавляет, что хороший технический бэкграунд дает возможность не ограничиваться лишь одной областью знаний и одной траекторией развития. Даже в пределах теплоэнергетики можно заниматься как моделированием установок, так и, например, административной работой.

Перейти к содержанию