Артем, в этом году вы прочитали курс студентам образовательной программы «Световой дизайн» Университета ИТМО. Расскажите, с чего началось ваше знакомство с программой?
С руководителем программы Натальей Быстрянцевой я знаком более 5 лет. Мы периодически пересекались на разных мероприятиях, международных конференциях. В этом году Наталья предложила мне прочитать лекции по световой культуре для студентов образовательной программы «Световой дизайн». К этому моменту у меня уже был опыт преподавания. И я сразу согласился.
В 2020 году вы вошли в список наиболее талантливых и перспективных представителей индустрии светового дизайна в мире. Как относитесь к такому признанию?
Конечно, я был очень рад, когда меня номинировали, и для меня это оценка моего вклада в развитие индустрии светового дизайна. Кстати, до сих пор не знаю, кто меня выдвинул, так как это было анонимно. На вручение наград я должен был лететь в Лондон, но поездка отменилась из-за пандемии коронавируса. Поэтому памятную табличку я получил по почте.
Расскажите о географии своих проектов в области светового дизайна?
В России мои проекты представлены, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге. Был опыт работы с ресторанным пространством в Душанбе, проектирование выставки в Лондоне. В Индии я реализовал проект по фасадному освещению госпиталя. Сейчас я постоянно живу в Германии и работаю в студии «CUT», в основном, в области светового дизайна общественных и коммерческих пространств: офисы, банки, вокзалы, консерватории — как внешнее освещение, так и внутреннее. Но бывают и исключения: так, в прошлом году у меня было 4 проекта по созданию световых решений для храмов. Это был очень интересный опыт!
Что, на ваш взгляд, важнее в профессии светодизайнера — теория или практика, творчество или технологии?
Должен быть правильный баланс и того, и другого. При недостаточном понимании технической составляющей невозможно сделать качественный проект. Без оригинальной идеи, без души, даже безупречно выполненная с технической точки зрения работа будет безликой и неживой.
А вы смогли найти такой баланс? Вы ведь по первому образованию инженер? Как получилось, что вы стали светодизайнером?
Да, изначально я получил инженерное образование МГТУ им. Н. Э. Баумана. Во время своего обучения я поехал на семестр по обмену в Датский Технический Университет и там впервые столкнулся с проектированием освещения. Меня это настолько затянуло, увлекло, что я понял: хочу развиваться в этой сфере дальше. По возвращении в Россию я написал диплом на тему естественного освещения и начал работать — со светом. Потом понял, что мне не хватает знаний именно в дизайне, и поэтому поступил в Hochschule Wismar в Германии, отучился во второй для меня магистратуре по направлению световой дизайн и дизайн-менеджмент. Это была программа для работающих специалистов, и большая часть семестра проходила удаленно, что позволяло совмещать учебу с работой. Поэтому я работал в Москве и приезжал на короткие промежутки в Германию на сессии.
Расскажите о своем курсе Light in Culture (blended learning), который вы прочитали для студентов образовательной программы «Световой дизайн»?
Это, своего рода, введение в профессию. В рамках лекций мы рассмотрели много вопросов. Кто такие световые дизайнеры? Что нового и интересного они могут привнести в проект? Как вообще работает эта индустрия? Каковы ее ценности и что такое социальная ответственность? Что такое световая культура и ее значение в контексте культурных различий? Свет как инструмент формообразования и экспериментального моделирования в искусстве, архитектуре и дизайне. Световая среда города: человек — общество — культура. Основная задача курса была в попытке дать общее представление о световой культуре и специальности светодизайнера в России и за рубежом. Более глубокая цель — дать возможность студентам задуматься о таких понятиях, как призвание, предназначение, любовь к профессии. Очень важно осознать, зачем вы приходите в эту отрасль и какое влияние можете оказать на мир.
Кроме лекций было четыре практических занятия. И на каждом студенты презентовали свои работы. Очень часто у тех, кто обучается световому дизайну, да и дизайну в целом, графическому или в архитектуре, есть проблемы с живой презентацией собственных идей. И если студенты начинают практиковать эти навыки еще во время обучения, то уже в своей профессиональной деятельности им становится намного проще донести до слушателей то, что необходимо.
А что это были за работы?
В рамках первого задания студенты изучали световые природные явления, например: молнию, биолюминесценцию, солнечное затмение. Нужно было рассказать про это с физической точки зрения и проанализировать, как это явление воспринимается в разных культурах мира и религиях. Например, в скандинавской мифологии, в греческой или христианстве. То есть рассмотреть световое явление с разных точек зрения. В итоге получилось небольшое исследование — своего рода базовый предпроектный анализ в такой игровой форме. В ходе второго задания студенты анализировали проекты известных архитекторов, которые работают с естественным светом.
Далее последовало аналогичное задание, где объектом исследования были знаменитые светодизайнеры и мировые студии светодизайна: я просил изучить истории и ценности студий, а также разобрать несколько знаковых проектов. И последнее, четвертое, задание было еще более творческим. Студенты проектировали свою собственную небольшую световую инсталляцию, передающую эмоцию внутри белого макета: требовалось поработать с материалами, со светом и сфотографировать получившиеся эффекты. То есть это был уже такой мини-проект, который стал очень полезным для дальнейшего обучения: уже в следующем семестре ребята будут разрабатывать объекты в реальной среде.
В чем рецепт вашего успеха и что нужно делать студентам, чтобы добиться такого же профессионального признания?
Во-первых, любить свою профессию, понимать свою ценность и постоянно развиваться, интересоваться всем, что происходит в сфере светового дизайна. Не бояться экспериментировать, искать новое в привычном, развивать мультикультурное и междисциплинарное мышление — стараться смотреть на задачу с разных точек зрения, глазами разных специалистов.
Во-вторых, учить английский. Все основные материалы, последние исследования, конференции требуют знания английского. Если вы хотите быть в тренде и в курсе того, что происходит, вам нужно быть готовым, как минимум, понимать информацию на английском, а желательно свободно общаться на этом языке.
И третий момент — это нетворкинг. Полезно развивать свою сеть контактов. Лично я стараюсь делиться своими знаниями, и это возвращается ко мне обратно. Я много выступаю, организовываю мероприятия, связанные со световым дизайном, воркшопы — зачастую на волонтерской основе. Обычно участники этих мероприятий подходят ко мне с благодарностью и иногда обращаются с какими-то новыми инициативами и проектами. Таким образом можно знакомиться с людьми, которые имеют большой вес в индустрии. С ними, в первую очередь, очень интересно общаться. Ну и делать совместные проекты.