Зачем сегодня нужны высшие учебные заведения? Как учить поколение «зумеров»? Каким образом трансформировать образовательные программы под запросы цифровой экономики? Сегодня все, кто связан с высшей школой, ищут ответы на эти вопросы. Обмен опытом — важная часть этого поиска, возможность перенять лучшие практики и понять, почему старые подходы перестали работать.
Поэтому Университет ИТМО организовал большую конференцию ITMO.OPEN: Educational practices, которая собрала в Петербурге порядка 200 преподавателей, руководителей образовательных программ, деканов и ректоров со всей России. По словам первого проректора Университета ИТМО Дарьи Козловой, мероприятие было задумано как площадка для диалога сотрудников российской высшей школы.
«К нам очень часто обращаются вузы-партнеры с вопросами: как у нас устроена IT-система или как ведется учебная аналитика, — объясняет Дарья. — Мы собрали эти вопросы вместе и пригласили наших партнеров встретиться у нас на два дня. Мы подумали, что Университет ИТМО должен делиться всем тем, что мы наработали во время проекта «5-100» и до него, поскольку мы как ведущий вуз впитали очень много практик. Кроме того, программа «Приоритет 2030», которая сейчас объявлена правительством, направлена на коллаборацию вузов. И лучше мы будем строить эту коллаборацию здесь, осознанно, в диалоге, чем по электронной почте».
С правом на ошибку
Открыла программу мероприятия общая сессия, посвященная тому, как сделать учебу в вузе комфортной и интересной для студентов. А главное, как помочь студентам найти себя в жизни и стать по-настоящему востребованными специалистами.
Как отметила Дарья Козлова, сегодня персонифицированное образование должно означать не просто возможность выбора нескольких предметов в расписании. Оно складывается из разных элементов: научной активности; выборных предметов; социальной активности; театральных кружков и спортивных клубов, которые воспитывают в обучающемся «мягкие» навыки и лидерские качества. При этом необходимо уделять внимание интердисциплинарности, объединяя студентов разных направлений в общие команды и давая им попробовать себя в разных областях знания.
«Мы в ИТМО ввели блок внутривузовской академической мобильности для каждого студента, когда каждый студент выбирает две дисциплины не из своей профессиональной области, — пояснила первый проректор Университета ИТМО, — айтишники приходят к химикам, биологи — к физикам. Для них это шанс познакомиться со студентами других групп и направлений. Кроме того, это отличный повод усомниться, а там ли ты учишься, ту ли специализацию, программу, факультет ты выбрал?»
В целом, по мнению Дарьи Козловой, для вуза принципиально создать атмосферу, в которой сотрудники и студенты не боятся пробовать и ошибаться. Кроме того, важно, чтобы преподаватели постоянно были в поиске и были готовы «выйти за флажки» формальных требований и правил, если это нужно, чтобы сделать занятия интереснее и полезнее для студентов.
Какие пары не прогуливают?
Как мотивировать студентов не пропускать занятия? С этим вопросом сталкивался, наверное, каждый преподаватель. Универсальных рецептов здесь нет: то, что работает в одном случае, может дать осечку в другом. Кроме того, время идет, и каждое поколение студентов ждет от лекторов каких-то новых подходов.
Как отметила преподаватель Института международного развития и партнерства Университета ИТМО Юлия Романенко, современному лектору важно быть другом для студентов и помощником в освоении знаний, обладать харизмой и готовностью свободно говорить с обучающимися. Именно так у него есть шанс зажечь своим энтузиазмом аудиторию. При этом занятия должны строиться таким образом, чтобы студенты воспринимали новые знания через собственный опыт и учились друг у друга.
«Распространен миф, что наши студенты — одиночки, что они только и делают, что сидят в мобильных телефонах, — пояснила Юлия. — На самом деле это не так. Современные молодые люди очень много времени проводят в коммуникации. Более того, если для нас раньше авторитетом были селебрити, то для студентов сегодня авторитеты — такие же, как они. Они на самом деле учатся друг у друга».
Важным дополнением к традиционным занятиям могут стать дистанционные форматы. Как показала пандемия, преподавание может не только не терять от «удаленки», но даже и получить новое звучание. Так, ассистент факультета систем управления ИТМО Алексей Перегудин в 2020 году был вынужден создать канал на YouTube. Теперь он называет записи своих лекций «суперконспектами».
«Знаете, что я заметил? Что перед контрольными и перед экзаменами просмотры [лекций] растут, люди реально их смотрят [для подготовки], — отметил Алексей. — Кажется, что мы друг от друга отдалились, — добавил он, — но в чем-то это хорошо. В аудитории есть очень стеснительные люди по своей натуре. Им стеснительно задать вопрос, проявить какое-то непонимание. Эта дистанционная связь позволяет им чувствовать себя в безопасности, “развязывает им руки”. Я заметил, что мне в чат [во время удаленных занятий] пишут гораздо более смелые вещи, а самые активные на таких занятиях — это те люди, которых я не замечал вживую».
Правила игры
Важной частью работы по повышению интереса студентов к занятиям является геймификация образования. О том, как она используется в Университете ИТМО, рассказали на конференции преподаватели дисциплин общеуниверситетского блока Soft Skills.
«Можно начинать с малого, делить ребят на команды, добавлять элемент случайности [в занятие], “счастливый билет”, — рассказала преподаватель Университета ИТМО Антонина Федорова, — можно добавлять выбор, когда сами студенты определяют, что они будут сегодня изучать и в какой последовательности. Или же можно добавлять игровую метафору, где обучающиеся не просто изучают теорему по физике, а, например, бьются с Волан-де-Мортом».
При этом можно не только вводить элементы игры в задание, но и использовать уже готовые настольные игры или даже разрабатывать их самостоятельно.
«На разработку игры иходит много сил, но если вы хотите, чтобы люди вам поверили и захотели дальше накладывать то, что вы говорите, на опыт, то здорово было бы с ними поиграть, потому что игра — это модель опыта», — объяснила Анастасия Причисленко, руководитель направления Soft Skills по личной эффективности и публичным выступлениям Университета ИТМО.
Несмотря на то, что такой подход может показаться «несерьезным», его результаты очевидны. Как отметила преподаватель Университета ИТМО Марина Казанцева, геймификация приводит к увеличению доли стабильного посещения занятий. Так, в Первом Неклассическом ее удалось довести почти до 80%.
Кадровый вопрос
Умение преподавателей взаимодействовать с аудиторией и их знание своего предмета во-многом определяют уровень учебного заведения, в которых они работают, — уверен директор центра рейтинговых исследований ИТМО Илья Куфтырев. Он провел на конференции две отдельных сессии.
«Вуз, о котором хорошо говорят, в который пойдут учиться — это вуз, в котором работают хорошие преподаватели. Главное — не красивые стены, не “вкусная” картинка на сайте, а то, кто и как преподает в университете», — подчеркивает он.
Решение кадрового вопроса — это первый, важнейший шаг на пути к узнаваемости вуза. Однако это еще не все. Как утверждает Илья Куфтырев, о вузе не начнут говорить, пока он сам не станет рассказывать о своей работе. Делать это можно разными способами: публиковаться в качественных, высокорейтинговых журналах, устраивать конференции на площадке своего вуза, работать со СМИ. В идеале, делать это необходимо одновременно. Важнейшим инструментом также являются международные коллаборации. Не стоит думать, что зарубежным партнерам интересны только ведущие столичные вузы.
«Подчас, у небольшого регионального вуза бывает даже больше преимуществ в борьбе за зарубежных партнеров. Ведь к нему не выстраивается очередь из коллабораторов, а, с другой стороны, у самого вуза может найтись целый ряд конкурентоспособных тематик в образовании и исследованиях, интересных с точки зрения международного сотрудничества. Поэтому бояться здесь ничего не надо, а следует для начала проанализировать список ваших потенциальных зарубежных партнеров. Не найти точки пересечения практически невозможно», — добавил Илья Куфтырев.
Эти усилия в итоге отразятся не только на узнаваемости вуза, но и на его позициях в российских и международных рейтингах. А места в рейтингах, в свою очередь, является важным инструментом продвижения и позиционирования университета на глобальном рынке образования.
Программа максимум
В университете хорошие преподаватели должны не только преподавать. Также они должны постоянно работать над тем, чтобы адаптировать свои образовательные программы и курсы к развитию науки и требованиям времени. Этой теме был посвящен отдельный круглый стол в рамках ITMO.OPEN: Educational practices.
Как подчеркнула директор Международного центра цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО Антонина Пучковская, для создателей образовательных программ важно постоянно смотреть на свой образовательный продукт в современной оптике и следить за важнейшими трендами в своей специальности.
«Прежде всего надо изучить целевую аудиторию, — отметила она, — кому нужна программа, изучить рынок труда, где ваши будущие студенты могут быть трудоустроены. Или, быть может, как в нашем случае, вы можете выступать фронтиром, сами формируя рынок труда».
Также важно поддерживать постоянную обратную связь со студентами и абитуриентами, корректируя свою работу с учетом получаемой от них информации, считает доцент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО Сергей Шаветов.
«Необходимо встречаться с первокурсниками, спрашивать, чего они ожидают [от обучения], — отметил Сергей, — и на последующих курсах важно проводить опросы, выстраивать доверительное общение, чтобы понимать, туда ли мы движемся, мотивированы они на учебу или нет. Если нет, то почему».
При этом важно, чтобы внутри программ оставалась свобода для студентов, которые смогут настроить образование «под себя», выбирая необходимые именно им знания и компетенции для реализации собственных наукоемких бизнес-проектов, считает декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Антон Гопка.
На стыке миров
Тема интердисциплинарности звучала не только на открытии конференции, но и на отдельных сессиях. В частности, на той, где выступали представители Центра искусства и науки Университета ИТМО. Они рассказали, как развивать в техническом вузе интерес к современному искусству, а именно — такому направлению, как art&science. Одним из инструментов, которые позволяют разрушить «стену» между специальностями среди студентов бакалавров, является майнор.
«Это факультативы, которые открыты для всех студентов бакалавриата 2-4 курсов вне зависимости от их направления, — рассказывает директор Центра искусства и науки Алия Сахариева. — Пройдя майнор, студенты могли познакомиться с этим направлением, понять, насколько им это интересно. Сама по себе вовлеченность в трансдисциплинарный проект говорит о том, что человек открыт к экспериментам, к чему-то новому и креативному. Для магистрантов же существует возможность представить свою дипломную работу в виде арт-проекта и поучаствовать в выставке дипломных проектов выпускников магистратуры Art&Science. Два таких проекта можно будет увидеть на выставке уже с 28 мая в пространстве AIR».
Также майноры — это хороший способ привлекать новых абитуриентов на магистерские программы, посвященные научно-технологическому искусству. Впрочем, в Центре не останавливаются только на майнорах. Там активно проводятся летние и зимние школы, а также специально запущена программа premasters, пройдя которую потенциальный абитуриент сможет понять, стоит ли ему поступать на эту специальность.
«Art&Science Premasters проходит онлайн, на английском языке, бесплатно и в гибком формате. Это позволяет студенту осознанно поступить в магистратуру, понимая, куда он идет и зачем», — отметила Лина Кипрюшина, координатор образовательных проектов Центра искусства и науки ИТМО.
Новый образ предпринимателя
Современный вуз может быть не только местом развития науки и образовательным центром, но также местом развития технологического предпринимательства. Для этого в рамках университета необходимо создавать акселерационные программы. О том, как такая деятельность ведется в ИТМО, рассказала заместитель директора Технопарка ИТМО Олеся Баранюк.
«Мы свою миссию видим в том, чтобы помогать талантливым людям реализовывать свои высокотехнологичные и значимые проекты, — объяснила Олеся. — Мы помогаем находить сооснователей проектов, экспертов, наставников, инвесторов. Зачем это вузу? Мы создаем стартапы, малый бизнес, который вносит свой большой вклад в развитие экономики Российской Федерации. Эта работа, скорее, не про деньги, а про смыслы, про формирование образа нового меняющего мир предпринимателя и про то, что мы даем ему те инструменты, которые позволят ему в будущем справиться с любой сложной ситуацией».
Не только сохранить, но и приумножить
Серьезное обсуждение развернулось и на площадке «Реабилитация от Covid-19», где участники поделились опытом того, как удалось сохранять качество образования в пандемию. Андрей Станкевич, лауреат и тренер команд по программированию ICPC, обратил внимание на то, как удаленный формат подсвечивает несовершенства образовательного процесса.
«Во время дистанта можно отметить не падение качества, а, прежде всего, выделение тех проблемных зон, которые были у преподавателей и до пандемии. Просто на удаленке несовершенство образовательного процесса в некоторых случаях стало критичным».
Участники обсудили не только сложности и пути выхода из ситуации — например, как проводить лабораторные работы по физике в условиях дистанционного обучения. Также предметом обсуждения стали неожиданные преимущества и возможности, которые открыл этот формат.
Упрощение жизни сотрудников и студентов
Помимо круглых столов и воркшопов программа конференции также предполагала экскурсию и знакомство с инфраструктурой ИТМО. Пройтись по вузу, осмотреть лаборатории, коворкинги и общественные пространства можно было в любой из дней ITMO.OPEN.
«Работая в Петербурге много лет, я впервые оказалась в ИТМО, — поделилась впечатлениями от осмотра декан Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ в Петербурге Ирина Щемелева. — Я под впечатлением. К примеру, роботы, используемые в инфохимии. Мы часто слышим про междисциплинарность, но когда ты видишь, что одно направление невозможно без другого, к примеру, химия без информатики, что это действительно работает, то это, конечно, впечатляет».
Также экскурсия дала возможность обменяться впечатлениями об услышанном на круглых столах и сессиях.
«Мне очень понравилось. Я сама занимаюсь вопросами цифровой информации в нашем университете — обучалась в Иннополисе. И то, что я здесь слышу, открывает возможности, дает варианты, как это можно применить в других университетах», — поделилась впечатлениями профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Ольга Санжина.
«Много интересного: как организована работа студенческого офиса, коворкинги, — добавил представитель Уфимского государственного авиационного технического университета Николай Сенюшкин. — Я как заместитель декана много взаимодействую с личным составом, и именно это направление хотелось больше всего изучить. Меня заинтересовало, как поставлена автоматизация рутинных процессов, что позволяет выделить силы на творческую работу, а не на формирование "макулатуры"».
До новых встреч
Всего на конференции прошло три десятка круглых столов и воркшопов. Также обсуждались такие темы, как продвижение образования, привлечение иностранных студентов, новый образа неклассического декана.
На церемонии закрытия гости ITMO.OPEN: Educational practices смогли еще раз обменяться опытом уже в неформальной обстановке и обсудить, в том числе, будущее взаимодействие.
«Наша команда уверена, что коммуникация — это самое важное в нашей работе. И спасибо вам, что мы вместе развиваем эти коммуникации: общаемся, делимся опытом, дискутируем, — сказала первый проректор ИТМО Дарья Козлова. — Давайте конкуренцию заменим на кооперацию потому, что синергия очень важна и мы вместе можем с вами совершать революции в развитии высшего образования в России и на глобальной арене. Это, наверное, только начало. Давайте обсуждать, как мы будем развивать такие коммуникационные площадки».