Еще раз хочу поздравить тебя с победой. В финале были довольно непростые погодные условия, тем не менее тебе удалось завоевать золотую медаль турнира по итогам двух гонок. О чем ты подумал тогда, на финише? Сразу понял, что выиграл?
Я понял, что победил, уже после того, как мы заехали в закрытый парк. Это ангар, который находится за пределами трассы, где стоят все машины. Мою машину отправили не на проверки, а сразу к подиуму.
Но вообще, когда только выходишь после гонки, ты опустошен, ведь на протяжении всех 40 минут ты испытываешь колоссальное напряжение. Потом тебя отпускает: уже понимаешь, что происходит, приходит радостное чувство.
Победа была для тебя ожидаемой?
Нет. После двух квалификаций, которые тоже было непростыми, и после первой гонки, было понятно, что нужно сделать, чтобы выиграть Олимпийские игры в этом классе. Но совсем не было очевидно, получится ли это сделать.
Как долго ты шел к тому, чтобы выступить в составе команды, которая будет представлять Россию на FIA Motorsport Games?
Я прошел довольно длинный путь. И все это время было посвящено обретению скорости, опыта, железных нервов. Все это в сумме дало возможность выступать на разных соревнованиях, показывать стабильный результат.
Если говорить о зарубежном опыте, до FIA Motorsport Games я принимал участие в различных международных соревнованиях. Например, выступал на всем известной трассе Монца. Там я выиграл одну гонку из двух. После этого была другая итальянская трасса Муджелло, там я выиграл квалификацию, но из-за технических ошибок на машине не смог проехать обе гонки. Кроме того, участвовал в гонке в Бельгии, но там я был первый раз на трассе, было очень мало кругов, чтобы с ней познакомиться, и не получилось зафиксировать хороший результат. А в России, конечно, удалось побывать уже на все кольцевых трассах.
Ты начал заниматься автоспортом в 13 лет. Почему сделал именно такой выбор?
Тогда мы с папой пошли в картинг-клуб, и я помню, что сразу достаточно быстро объехал его по времени. С этого все и началось. Начал заниматься прокатным картингом, затем спортивным, а после кольцевыми гонками.
Родители поддерживали твое увлечение?
Конечно, мой отец — инженер, он фактически и занимался всем этим. Отец присутствовал и присутствует в качестве инженера на каждой моей гонке. Вместе с ним мы выбираем настройки для автомобиля, смотрим телеметрию, разрабатываем тактики на гонку. Многие знают, как складывалась карьера у Макса Ферстаппена (нидерландский автогонщик, пилот команды «Ред Булл Рейсинг» Формулы-1 — прим.ред.), им фактически занимался его отец, он даже в картинге мотор ему настраивал. Моя история очень похожа. Хотя здесь есть и обратная сторона медали — бывает, что иногда друг от друга немного устаем и отношения могут стать немного напряженными. Важно уметь их налаживать. Думаю, у нас получается.
А мама смотрит гонки, не переживает?
Мама сказала: «Посмотреть сезон РСКГ меня хватило, но это гонку я смотрела в записи» (РСКГ — Российская серия кольцевых гонок, Клим Гаврилов является бронзовым призером минувшего сезона РСКГ — прим.ред.). У моего знакомого похожая ситуация: когда он занимался профессиональным картингом, мама не выдерживала, уходила на старте и возвращалась на трибуну только в середине гонки.
Что было самым сложным в твоей карьере? Не возникало желание бросить, заняться чем-то другим?
Не сказал бы, что были такие моменты, которые реально заставляли задуматься, что я их не могу преодолеть. Бывали, правда, такие ситуации, когда у меня появлялись другие увлечения и я на какое-то время начинал забывать про автоспорт. Но в такие моменты мне очень четко говорили: «Если тебе не нравится автоспорт, может, просто и спокойно с этим закончить?». Для меня эти мысли всегда были очень серьезным стимулом задуматься и сделать выбор. И я всегда возвращался к автоспорту. Все-таки это ближе всего.
Как и где проходят тренировки? Сколько времени они занимают?
В течение этого сезона у меня было несколько этапов тренировок, проходили они в разных местах. Прежде всего я занимался общей физической подготовкой с тренером. Такие тренировки включают в себя в том числе бег на улице, кроссфит и так далее. Но также после этого мы приняли решение, что мне необходимо позаниматься боксом, чтобы добавить агрессивности на трассе. В гонках ведь тоже необходимо уметь защищаться и, что называется, «показывать зубы». Боксом я занимался в Школе Валуева на Васильевском острове — все было достаточно серьезно, это полноценные тренировки со спаррингом. Занятия продолжались полгода. Ну и наконец, в середине сезона я продолжал заниматься физической подготовкой самостоятельно — просто ходил в тренажерный зал. Перед FIA Motorsport Games я усиленно занимался в спортзале, ходил туда ежедневно.
Кроме того, в автоспорте считается, что чем больше времени ты проводишь за рулем, тем лучше. Есть такое понятие, как «накат». Условно, если ты решишь 50 однотипных примеров, то 51-ый решить уже очень просто. Здесь все в принципе то же самое: чем больше ты выезжаешь, тем быстрее будешь ехать по треку — до каких-то объективных пределов. И параллельно ты работаешь над стабильностью, чтобы укладывать так каждый круг.
Я ездил на тренировки в Валлелунгу 30 августа, мы провели там два дня, за это время удалось проехать достаточно много кругов. Правда, тогда там были совсем другие условия — было жарко, резина «подплывала». Тем не менее, познакомиться с трассой получилось, и, когда я приехал повторно, проблем не возникло.
А в Петербурге тренируешься, нет с этим проблем?
Да, перед этапом мы вывозили наш автомобиль на Автодром Санкт-Петербурга. Это делалось для того, чтобы как раз проверить геометрию автомобиля. Иными словами, мы сделали определенные настройки, а дальше, чтобы не терять время в Валлелунге, где у нас было всего две тренировки, свозили машину на наш автодром, чтобы ее «протрясти». Мы заранее решили все проблемы, поэтому уже на трассе машина ни разу не подвела.
Гонки — командный спорт, где многое зависит не только от гонщика, но и от команды конструкторов, инженеров, механиков. Но если говорить о мастерстве гонщика, какими главными качествами он должен обладать, на твой взгляд, чтобы успешно выступать на соревнованиях?
Я думаю, что таких качеств несколько. Во-первых, у гонщика все-таки должен быть талант, чувство автомобиля, предрасположенность к этому. Ведь даже просто на дорогах есть водители, которые прекрасно управляются с автомобилем, а есть такие, кто постоянно попадает в аварии.
Во-вторых, это работоспособность. Многие гонщики забывают о том, что они должны все знать о своем автомобиле, разбираться в настройках. Часто пилоты оставляют эти задачи инженеру, приходят и говорят: «Вот здесь и здесь не “держало”, а дальше не интересуются, что там сделают с машиной. Я считаю это большой ошибкой. На мой взгляд, необходимо самому все контролировать, проверять настройки, знать о своем автомобиле по максимуму. Пилот должен говорить инженеру, что, на его взгляд, необходимо поменять в автомобиле, как это должно произойти. Я этим занимаюсь, потому что меня к этому приучил мой отец. Он всегда говорил мне: «Ты должен это знать, это твое преимущество».
Поэтому, проехав по трассе, я сразу могу определить, что мне, допустим, не хватает переднего зацепа с трассой. А заехав в пит-лейн, быстро могу объяснить, что надо сделать механикам, какие настройки изменить, и мы делаем это прямо на ходу. Когда ты разбираешься в своем автомобиле, это значительно ускоряет процесс.
Остается время на хобби?
Остается. В свободное время я увлекаюсь дизайном, сам разрабатываю принты для одежды, в основном это футболки, кофты, джинсы. То есть я сам разрабатываю дизайн, сам покупаю качественную одежду, а потом иду в студию к ребятам, с которым работаю уже довольно давно, они наносят принт, и на выходе я получаю продукт, который уже достаточно многим интересен.
Ко мне давно обращаются мои знакомые, например, один из последних проектов был такого плана: друг выпустил рэп-альбом, и его сестра попросила меня сделать две футболки с обложкой альбома. Я сделал, и в итоге из двух футболок на день рождения это превратилось в серию из 13 футболок. Я стараюсь развиваться в этом направлении — например, недавно общался с ребятами, которые уже имеют свое полноценное производство. Надеюсь, что скоро разберусь с занятостью и выпущу свою капсульную коллекцию.
Кстати, Audi Sport, на которой ты выступал в Италии, была брендирована российским флагом и логотипом Университета ИТМО. Это обычная практика для гонок — представлять не только страну, но и родной университет?
Почти нет.
Почему ты решил это сделать?
На самом деле у нас есть один пилот, который ездит в Формуле-2, — он тоже возит логотип своего университета. Я подумал, что представлять университет — это действительно круто. Ну и наконец, все официально будут знать, где я, и мне не придется носить каждый раз справки преподавателям, почему я отсутствовал на парах.
Сейчас ты учишься на втором курсе факультета программной инженерии и компьютерной техники. Почему два года назад выбрал ИТМО и это направление, в частности?
Когда я заканчивал школу, уже занимался дизайном. И тогда я решил для себя, что мне нужно развиваться в этом. Я начал искать различные направления, узнал, что в Москве есть университет, который занимается исключительно дизайном. Но чтобы туда поступить, мне нужно было сдать историю. Это был абсолютно не мой вариант, потому что я сдавал информатику, физику и математику (профиль). Я нашел это направление в ИТМО, в котором сочетаются дизайн и программирование. Подумал: «Круто, все учтено: ты получаешь фактически двойное образование и на выходе можешь быть и 3D-дизайнером, и программистом». Я прошел по баллам и в итоге поступил без проблем.
Те знания, которые ты получаешь в университете, помогают тебе в жизни?
До дизайна я еще не добрался, он начнется у нас с третьего курса. Но программирование уже помогает. Например, в гонках у нас есть такая таблица, которая отвечает за весовые гандикапы марок. Что это значит? Так как существует несколько производителей автомобилей, у каждой есть свой весовой гандикап, который увеличивается или уменьшается в зависимости от скорости. То есть если эта марка с этим пилотом быстро проехала, то всех пилотов на этой марке загружают на какой-то вес. Если медленно — вес, соответственно, снимают.
Получив знания в области программирования, я начал лучше разбираться в этой теме — мы четко посмотрели, как это работает, это существенно помогло.
Какие твои дальнейшие планы?
Конечно, прежде всего хочу успешно окончить университет. Буду продолжать развиваться в автоспорте — это то, что заставляет меня держаться в форме, не сидеть на диване. Планирую перейти в следующий, более быстрый класс — GT3, сейчас мы как раз рассматриваем эту возможность. Если говорить о дизайне, тоже планирую продолжать это направление, добраться до производства своей капсульной коллекции. Может быть, в будущем получится сделать свой бренд. Я считаю, что высшее образование никогда не будет лишним. Университет прежде всего заставляет тебя думать, развиваться. Благодаря образованию ты не стоишь на одном месте.