Развитие экономики невозможно без сильной и современной системы образования. Именно поэтому все большее внимания уделяется новым подходам к подготовке специалистов, которые придут в существующие компании или будут создавать новые прорывные стартапы. 

На ПМЭФ-2021 инновационным образовательным технологиям и их связи с бизнесом посвящена отдельная панельная дискуссия. В ней приняли участие старший партнер Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева, SVP по инвестициям, исследованиям и обучению JetBrains Андрей Иванов, председатель совета директоров ЦВТ «ХимРар» Андрей Иващенко, первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова, старший вице-президент «Сбера» Юлия Чупина и первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.

Образование в новой реальности

В прошлом году из-за пандемии коронавируса высшая школа оказалась в новой реальности. Нужно было быстро внедрить дистанционное обучение и новые форматы работы со студентами. Однако, как отметила Дарья Козлова, для ИТМО события 2020 года стали не только испытанием, но и возможностью для быстрого обновления.

«Новая реальность классная, и мы в ней оказались счастливыми! Баланс между цифровым и реальным миром был для нас привычен, поэтому в 2020 мы стали открытыми максимально быстро. Новые технологии, форматы, которые моментально адаптируются под запрос, — вот наши приоритеты», — пояснила первый проректор ИТМО.  

По ее словам, практически все наработки времен пандемии останутся в образовательном процессе. 

«Изменения невозможно открутить назад — студенты бронируют переговорки в коворкинге, чтобы совместно посмотреть лекции онлайн и сразу же их обсудить. Это новая реальность! Университет меняется даже пространственно, мы активно перестраиваем помещения, для [новой] организации процесса».

Кооперация вместо конкуренции

Пандемия ускорила цифровизацию не только образования, но и всей экономики. Вопрос дефицита грамотных IT-специалистов встал особенно остро. Ответом на него, считают участники дискуссии, может стать сотрудничество вузов.  

«Контент от передовых вузов, который был бы доступен всем передовым вузам, — это очень большая поддержка, — отметила Юлия Чупина. — Пусть не только студенты ИТМО собираются посмотреть онлайн-лекцию, а студенты любого вуза в стране собираются посмотреть лекцию ИТМО, МФТИ и так далее. […] Мы должны распространить знания от лучших преподавателей на всю страну».

Дарья Козлова согласилась, что университеты должны делать ставку на кооперацию, причем не только друг с другом, но и с компаниями, которые запускают свои образовательные площадки.

«Мы считаем, что все идет в зачет, [студенту ИТМО] можно брать модуль на “Нетологии”, у JetBrains, “Яндекса”, “Сбербанка”, — отметила она, — и все это интегрировать в свою индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на фундамент, который дает тебе университет».   

 

Дискуссия «Инновационные образовательные технологии на службе бизнеса» в рамках ПМЭФ-2021

Дискуссия «Инновационные образовательные технологии на службе бизнеса» в рамках ПМЭФ-2021

Преодоление границ

Еще один вызов для образования  — необходимость более адаптивной системы обучения, которая бы лучше учитывала желания и склонности человека.  

«У нас начинают ограничивать вектор развития ученика в пятом классе, — поделился своим мнением Андрей Иванов. — Если ты не пошел в пятом классе в физмат кружок, то шансы потом поступить в физтех уже у тебя понизились. Откуда [ученик] знает в пятом классе, хочет ли он в физмат кружок? И дальше все время эта воронка сужается. И к тому моменту, как человек понимает, что ему нравится или не нравится, он, возможно, уже университет закончил и не по той специальности, которая ему нравится».

Одним из способов борьбы с этой проблемой является интердисциплинарность обучения, когда студенты разных специальностей общаются друг с другом в ходе обучения и могут попробовать себя в разных проектах. 

«Надо придумывать механизмы, которые позволят студентам-физикам встретиться с биологами, программистами, перемещаться в общем проекте, а главное, вообще усомниться, а там ли они учатся? Мы в ИТМО [для этого] ввели внутривузовскую мобильность, когда студенты берут блок не из своего модуля», — подчеркнула Дарья Козлова.  

Дискуссия «Инновационные образовательные технологии на службе бизнеса» в рамках ПМЭФ-2021

Дискуссия «Инновационные образовательные технологии на службе бизнеса» в рамках ПМЭФ-2021

Среда для инноваций

Также участники дискуссии поделились мнением, как создать атмосферу, в которой студенты не боятся создавать новые проекты и стартапы. 

Наталья Попова считает, что в обществе необходимо менять отношение к опыту, в том числе неудачному. По ее мнению, сегодня российское общество очень нетолерантно к ошибкам, что сковывает инициативу. «Это надо менять на уровне ценностей», — отметила она.

По мнению Дарьи Козловой, университет должен создавать безопасную среду для студентов, где они не боятся пробовать, получая поддержку успешных выпускников и вдохновляясь их успехами. Кроме того, важно выстроить систему образования так, чтобы она была дружелюбна к студенту. 

«Для университета будущего очень важен принцип, что каждый равен профессору. Я считаю, нам надо больше и больше делать горизонтальных связей, студент должен иметь возможность и с [преподавателем] поговорить, и получить совет. Для этого должны быть условия, плоские аудитории и много других важных мелочей, из которых складывается среда создания, генерации нового», — сказала Первый проректор ИТМО.

Полную запись дискуссии можно посмотреть на официальном сайте ПМЭФ-2021.